Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать письма по плану» (2 класс)

8
0
Материал опубликован 3 April

Тема урока: «Учимся писать письма по плану »

Класс: 2

УМК: Начальная школа XXI века

Учитель: Ванчугова Светлана Михайловна

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:создать условия для формирования у обучающихся знаний о правилах написания писем по плану

Задачи:

образовательная:

- знакомить обучающихся с правилами написания писем;

- знакомить со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления;

- закреплять знания обучающихся по теме «Фразеологизмы».

воспитательная:

- воспитывать познавательный интерес к учебному предмету «Русский язык» и к изучаемой теме.

3) развивающая:

- развивать такие психофизические процессы, как мышление, память, воображение, речевые процессы, развивать навыки самоконтроля.

Формируемые УУД:

Предметные: научатся определять структурные компоненты письма; определять значение значения писем для человека в общении.

Личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

 

Метапредметные:

познавательные: формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир

Формы деятельности:

Фронтальная, индивидуальная

Формы обучения:

Консультация, беседа, самостоятельная работа, работа с комментированием

Ресурсы:

У учителя – меловая доска, учебник УМК «Начальная школа XXI века», раздаточный материал, ТСО, презентация.

У ученика – учебник УМК «Начальная школа XXI века» русский язык 2 класс 2 часть

 

 

 

План урока

Организационно-мотивационный этап – 2 мин;

Актуализация опорных знаний – 4 мин;

Формулировка темы урока, целеполагание – 4 мин;

Ознакомление и первичное закрепление изученного материала - 26 мин;

Подведение итогов, д/з – 2 мин;

Рефлексия – 2 мин.

 

Ход урока

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность урока

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный этап Время: 1 мин

 

Цель: настроить и мотивировать на урок

Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас на урок открытий, новых знаний и успехов!

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

личностные:

формирование внутренней позиции школьника.

 

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников.

 

2.Актуализация опорных знаний.

 

Цель: актуализировать знания обучающихся для дальнейшего изучения нового материала.

 

Время: 4 мин

Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение.

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться,

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил вчера?

Какие сочетания слов вы увидели в стихотворении?

-Что такое фразеологизмы?

 

-Какие фразеологизмы вы нашли в стихотворении?

 

 

- Какое значение у фразеологизма повесил нос?

 

-Какое значение у фразеологизма краснеет до корней волос?

 

- Какое значение у фразеологизма сквозь землю провалиться?

 

 

 

- Какое значение у фразеологизма бить баклуши?

 

Все верно! Молодцы! Вы знаете, что такое фразеологизмы и их значения.

Открываем тетради, отступаем 2 строки от предыдущей работы, подписываем число и классную работу.

Через запятую запишите фразеологизмы к себе в тетрадь.

 

Читают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

- фразеологизмы

- устойчивые (постоянные) сочетания слов

- повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться, бить баклуши

-уныния, разочарования, печали

 

-вспыхнуть от стыда, негодования

 

-кто-то или что-то куда-то неожиданным образом исчез или исчезло, и его невозможно нигде отыскать.

-бездельничать, заниматься пустяками

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение выполнять учебное действие различными способами;

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

3.Формулировка темы урока, целеполагание.

 

Цель: сформулировать тему урока, поставить цель на урок совместно с учителем.

 

Время: 4 мин

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд и его ключевое слово.

Работа в парах:

По горизонтали:

1.Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

2.Номер почтового отделения на конверте.

3.Местожительство или название местожительства.

4.Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. Антоним слова “враги”.

5.Сообщение, переданное по телеграфу или бланк с таким сообщением.

6.Пакетик из бумаги для вкладывания в него корреспонденции.

По вертикали:

1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.

 

Какое слово по вертикали у вас получилось?

 

Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?

Главное – грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

Зачем нам нужно уметь писать письма?

 

 

 

 

 

 

- Знаете ли вы как правильно писать письма?

Хотите ли научиться этому мастерству?

Сделайте предположение о том, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока звучит следующим образом «Учимся писать письма по плану»

Исходя из темы, поставьте цели, которых нам нужно достичь на этом уроке.

 

 

Все верно! На данном уроке вы познакомитесь с его структурой и правилами написания писем.

 

 

 

 

 

Почтальон

 

Индекс

 

Адрес

 

Друзья

 

Телеграмма

 

Конверт

 

Письмо

 

Письмо

 

 

 

- определенные правила

 

 

 

 

чтобы поделиться с кем-то, о чем то рассказать, чтобы человеку, получивший письмо, было приятно узнать какие то новости от своих друзей, родственников

 

-нет

- да

 

-письмо, написание письма

 

 

Узнать, как пишутся письма.

Научиться писать письмо.

 

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

4. Ознакомление и первичное закрепление изученного материала

 

Цель: познакомить обучающихся с новым материалом и закрепить их знания по этой теме

 

Время: 26 мин

- Сделайте предположение, что такое письмо?

- письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Запишем слово письмо в тетрадь.

Какая орфограмма в слове?

 

Как мы можем ее проверить?

 

 

Подчеркните гласную и и выделите корень

Какой корень выделили?

Молодцы!

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге.

Проще позвонить по телефону, отправить электронное письмо или смс. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. Это еще один забытый способ не только общаться, но и дарить радость.

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году.

 

Что представляли собой первые письма на Руси?

Как называлась специально выделанная кожа молодых животных?

Где первым делом появилась бумага?

Молодцы! Вы очень внимательно слушали.

Ребята, можем ли мы открыть письмо, которое адресовано не нам?

1 правило (вывешивается на доску)

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его получатель.

2 правило

Невежливо не ответить на полученное письмо

Ответ необходимо дать в течение 3-5 дней в вежливой форме

3 правило

Оформление письма

Текст должен быть написан красивым и аккуратным почерком

Почему нам необходимо соблюдать эти правила?

Мы с вами познакомились с правилами написания письма.

Теперь узнаем его структуру.

У вас на столах лежат карточки с названием частей письма.

Поработайте в парах и попробуйте распределить их в нужном порядке.

Назовите, что у вас получилось.

 

 

 

На доску вывешивается правильный порядок.

Молодцы! Мы познакомились со структурой письма.

Физкультминутка

 

Выполним упр. 2 в учебнике на стр 109.

Прочитайте письмо Сережи к своему другу.Читаем про себя.

 

Правильно ли Сережа написал письмо? Как вы думаете, пользовался ли Сережа планом, когда писал письмо?

 

 

 

-Попробуем помочь Сереже правильно написать письмо. Как вы думаете, что мы для этого должны сделать?

 

Верно!

Составление плана текста

Параллельно все на слайде

Подписываем упр. 2

Что запишем 1 пунктом плана письма?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы. С вашей помощью Сережа сможет правильно написать письмо.

-Мы прочитали письмо, как вы думаете, Какие части в нем можно выделить?

-С чего нужно начать письмо?

 

 

-Какая часть письма следует далее?

 

 

-И чем же заканчиваются письма?

 

Не забываем попрощаться в конце. Поставить дату и подпись в правом нижнем углу, но сделать это мы можем и в правом верхнем углу.

-Какие варианты начала письма вы можете привести?

 

 

-Какие варианты концовки можно использовать?

 

 

Молодцы! Теперь выполним следующее задание, чтобы посмотреть, как вы запомнили порядок письма.

У вас на партах лежит лист с заданием.

На нем вы видите план письма.

Согласно этому плану, вам нужно соотнести пункт плана и часть письма, то есть поставить соответствующую цифру.

1. приветствие, обращение

2. отдых в детском санатории, новые друзья

3. вопросы к родителям

4. пожелания, приветы

5. прощание, подпись

 

Что вы отнесли к 1 пункту плана?

 

 

 

 

Что вы отнесли ко 2 пункту?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вы отнесли к 3 пункту?

 

 

 

 

 

 

Что вы отнесли к 4 пункту?

 

 

 

 

Что вы отнесли к 5 пункту?

 

 

Молодцы! Вы справились с заданием и смогли соотнести пункты плана с текстом письма.

- это текст, написанный от руки

 

 

 

 

- безударная гласная в корне слова

- подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударением

 

-письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушаю рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- берестяные грамоты

 

- пергамент

- в Китае

 

 

- нет, нельзя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ответы детей

 

 

 

Работают в парах

 

1. приветствие

2. содержание письма

3. вопросы адресату

4. прощание

5. подпись и дата

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

Читают текст письма

 

 

 

Сережа писал письмо без плана, поэтому в тексте нарушен порядок предложений

 

 

- мы должны составить план письма Сережи

 

 

 

По 1 ученику выходят и записывают на доске

План

1.Слова приветствия, обращение.

2.Успехи по русскому языку.

3.Замечательная книга.

4.Футбол.

5.Слова прощания, подпись.

 

 

 

- Обращение к человеку, которому ты пишешь (начало).

-Рассказ о себе, об интересных событиях (основная часть).

Добрые слова, прощание (концовка)

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, уважаемый, приветствую, привет из …

 

- С уважением, с любовью, с наилучшими пожеланиями, до скорой встречи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- здравствуйте, дорогие мама и папа. Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.

- у меня все хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье мое улучшилось.

Настроение бодрое, веселое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи жизни из нашей жизни.

- какие у вас новости? Как вы живете без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.

- приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке.

- до скорой встречи! Целую. Скучаю. Ваша дочка Лена.

6 ноября 2024 г.

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

5. Подведение итогов урока. Д/з

 

Цель: подвести итог урока совместно собучающимися и задать домашнее задание.

 

Время: 2 мин.

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

 

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему учились?

- для чего нам нужно уметь писать письма?

 

Выставление оценок за урок.

 

д/з:

Написать письмо по плану.

1. Приветствие

2. Моя школа и класс.

3. Любимые уроки.

4. Некогда скучать!

5. Прощание, подпись

 

 

- учимся писать письма по плану

 

- ответы детей

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

6.Рефлексия.

 

Цель: узнать, насколько хорошо был проведён урок, какие задания показались трудными или наоборот.

Время: 1 мин.

-Ребята те, кто считают, что ему подходят данные фразы, встаньте.

Мне было интересно, потому что я узнал много нового.

Мне было интересно, потому что я смог выполнить все задания.

Я работал хорошо, но не в полную силу.

Мне надо быть внимательнее.

 

Спасибо за урок! Урок окончен!

Выполняют рефлексию

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.


 

Приложение


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 

По горизонтали:

1.Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

2.Номер почтового отделения на конверте.

3.Местожительство или название местожительства.

4.Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. Антоним слова “враги”.

5.Сообщение, переданное по телеграфу или бланк с таким сообщением.

6.Пакетик из бумаги для вкладывания в него корреспонденции.

По вертикали:

1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.


 


 


 


 


 

 

Прощание

Содержание письма

Дата и подпись

Приветствие

Вопросы к адресату

 

 


 


 


 


 


 

План письма:

1. Приветствие, обращение

2. Отдых в детском санатории, новые друзья

3. Вопросы к родителям

4. Пожелания, приветы

5. Прощание, подпись


 

Уt1712163644aa.gif меня все хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье мое улучшилось. Настроение бодрое, веселое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи жизни из нашей жизни.


 

Кt1712163644aa.gif акие у вас новости? Как вы живете без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.


 

Зt1712163644ab.gif дравствуйте, дорогие мама и папа. Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.

t1712163644ab.gif
 

До скорой встречи! Целую. Скучаю. Ваша дочка Лена. 6 ноября 2024 г.


 

Пt1712163644ab.gif риезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке


 

Домашнее задание

Написать письмо по плану.

1. Приветствие

2. Моя школа и класс.

3. Любимые уроки.

4. Некогда скучать!

5. Прощание, подпись


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации