Рабочая программа коммуникативного направления курса "Чудесный мир детства" для 1 класса
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования ____________ / Фуражева Л.В/ Протокол № 1 от « 22 » августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское _____________ / Лебедева А.В./ от « 23 » августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ № 38 от « 24 » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММУНИКАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КУРСА «ЧУДЕСНЫЙ МИР ДЕТСТВА»
Класс: 1А
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 7– 9 лет)
Воспитатель: Некрасова К. В.
г. Усолье - Сибирское
2023 – 2024 г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления курса «Мир вокруг нас» разработана в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Цель программы: развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни; формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
формировать у воспитанников ОВЗ, навыки в области безопасности жизни; способствующих социальной адаптации
развивать коммуникативную функции речи как непременное условие социальной адаптации обучающихся данного вида;
дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту их назначении и правилах пользования;
расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
развивать навыки межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
II. Содержание курса
Содержание курса «Чудесный мир детства» имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.
Раздел 1. «Здравствуй, школа!» (12 ч)
Школа-мой дом; Я дежурный; Безопасный маршрут; Двор моей школы; Мой адрес, мой дом, моя улица; Книга – наш друг, без неё как без рук; Как могут стать опасными домашние вещи? Вещи не бросаю-на место убираю
Раздел 2. «Я человек» (12 ч)
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе; Гигиена человека; Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России.
Раздел 3. «Мир вокруг нас» (16 ч)
Сезонные изменения; Времена года, Неживая природа; Живая природа; Растения и животные в разное время года; Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц; Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года; Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.
Раздел 4. «Азбука безопасности» (14 ч)
Наш город и его транспорт; Безопасный путь в школу и домой; Мы – пассажиры; Детям знать положено; Улица полна неожиданностей; Незнакомый предмет; Если друг оказался вдруг; Обманывать-нехорошо; Соблюдение безопасности при общении с животными; Съедобное, несъедобное; Советы доктора Айболита.
Раздел 5. «Этот сказочный мир» (14 ч) Чему нас учат сказки; Отгадай сказку; Рисуем сказочных героев; Сказки о добре и зле «Мешок яблок»; Вежливые сказки – «Винни Пух идет в гости»; «Дом для домовенка Кузи»; Общительные сказки «Варежка»; «Когда зажигаются елки»; Сказки о храбрых героях «Крошка Енот». Проявление сочувствия и сопереживания, формирование ценностного отношения ребенка к себе и к окружающим людям; Умение вступать в контакт и работать в коллективе
Курс «Чудесный мир детства» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант).
На реализацию программы по внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Сроки реализации программы — 1 год.
III. Планируемые результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к мнению окружающих.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.
Владение навыками коммуникации.
Развитие самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
Формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
Формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
Предметные результаты:
анализ несложных формы объектов;
соотношение несложных типов связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
строить умозаключения (с помощью взрослого);
конструировать (по образцу) простейшие объекты;
решение простейших логических загадок и задач;
проводить отбор и простейшую классификацию предметов. развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;
формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;
стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
Формы и виды контроля
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать. | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся | Индивидуальный контроль |
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения: каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
Кияйкина Наталья Федоровна
Некрасова Ксения Владимировна