Сценарий внеклассного мероприятия по чтению «Литературный ринг»
Пермский край Кунгурский район село Калинино
МАОУ «Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Литературный ринг»
Из опыта работы
учителя коррекционных классов
Федотовой Светланы Викторовны
Сценарий внеклассного мероприятия по чтению «Литературный ринг» для обучающихся с ОВЗ (5-9 класс) с умственной отсталостью
Цель: Развитие интереса к чтению и литературе, активизация познавательной деятельности и развитие коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания по изученным литературным произведениям (адаптированным для данной категории учащихся).
Активизировать словарный запас, развивать речь и мышление.
Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Коррекционно-развивающие:
Развивать память, внимание, восприятие.
Совершенствовать навыки чтения и пересказа.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к чтению и литературе.
Формировать умение слушать и уважать мнение других.
Создавать положительную атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование:
Карточки с вопросами и заданиями (адаптированные).
Карточки с иллюстрациями к литературным произведениям.
Музыкальное сопровождение (веселые мелодии для конкурсов и пауз).
Наглядные пособия: портреты писателей, книги.
Презентация (слайды с вопросами, картинками).
Призы для победителей и участников.
Жетоны/баллы для подсчета результатов.
Секундомер.
Подготовительная работа:
Разделение класса на команды (2-3 команды).
Повторение изученных литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).
Подготовка карточек с вопросами и заданиями (адаптированные по сложности).
Подготовка презентации с иллюстрациями и вопросами.
Подготовка музыкального сопровождения.
Объяснение правил игры.
Ход мероприятия:
(Звучит веселая музыка. Команды занимают свои места.)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие – "Литературный ринг"! Мы будем соревноваться в знаниях литературных произведений, которые нам знакомы с детства. Все готовы? Тогда начинаем!
(Представление жюри (учитель, помощник учителя, старшеклассник)
Ведущий: Наше уважаемое жюри будет следить за ходом игры и оценивать ваши ответы. За правильные ответы команды будут получать баллы. В конце игры мы подсчитаем баллы и определим победителя.
1. Разминка "Узнай сказку по иллюстрации"
Ведущий: на экране появятся иллюстрации с известными с раннего детства сказки, вам нужно очень быстро поднять семафорную карточку и только тогда дать свой ответ.
(На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к известным сказкам:
"Теремок"
"Репка"
"Колобок"
Ведущий: Отлично! Вы хорошо знаете сказки. Переходим к следующему конкурсу.
2. Конкурс "Вопрос – Ответ"
Ведущий: Командам по очереди будут задавать вопросы по содержанию сказок, а вам нужно дать полный правильный ответ.
1 команда
Как звали девочку в сказке, которая принесла бабушке пирожки? (Красная Шапочка)
Кто тянул репку в сказке? (дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка)
Что снесла Курочка Ряба? (золотое яичко)
Как звали трёх медведей? (Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка)
2 команда
В чём принёс медведь Машу домой? (Короб)
На чём Емеля разъезжал по улице? (Печь)
От кого ушёл колобок? (от бабушки, от дедушки, от зайца, от волка, от медведя)
Как звали коня, у которого одна шерстинка золотая, другая-серебряная? (Сивка Бурка)
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо отвечаете на вопросы. Следующий конкурс проверит вашу память.
3. Конкурс "Узнай героя"
Ведущий: в этом конкурсе вы должны прослушать описание героя из литературного произведения, а вы узнать героя.
"Он жил в лесу, любил мед, был неуклюжим". (Медведь);
"Он была злой и хотела съесть Красную Шапочку". (Волк);
"Как звали девочку, которая жила с тремя медведями" (Маша);
Что изменил у себя Волк, чтобы пробраться в дом Козы» (Голос).
Ведущий: замечательно! Вы отлично знаете героев сказок.
4. Музыкальная пауза
(Включается веселая музыка. Ведущий проводит простую физкультминутку для снятия напряжения.)
5. Конкурс "Собери пословицу"
Ведущий: перед вами 3 конверта, в них лежат пословицы, но пословицы рассыпались, вам нужно собрать пословицы и приклеить их на конверт (на время).
"Семь раз отмерь, один раз отрежь";
"Делу время, потехе час";
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"
Ведущий: Умницы! Прекрасно! Вы знаете много пословиц.
6. Конкурс "Инсценирование сказки"
Ведущий: вот мы и добрались до последнего конкурса. Я попрошу капитанов подойти ко мне и вытянуть название сказки, которую нужно инсценировать. На подготовку реквизита, распределение ролей даётся несколько минут. Желаю вам удачи.
Морозко.
(по мотивам русской народной сказки)
АВТОР:
-Женщина одна в селе жила
И растила дочерей она одна.
Настенька работала с утра,
А Марфуша только лишь спала.
МАЧЕХА:
-Эй, Настюха, подь сюда.
У-у-у, бесстыжие глаза.
Принеси скорей воды,
Да смотри не урони.
АВТОР:
- Вот Настюха тянет из колодца
Полное воды ведёрце.
Вдруг верёвка порвалась,
Ведро упало в тот же час.
НАСТЯ:
- Что же делать, как мне быть,
За ведёрком надо плыть.
АВТОР:
-Настя прыгнула и тут,
Очутилась она вдруг
Перед домом ледяным,
Постучалась, дверь открыл
Ей Морозко и сказал:
МОРОЗКО:
- Знаю, Настя, почему
Ты пришла ко мне. Хочу
Твоему помочь я горю.
Ты немножко погости,
Дом в порядок приведи.
Я отдам тебе ведро,
Золото и серебро.
АВТОР:
- Настя вмиг взялась за дело:
Подмела паласы смело,
Приготовила пирог
И связала свитерок.
МОРОЗКО:
- Настя, милая моя,
Я доволен. За дела
Награжу тебя сполна,
А теперь домой пора.
АВТОР:
- Настя в домик свой вошла…
МАЧЕХА:
- Ты, дубина, где была?!
Кто работать в доме будет?
У-у-у, бесстыжая душа!
НАСТЯ:
-Дед Морозу я служила,
Вот награду получила.
МАЧЕХА (подлизываясь):
- Ах ты, доченька моя,
Что ж молчала ты? Ах да…
Ты с дороги ведь устала,
Сядь, рассказывай сперва.
АВТОР:
- Настя всё тут рассказала.
Марфа одеваться стала.
И ведёрко бросив в воду,
Бросилась за ним в погоню.
А на дне её встречал
Сам Морозко и сказал:
МОРОЗКО:
- Знаю, Марфа, почему
Ты пришла ко мне. Хочу
Твоему помочь я горю.
Ты немножко погости,
Дом в порядок приведи.
Я отдам тебе ведро,
Золото и серебро.
АВТОР:
- Марфа тут взяла метлу —
Пыль поднялась к потолку.
В печке весь пирог сгорел.
Дед Мороз остолбенел.
Ей подарок он вручает
И при этом намекает:
МОРОЗКО:
- По заслугам и награда.
Отправляйся ты обратно!
АВТОР:
- Марфа в домик свой вошла.
МАРФА:
- Настя как разбогатела.
Иж, чего вдруг захотела!
Я богаче Насти стала,
Вот взгляните!
АВТОР:
- И упала.
В том ведре одна вода.
Сказка кончилась, друзья!
Хитрый солдат
Жили-были в Лукоморье
Дед и баба, с ними пёс.
Дед работал весь день в поле,
Он у барина службу нёс.
Баба в доме убирала
И стирала, вышивала,
Деда вечером ждала,
Накрывала стол она.
Как-то дед вернулся поздно,
Сел за стол, вдруг вспомнил он,
Что ворота не закрыл он, крикнул:
- Эй, старуха дверь закрой!
А старуха закипела:
- Сам забыл, сам и закрой!
Я те что, девчонка что ли,
Издеваться надо мной?!
Долго спорили, шумели.
Тут старуха говорит:
- Кто обмолвится словечком,
Тот пойдёт, закроет дверь.
Тишина тут воцарилась.
Дед и баба не шумят.
Вдруг в открытые ворота
Постучался к ним солдат.
- Есть кто дома? Будьте добры,
Я солдат, иду с войны.
Накормите, напоите,
Долгий путь ждёт впереди.
Дед и баба всё молчат:
Проиграть-то не хотят.
Солдат мигом всё смекнул,
В дом вошёл и навернул.
Съел и первое, второе,
Пирогами закусил,
Взял большую кость и лихо
К бородке деда прикрутил.
Солдат быстро попрощался,
Вышел вон и был таков.
Вдруг собака, кость почуяв,
Забежала быстро в дом.
Кость собака ухватила,
Деда по полу потащила,
А старуха-то кричит:
- Ой, спасите! ̶ говорит, ̶
Вон пошла, собака злая!
А старик лишь только рад:
- Ты, старуха, проиграла,
Закрывай ворота в сад.
Спать легли старик, старуха
Не поевши ничего.
Если в доме нет согласья,
Будешь маяться потом.
Ведущий: пока команды готовятся, проведём игру со зрителями.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка, сказка «Репка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят, сказка «Волк и семеро козлят»).
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля, сказка «По щучьему веленью»).
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар-птица).
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же то за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Игла).
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Какой? (Ступа).
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник).
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
А дорога — нелегка,
А корзина — высока.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
В квартире звонил телефон.
Со мной говорил папа Слон,
Просил шоколад. Больше пуда!
Скажи-ка, звонил он откуда? (От верблюда)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Носик — круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький — крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их, но до чего же
Эти братья не похожи! (Три поросенка)
Подведение итогов и награждение: Жюри объявляет результаты "Литературного ринга". Команда-победитель награждается дипломом и призами. Все участники получают поощрительные призы.)
Ведущий: сегодня вы все показали отличные знания и умения! Спасибо за участие! До новых встреч!
(Звучит веселая музыка.)