Сценарий проведения мастер-класса «Оформление школьной доски к празднику»

0
0
Материал опубликован 3 December 2024

Сценарий проведения мастер-класса «Оформление школьной доски к празднику»

Разработала: педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа №88 г.о. Донецк" Федина Людмила Георгиевна.

Тема: «Нетрадиционные методы написания текста».

Аннотация. Сценарий мастер-класса разработан для педагогов школы. Вниманию педагогов предлагается вариант оформления школьной доски для проведения классного мероприятия (например, Праздника осени, Осеннего бал, Праздника урожая, Праздника букваря и пр.). В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована техника изготовления и использования трафарета и шаблона, способы изготовления ярких осенних листьев.

Цель: научиться изготавливать трафареты, шаблоны, спонжи. Приобрести навык написания текстов и создания элементов декора (на примере осенних листьев) через трафарет.

Задачи: развитие творческого потенциала педагога, повышение его компетенций, обучение различным техниками, формирование навыков ручной работы с текстами.

Материалы: краски гуашь, палитры, вода, кисти, ножницы, канцелярский нож, простой карандаш, листы формата А-4, А-3, А-1, бумага для трафарета, доска для резки ножом, линейка, поролон либо губка для посуды, колпачки от фломастеров, одноразовые перчатки, скотч, простые нитки, плотная цветная бумага.

Актуальность: выполнение требований Приказа Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Постановка проблемы. Все мы немного владеем цифровыми технологиями. Можем набирать и печатать текст. Но что делать если нужного оборудования не оказалось под рукой или нам нужны буквы большего формата, чем А4?

Где этот навык может пригодиться? Допустим, нужен текст на флаге, транспаранте, лозунге, номер отряда, машины, дома. Возможно, есть необходимость в многократном повторе текста. А если мы идем в поход и нужно, чтобы наши дети отличались не только галстучками, но и надписью на футболке? Тогда умение использовать трафареты нам окажет бесценную помощь.

В эпоху глобальной компьютеризации, трафарет уже практически нигде не используются. Поэтому теперь его можно отнести к нетрадиционному методу написания текста. Однако навыки использования трафаретов, всё ещё могут быть полезны педагогу. Умения вычерчивать буквы, выдерживать модуль шрифта, обводить и разукрашивать через трафарет помогут педагогам создавать прекрасные демонстрационные материалы для учащихся.

Мотивация: к празднику «Осенний бал» необходимо украсить доску осенними листьями и крупно на формате написать название праздника «Осенний бал».

Этапы:

Изготовление трафарета текста «Осенний бал».

Изготовление украшения на доску из бумажных осенних листьев.

​​​​​​​ Порядок работы:

1 этап. Текст «Осенний бал»

Приглашение гостей:

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Присаживаемся за столы. На каждом столе лежат заготовленные заранее материалы – это линейки, простые карандаши, ластик, листы формата А-4, А-1, канцелярский нож, ножницы, колпачок от фломастера, поролон, цветная двухсторонняя бумага, шаблон осеннего листа клена, одноразовые перчатки. Подготавливаем рабочее место.

Повторим правила техники безопасности работы с ножницами и канцелярским ножом:

Без надобности инструменты в руки не брать.

Ножницами режем медленно, постепенно убирая противоположную руку дальше от лезвия.

Канцелярский нож держим при нажиме так, чтобы левая рука была не под направлением движения ножа.

Напоминаю правила техники безопасности при работе с красками: краску необходимо брать кисточкой в минимальном объеме, при наборе краски использовать палитру.

Вступление. Читаю стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Обращаюсь к слушателям:

Дорогие учителя, посмотрите на осенний листочек клёна. Он конечно хорош, но можно самим сделать листочек более ярким и нарядным». Демонстрирую два листочка для сравнения – живой и декоративный. Таких листочков нам нужно сделать 15 штук.

В центре доски предлагаю на формате листа А1 написать текст названия выбранного мероприятия. Примерный текст «ОСЕННИЙ БАЛ».

Знакомлю с образцами различных шрифтов. Выбираем красивый, но не слишком сложный в исполнении шрифт (рисованный или рубленый шрифт). Вычерчиваем шаблон с габаритами буквы и ее перемычки. Вырезаем буквы канцелярским ножом. Высоту шрифта принимаем 10-15 см.

На формате А1 проводим простым карандашом горизонтальные линии по высоте выбранного шрифта, соблюдая межстрочное пространство.

Изготавливаем спонжи для разукрашивания трафарета. Берем кусочек поролона и вставляем его в колпачок фломастера так, чтобы выступал круглый край поролона.

Нашли середину листа А1, простым карандашом поставили отметки, одели одноразовые перчатки. Начинаем трафаретить от центра листа к краям. На палитру выложили кисточкой малое количество густой краски. Размешали краску спонжиком таким образом, чтобы спонжик был полусухим. При разукрашивании трафаретов, очень важно работать полусухим спонжиком. Это поможет избежать попадание излишков краски под трафарет. Можно потренироваться на черновике.

Чтобы создать в аудитории легкую атмосферу осеннего праздника, во время работы с трафаретом прослушиваем музыкальные произведения осенней тематики (например, песню «Однажды ветер пригласил на танец листья» в исполнении Нины Кирсо). Предлагаю просмотр подборки осенних картин художников- пейзажистов с использованием компьютера.

Проверяю и поправляю, при необходимости, напечатанные через трафарет буквы и текст. Откладываем для просушки. Убираем трафареты со стола. Переходим ко второму этапу.

2 этап. «Танец осенних листьев»

Нам нужно украсить доску так, словно листья стали вокруг текста и танцуют. Сможем ли мы заставить листья танцевать? Давайте проверим.

Если вырезать листья из двухсторонней плотной цветной бумаги, они будут яркими и плоскими. Нам же нужно, чтобы они были более живописными, чтобы можно было разглядеть фактуру и жилки листьев.

Заготовим контур одного листочка, вырежем. Получился и шаблон, и трафарет. Трафарет – это целый лист с дырочкой, а шаблон – это вырезанная форма.

Трафаретим и вырезаем 15 листиков.

Изготавливаем новый спонж из поролона и колпачка фломастера. Надеваем одноразовые перчатки, чтобы меньше пачкались руки.

На палитре наводим теплые цвета и быстро спонжиком трафаретим листочки.

Оттенки листьев добавляем по желанию. Например, на желтом листе выполняем один оранжевый край, другой зеленый.

Когда листочки высохнут, вырезаем их.

Разукрашиваем жилки листочков кисточкой № 2. При этом кисточку держим вертикально, чтобы линии жилок получились тонкие.

Крепим магнитами на доске наш лист А1 с крупным текстом «Осенний бал»

Крепим листья к ниткам скотчем, а на доску магнитами так, чтобы они образовали круг вокруг текста.

При небольшом сквозняке возникает движение воздуха и листья начинают словно оживать: шевелиться, вращаться на ниточках, трепетать. Создается иллюзия танца осенних листьев на доске.

Рефлексия:

Задание выполнено успешно. На доске красота, а в душе праздничное настроение. Надеюсь вам понравился весь процесс работы и песня? Есть такая поговорка: «Глаза боятся, а руки делают». Осеннее настроение может быть не таким уж и минорным. У природы нет плохой погоды. Не зря у А.С. Пушкина осень является любимым временем года. Работа с красками делает нас добрее, а осень – счастливее. Надеюсь, полученные знания и навыки вам пригодятся в педагогической работе. Если понравилось, приходите еще. Всегда рады вам.

Убираем рабочее место.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.