Структурно-функциональная модель формирования системы профессионального самоопределения
Структурно-функциональная модель формирования системы профессионального самоопределения
Целевой блок |
Цель: содействовать ученикам старшей школы в выборе стратегии индивидуального и профессионального становления на основе личностных предпочтений, навыков и умений с использованием средств социально-культурной деятельности. |
Задачи: - сформировать общие принципы процесса самоопределения: - увеличить уровень компетенций, исходя из требований рынка труда на муниципальном и государственном уровнях и мира профессий в целом; - создать условия для комфортного развития творческих способностей; - сформировать положительную позицию к профессиональной деятельности; - сформировать и стимулировать характер индивидуума, необходимый для полномерного профессионального самоопределения; - найти и апробировать средства и формы социально-культурной деятельности, способствующие профессиональному самоопределению. |
Методологический блок | ||||
Принцип гуманизации предусматривает для учащегося главенствующую роль в учебном и воспитательном процессе. | Принцип демократизации предполагает возможность учащимся свободного выбора характера, формы и условий образовательной деятельности. | Принцип индивидуализации предполагает создание условий прогресса индивидуального развития индивидуума. | Принцип дифференциации рассматривает социальное и профессиональное становление личности в ученом и воспитательном процессе. | Принцип психологизации рассматривает условия становления необходимых для профессионального самоопределения сторон развития личности. Этот принцип является основным в процессе создания организационных и педагогических условий профессионального самоопределения. |
Содержательно-деятельностный элемент |
- интегративный подход к анализу рынка труда и просветительских услуг; - формирование целей и задач деятельности образовательного учреждения в процессе профессионального самоопределения учеников старшей школы, исходя из возможностей психологического и педагогического сопровождения; - поиск возможностей и средств для формирования поддержания процесса профессионального самоопределения учеников старшей школы; - выделение форм и методов социально-культурной деятельности позволяющих стимулировать профессиональное самоопределение в отдельную систему; - формирование схемы процесса профессионального самоопределения в образовательном учреждении, ее апробация, коррекция и внедрение в образовательный процесс; - определения уровня продуктивности данной схемы на практике; - определение оснований для ее внедрения в образовательный процесс. |
О рганизационно-технологический блок |
Развивающая предметно-пространственная среда | Программно-методическое обеспечение | Использование современных форм и методов социально-культурной деятельности с целью повышения интереса к процессу профессионального самоопределения |
Критериально-оценочный блок | ||||
Ценностно-нравственный компонент: - стимулирование способности самостоятельного совершенствования личностных качеств; - формирование устойчивой потребности к профессиональной деятельности, умственному и физическому труду; | Когнитивный компонент: - понимание требований, предъявляемых к условиям, в которых возможен осознанный выбор профессии, с учетом воздействий извне; - устойчивая потребность в непрерывном совершенствовании профессиональных качеств и навыков, активная деятельность в процессе профориентацинной деятельности; - свободное ориентирование в сфере образовательных услуг, а так же состояния рынка труда, с учетом их актуальности в данный временной период и возможности их трансформации. | Рефлексивный компонент: - умение релевантно воспринимать трансформацию общества; - адекватное восприятие необходимости референтивных изменений личности в процессе профессиональной деятельности; - умение реалистично определять вектор профессионального и карьерного роста, с учетом уровня личностного развития. | Деятельностный компонент: - ответственность за реалистичность социального положения и профессионального развития, исходя из самостоятельно намеченных перспектив; - умение самостоятельно формировать траекторию социализации, с учетом требований, предъявляемых выбранной профессией; - умение самостоятельно раскрывать личностный потенциал, умение выработать систему в достижении намеченных планов; - постоянное совершенствование профессиональных качеств и навыков; | Региональный компонент: - понимание взаимосвязи профессиональной деятельности и политики государства; - знание условий возможности обучения, профессиональной самореализации и объема рынка труда конкретного региона; - понимание значимости своей профессиональной деятельности в реализации политики конкретного региона; - знание культурных особенностей профессиональной деятельности конкретного региона. |
4