Технологическая карта урока на тему «Плесневые и дрожжи. Практическая работа "Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов"»
Практическая работа: Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Кабанова Надежда Валерьевна |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Кабинет биологии |
Тема урока |
Плесневые и дрожжи. Практическая работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний, |
☑ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные ценности научного познания, формирование культуры здоровья. |
|
Метапредметные проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, зависимостей биологических объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения. |
|
Предметные применять биологические термины, различать по внешнему виду живые организмы, перечислять особенности строения грибов, работа с микроскопом |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): одноклеточные, грибы, дрожжи, плесень, микроскоп, микропрепараты. |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок освоения новых знаний и урок-закрепление в 7 классе на тему Плесневые грибы и дрожжи. Практическая работа «Особенности строения мукора и дрожжей». Для организации деятельности обучающихся на уроке применяются следующие формы работы с детьми: индивидуальная, фронтальная, групповая. На уроке применялась интерактивная панель, световой микроскоп, готовые микропрепараты. А также использовались следующие цифровые образовательные ресурсы: Learningapps, РЭШ, ЯКласс |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||||||
-Каким вы хотите, чтоб был наш урок? -Знаете ли вы, что вы все уже употребляли в пищу одноклеточные грибы?
|
||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: парная. Учебные задания: перед учащимися микроскоп и три микропрепарата (лапка мухи, срез стебля и дрожжи). Посмотрите под микроскопом каждый препарат и определите дрожжи – те, о ком сегодня мы будем узнавать новое.
|
||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||||||
Сегодня вы узнаете, чем отличаются дрожжи от плесневого гриба – мукора. А также узнаете особенности их строения.
|
||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Ребята, давайте посмотрим на слайд. Мы видим, что гриб Мукор появляется на овощах и фруктах. Обратите внимание на строение мукора: его грибница состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Головки мукора – спорангии – содержат споры. Задание: Зарисуйте строение мукора и подпишите его части. Теперь, обратите внимание на строение другого плесневого гриба – Пеницилла. Вопрос: Какое отличие видите в сравнении с мукором? Верно, грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек. Задание: Зарисуйте гриб Пеницилл и подпишите его составные части. Пеницилл иначе называют зеленой плесенью и растет он чаще на хлебобулочных изделиях. А теперь, ребята, представляю вашему вниманию Дрожжи. Это организмы, состоящие из одной клетки и имеющие форму шарика (демонстрирую на слайде). Живут они в питательной жидкости, богатой сахаром.
|
||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа. Пройдите самостоятельно по ссылке https://learningapps.org/view2832781 и выполните задание.
Учащиеся выполняют задание в приложении и результат показывают учителю. Молодцы, справились неплохо.
|
||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||||||||||||
Деятельность учащихся: выполнение практической работы по плану. Сотрудничество с одноклассниками. А сейчас ваша задача: 1. Самостоятельно приготовить микропрепарат плесневого гриба мукора. 2.Найти под микроскопом спорангии, мицелий и гифы. 3. Зарисовать то, что вы увидели на своем микропрепарате. 4. Растворить дрожжи в воде с сахаром. 5. Найти под микроскопом клетки дрожжей. 6. Нарисовать клетки дрожжей.
|
||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||||||||||||
Каким образом споры плесневых грибов попадают на пищевые продукты?
|
||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||||||||||||
1. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора? 1) микроскопические плоды 2) питательные вещества 3) вода с минеральными солями 4) микроскопические споры 2. Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой 1) лишайник 2) плесень 3) микоризу 4) спору 3. Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности 1) пеницилла 2) мукора 3) головни 4) дрожжей
|
||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||||||
На прошлом уроке мы познакомились со шляпочными грибами. Заполните таблицу
|
||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||||||||||||
Напишите мне отзыв об уроке: что вы узнали сегодня нового. И смайликом покажите, понравился ли вам урок.
|
||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||||||||||||
Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых). |