Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка

2
0
Материал опубликован 10 December 2023

Автор: Бочкарева Жанна Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 217

г. Новосибирска


Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка


В 5 – 7- х классах, в которых работаю, учатся дети различного уровня подготовки по русскому языку. Знания у преобладающего количества учащихся (которые приходят в 5-й класс) соответствует базовому уровню (60 %). У многих детей есть пробелы в знаниях по этому предмету, а для некоторых русский язык – один из самых трудных предметов.

Особенно трудной в освоении является орфография. В 5 – 7- х классах программа по русскому языку предусматривает главным образом содержание работы по формированию и совершенствованию орфографической грамотности.

Орфографическая грамотность – одна из составных частей языковой компетенции, способная помочь в реализации жизненных задач.

Анализ письменных работ показывает, что количество орфографических ошибок у школьников от класса к классу увеличивается. Это свидетельствует о том, что новых орфографических правил с каждым годом накапливается очень много и удержать их в памяти становится проблематично.

В связи с этим определила для себя следующую проблему: «Повышение уровня орфографической грамотности в 5 – 7 классах на уроках русского языка через дифференцированное обучение». Работая над этой проблемой, создала одноименную технологию, включающую определенные этапы.

Первый этап. Входящая диагностика.

С целью определения факторов, характеризующих интеллектуальную и личностную активность детей к обучению, в начале учебного года организую в 5 классе психолого-педагогическое обследование. Использую методику определения уровня интеллектуального развития (тест Равена, см. приложение № 1), уровня самооценки (тест Дембо – Рубинштейна, см. приложение № 2), изучаю мотивацию учения (тест Лускановой, см. приложение № 3) и наличие школьной тревожности (тест Филлипса).

Обработка данных, в основном, показывает разный уровень интеллектуального развития учащихся, наличие адекватной самооценки у 68,5 % уч-ся, заниженной самооценки у 21 % уч-ся, завышенной – у 10,5 % уч-ся.

для себя определяю следующее:

создать условия

для успешной адаптации детей в школе,

для повышения уровня познавательного интереса,

для общения,

для творчеcкой деятельности,

для интеллектуального развития,

для формирования адекватного самооценивания.

С этой целью

использую дифференцированный подход к учащимся с разной степенью способностей и предметной подготовки,

создаю ситуации успеха для учащихся с низкими учебными возможностями и заниженной самооценкой,

выработала единую систему обоснованных, последовательных требований,

установила нормы взаимоотношений детей со сверстниками и т.п.

Для выполнения поставленных задач провожу предметную диагностику класса, чтобы иметь представление об учебных возможностях школьников.

Для этого использую следующие методы и приемы:

дифференцированная контрольная работа,

тест,

различные виды разборов с использованием таблиц,

изложение с творческим заданием,

сочинение – миниатюра,

пересказ,

диктант.

Содержание предметной диагностики

Сформированность орфографических умений и навыков

Уровни:

«Высокий» - учащийся обладает сформированными орфографическими умениями и навыками.

«Повышенный» - учащийся в основном обладает сформированными орфографическими умениями и навыками.

«Базовый» - учащийся обычно обладает слабо сформированными орфографическими умениями и навыками.

2. Умение выделять существенное в изучаемом

Уровни:

«Высокий» - учащемуся удается легко и быстро выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном, сделать вывод.

«Повышенный» - учащийся в основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале.

«Базовый» - учащийся обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, несущественных признаках.

Самостоятельность мышления

Уровни:

«Высокий» - учащийся проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями, в проблемных обсуждениях, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, проявляет оригинальность в выполнении упражнений и т.д.

«Повышенный» - учащийся стремится самостоятельно выполнить учебную задачу, нуждается в частичной помощи учителя.

«Базовый» - учащийся обычно не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения.

Умение работать в должном темпе

Уровни:

«Высокий» - темп выполнения основных учебных навыков (техника чтения, письмо, выполнение заданий) выше, чем у остальных учащихся.

«Повышенный» - темп выполнения основных учебных навыков как у большинства учащихся 5-х классов.

«Базовый» - темп выполнения основных учебных навыков существенно ниже, чем у большинства.

Для отслеживания и анализа учебных возможностей учащихся разрабатываю таблицу.

Создала таблицу коррекционных мероприятий для учащихся с проблемами в обучении в процессе освоения русского языка, в которой указываю на возможные причины проблем и даю рекомендации.



Таблица коррекционных мероприятий в процессе освоения русского языка

учащимися с проблемами в обучении

п/п

Феноменология

Возможные причины

Рекомендации, коррекция

1.











Не ориентируется на плоскости; не видит строку.








Дефект зрения.

2 . Несформированность зрительно-моторной координации.

3. Нарушение «закона оси». Не отработана ориентировка вокруг себя и на себе, горизонталь и вертикаль.

4. Слабое развитие мелкой моторики.

- консультация офтальмолога;

- развитие ориентации в пространстве и на плоскости;


- развитие навыка произвольности;

- графические диктанты как тренировочные упражнения;



- развитие мелкой моторики.

2.











3.

























4.




















5.





















6.









Постоянная грязь в тетрадях; обводит буквы, слова.








Не дописывает до конца предложения, слова;

на письме пропускает, удваивает и вписывает лишние буквы.

















Искажение слоговой структуры слова (пропуск, перестановка, вставка слогов). Трудности при переносе слов.













Нарушение границ между словами, предложениями (сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогом, раздельное – с приставкой).











Затруднения в употреблении заглавной буквы.

Неумение пользоваться точкой для отделения предложений.

Аграмматизмы на письме.



1 . Недостаточный объем внимания.

Низкая организованность.

Слабое развитие мелкой моторики.

Психогенные условия воспитания.

Недостаточность произвольности.


Недостаточность звукобуквенного анализа.

Низкий уровень фонематического восприятия.

Слабая концентрация внимания.

Повышенный мышечный тонус.

Недостаточность слухо-речевой памяти.

Несформированность приемов самоконтроля.

Повышенная тревожность.










1.Не сформирован слоговой анализ слова.

2.Нет дифференциации понятий «гласный – согласный», «звук – буква»,

«буква – слог», «слог – слово».














1. Не развит анализ речевого потока (трудности при выделении слова из предложения, при делении текста на предложения).

2. Пространственные отношения не абстрагируются от предмета.

3. Нет четкой дифференциации понятий предлог - приставка.

4. Недостаточный лексический запас.










1. Не усвоено правило.

2.Не развита способность вычленять предложение из текста.


3.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа.


4. Невнимательность.

5. Несформированность

грамматического строя речи.

- развитие параметров внимания;

- снижение темпа обучения;

- снижение нагрузки (объема письменных работ);

- развитие мелкой моторики;


- увеличение плотности (различные виды работ с одним материалом): пишем одно предложение и работаем только с ним;

-кинестетическая организация движений.


1. Развитие звуко-слоговой структуры речи:

- определение количества звуков и букв в слове;

- придумать слово с определенным количеством звуков или букв;

- узнать слово («к-о-ш-к-а»);

- образование новых слов путем наращивания или замены букв, звуков;

- образование слов из данных звуков, букв (т,к,о – ток и т.д.);

- синхронное проговаривание записываемого слова;

- подбор картинок на данный звук-букву;

- подбор буквы к звуку;

- выделение и нахождение звука (буквы) в слове;

- вставить пропущенную букву;

2. Штриховка, дорисовывание геометрических фигур;

- обводка рисунка (буквы, слова);

- дорисовывание деталей предмета;

- работа с разрезными картинками;

- выборочный звуковой диктант;

- релаксационные упражнения.


Определить количество и последовательность слогов;

- показать зависимость смысла слова от его оформления:

- придумать слово с определенным количеством слогов, с заданными слогами, с одним заданным слогом;

- учить осуществлять синтез слов: го-ло-ва;

- образовывать новые слова от исходного путем отсечения и наращивания слогов: пол-полка, мелко – мел;

- зрительные и слуховые диктанты слогов;

- ребусы, кроссворды, слоговые и буквенные анаграммы;

- слоговые упражнения;

- поиск заданного слова из ряда других (каша – нос, цветок, руки, Маша, коса), из ряда сходных (мука – рука, кума, мак и т.д.).

1.Обогащать словарь, уточнять смысл слов в предложении.

2.Обращать внимание на то, что с изменением одного слова может меняться смысл всего предложения.

3.Учить делить сплошной текст на предложения, слова.

4. Учить определять количество и последовательность слов в предложении, предложений в тексте.

5. Придумать предложение

- с определенным количеством слов;

- с заданным одним словом (в начальной или необходимой форме);

- с заданными словами (в начальной или необходимой форме);

- с 2-3 опорными словами, а остальные (или одно) должен вставить ребенок.

6. Тренировочные упражнения с целью дифференциации предлогов и слов с приставками.

1 . Ликвидировать пробелы в знаниях.

2 . Учить выделять слова (заданное слово) из потока, например, шаркор- зинабулкааистстоллампа.


3.Уточнить понятие «предложение», «слово».

Учить делить текст на предложения:

Былазимамамакупилаелкускороновыйгод

4 . Развитие внимания.

5. Формирование грамматического строя речи: а) согласование;

б) примыкание.

Успешному обучению правописания способствовал тщательный отбор приемов и упражнений для учащихся с разными нарушениями поведения в детском возрасте, которые проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности (гиперактивности) и импульсивности поведения, несформированности познавательных процессов. Для индивидуального обучения.


п/п

Нарушения

Приемы

1.






2.




3.





4.



Нарушений внимания и самоконтроля.





Нарушения планирования.




Нарушение памяти 

(двигательной или смысловой).



Нарушение памяти 

(зрительной, слуховой, речедвигательной).

1.1. Прием составления небольших текстов с большим количеством грубых ошибок (орфографический материал). Ребенок при этом выполняет роль учителя, т. е. красным карандашом исправляет ошибки.

1.2. Упражнение. Вычеркивание в колонке текста часто встречающейся буквы.

Задание: расписать этапы, которые нужно пройти, чтобы решить задачу. (Важно проследить, чтобы планы реализовывались и действия не подменялись планированием).

Задание: кратко конспектировать необходимый материал.

3.1. Методика “пиктограмма” основана на умении с помощью несложных обозначений и рисунков представлять данный материал. В результате специальных занятий с ребенком этот навык автоматизируется и дальше уже осуществляется на внутреннем плане (мысленно).

Прием «Трудное – запомни!» Различные виды памяти «подстраховывают» друг друга: 25 секунд учащиеся рассматривают 10 слов, затем их проговаривают и записывают под диктовку.

Второй этап. Целеполагание. Цель работы повышение уровня орфографической грамотности учащихся 5 – 7 - х классов.

В зависимости от уровня интеллектуального развития, сформированности самооценки, учебной мотивации и учебных возможностей детей определяю задачи технологии.

Для учащихся базового уровня:

- формировать и совершенствовать умение видеть орфограмму;

-формировать умение обозначать условия выбора орфограммы.

Для учащихся повышенного уровня:

-совершенствовать умение обозначать условия выбора орфограммы;

- совершенствовать умение формулировать правило на изученную орфограмму;

- совершенствовать умение группировать орфограммы;

- совершенствовать и формировать умение сравнивать, сопоставлять изученные орфограммы.

Для учащихся высокого уровня:

- совершенствовать умение обозначать условия выбора орфограммы;

- совершенствовать умение группировать орфограммы;

- совершенствовать умение сравнивать, сопоставлять изученные орфограммы;

- совершенствовать умение подбирать тексты на изученные орфограммы (для диктантов, дидактических материалов, контрольно – измерительных материалов).


Третий этап. Отбор дидактических принципов обучения.

Для учащихся высокого и повышенного уровня:

- принцип научности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип сознательности и активности;

- принцип прочности.

Для учащихся базового уровня:

- принцип доступности;

- принцип прочности;

- принцип последовательности;

- принцип системности.

Четвертый этап. Отбор содержания обучения.

Произвожу отбор содержания материала. Занятия организую по следующим учебным пособиям:

Пятый этап. Изучение нового материала.

всем обучающимся обеспечиваю такие типы и виды заданий, при которых дети будут работать в соответствии со своими возможностями, что является необходимым условием дальнейшего повышения уровня их обучаемости и работоспособности.

На этапе подготовки учащихся к восприятию нового материала даю общие для всех дифференцированные или индивидуализированные задания на дом или перед уроком, на котором будет вводиться новый материал (повторить тему, разделы, выполнить упражнения, провести наблюдения и т.д.). Например, перед тем как начать изучать данную тему, предлагаю учащимся высокого и повышенного уровня в качестве домашнего задания провести самостоятельное наблюдение над материалом в учебнике, приготовить свои примеры (для того чтобы создать проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила).

При этом использую для учащихся высокого и повышенного уровня

приемы: наблюдение, проблемные вопросы, анализ, исследование языковых явлений, работа с текстом учебника, с художественным текстом, работа с таблицей;

методы: проблемное изложение, исследовательский, эвристический (классификация И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина).

Часто на уроке использую прием сочетания фронтальной работы с индивидуальной: беседа и работа с книгой (наблюдение, сравнение, вывод делается с помощью учителя). Изучение нового материала (начиная с этапа объяснения нового и заканчивая тренировочными упражнениями и закреплением) для учащихся базового, повышенного и высокого уровней сопровождаю серией самостоятельных упражнений разной степени сложности.

Вариант работы по изучению темы «О-Е после шипящих в окончаниях существительных» в сочетании фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.

Я нарисую март карандашОм

Прозрачным, призрачным пейзажЕм.
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисаж
Ем!

Из предложенного отрывка

выпишите слова с выделенными буквами в 1-й столбик; определите, к какой части речи они относятся; подчеркните выделенные буквы;

напишите во 2-й столбик транскрипцию этих слов; сравните написание и произношение выделенных букв: определите, после каких согласных стоят выделенные буквы;

измените слова в 3-м столбике, для того чтобы правильно выделить окончания во 2-м столбике (для учащихся базового уровня).

кt1702212978aa.gif арандашОм [карандаш о/м] карандаш

пt1702212978aa.gif ейзажЕм [пи-эйза/ж и-эм] пейзаж

вt1702212978aa.gif ернисажЕм [ви-эрниса/ж и-эм] вернисаж


Все учащиеся заканчивают работу примерно в одно и то же время. Вместе делаем вывод: под ударением в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц слышится и пишется - О, без ударения – Е. При формулировке правила использую для наглядности таблицу (по форме – простую, по способу передачи материала – статичную (см. приложение №7)):

О/

Е

е [ ж] О/м

ер [ш] О/м

све[ ч] О/й

бор[щ] О/м

бор[ц] О/в

Пейза/[ ж]Ем

ка/[ш] Ей

кля/[ ч] Ей

ма/р[щ] Ем

па/ли[ц] Ей


















В помощь для учащихся базового уровня даю таблицы на доске и в тетрадях для правил.


t1702212978ab.png



t1702212978ac.png

Для сравнения:

t1702212978ad.png

Благодаря серии самостоятельных работ на этапе наблюдения за материалом по изучению нового, формируется умение находить орфограмму (предметное умение). Ученики сравнивают и анализируют, как пишется и как слышится слово (формирование общеучебного умения). При этом осуществляю контроль, умеет ли ребенок видеть орфограмму (это больше относится к слабым учащимся): сделать работу на листочке и сдать учителю.

Учитывая, что в классе есть дети с низкой мотивацией учения, а преобладающим мотивом учения в младшем подростковом возрасте является желание жить и работать в коллективе среди товарищей, тесно взаимодействующий с познавательным интересом, часто использую

- групповые формы работы, работу в парах, в четверках (формирую группы и пары по интересам, совместимости);

- игровые формы урока, вовлекая в процесс обучения всех ребят (урок-викторина, урок-путешествие и т.д.); на таких занятиях «сказочные герои» задают вопросы по орфографии, звучат загадки, составляется коллективная сказка и т.д.).

Шестой этап. Тренировочное обучение.

В тренировочных упражнениях главное внимание уделяю организации усвоения орфографического правила. От заданий при изучении нового они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, трудность выполнения которых нарастает:

чтение, проговаривание и сравнение фонетического строя с фонематическим; запись транскрипции;

упражнения, развивающие умение фиксировать опознавательные признаки (найти в данном тексте изученные орфограммы);

подбор однокоренных слов;

запись слов, в которых есть орфограммы; обозначение орфограмм (учащиеся базового уровня обозначают орфограммы с помощью таблиц, которые носят алгоритмический характер, облегчающий выработку орфографического навыка).

Кроме этого учащимся повышенного и высокого уровней предлагаю выполнить упражнения повышенной сложности и творческого характера,  чтобы сформировать умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков:

группировка слов с одинаковыми орфограммами;

составление гнезд однокоренных слов;

- составление с данными словами словосочетаний, предложений.

Образец задания:

Уровень Б

Уровни П и В

1. Выписать слова с изученной орфограммой из недеформированного текста, записать их в транскрипции, подчеркнуть изученную орфограмму, поставить ударение.  

 Ежом, тучей шалашом, танцем, лучом, рощей.

1.Выписать слова с изученной орфограммой из недеформированного текста,

записать их в транскрипции, обозначить орфограмму № 18.  

 Ежом, тучей шалашом, танцем, лучом, рощей.

Выписать слова из недеформированного текста и обозначить изученную орфограмму № 18 из 1, 2, 3, 4 предложений.

2 . Выписать слова из деформированного текста, обозначить орфограмму № 18.


Списать слова из деформированного текста и обозначить изученную орфограмму.

План:

Выпишите слова с изученной орфограммой и поставьте ударение.

Выделите окончания.

Если ударение падает на окончание,

Если ударение не падает,

то – О/

то – Е

Одной чертой подчеркните орфограмму.

Двумя чертами подчеркните шипящие.

3. Составить предложения или текст со словами изученной орфограммы. Обозначить орфограмму №18.


Даю задания детям с учетом формирования их адекватной самооценки. Учащиеся с заниженной самооценкой выполняют задания по силам. При этом учитываю индивидуальные склонности ребенка, его интересы. Например, рисующим детям предлагаю нарисовать, читающим – пересказать и т.д. Результаты индивидуально-творческих заданий помогают детям ощутить успех, почувствовать свою значимость. На уроке часто использую групповые формы работы.

Учащиеся высокого уровня помогают одноклассникам решать проблему. При этом в групповой форме работы особое внимание уделяю детям с завышенной самооценкой.

Таким учащимся даю задания репродуктивного характера, заставляю их идти за другими в решении задачи; чередуя роли в группе (ведущий, консультант, помощник и т.д.), добиваюсь того, чтобы дети почувствовали себя не только лидерами, но и подчиненными.

Седьмой этап. Организация самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы учащихся использую принцип уровневой дифференциации: подбираю дидактический материал для работы в классе и дома, посильный для школьников. Стараюсь использовать различные типы и виды самостоятельной работы, учитывая разные возможности школьников.

Для учащихся базового уровня применяю такие типы и виды самостоятельной работы:

запись слов, в которых есть орфограммы;

обозначение орфограмм по образцу;

упражнения, развивающие умение фиксировать опознавательные признаки (найти в данном тексте изученные орфограммы, подобрать слова с той же орфограммой);

осложненное списывание;

запись деформированного текста с обозначением орфограммы на основе заданного алгоритма или с использованием таблиц;

запись слов, в которых есть однотипные орфограммы;

подбор однокоренных слов;

работа с орфографическим словарем (выписать определенное количество слов с данной орфограммой);

диктант предупредительный (зрительный, объяснительный);

заполнение таблиц (даю специальные задания, требующие аналитического ума, в результате чего материал прочнее закрепляется в памяти):

Образец задания для Б уровня. Изучите данную таблицу, перепишите ее в тетрадь, подтверждая каждое положение данными примерами.

ПРИ-

(присоединение, приближение, близость, непол- ное действие)

ПРЕ-

( = очень)

( пере -)

неясное значение

приставок

ПРЕ - и ПРИ-


ПРЕ - и ПРИ -

в составе корня

ПРЕ - и ПРИ -

в зависимости

от лексического

значения


Использование таблиц обеспечивает работу каждого учащегося в доступном ему темпе, а также стимулирует способности одних и создает перспективу другим школьникам. Учащимся высокого уровня даю задание самим составить таблицу по изученной теме, подобрать примеры. Школьникам повышенного уровня предлагаю достроить таблицу, в которой дано только объяснение правила написания ПОЛ - со словами. Учащиеся базового уровня заполняют таблицу примерами из учебника или составляют таблицу под руководством учителя или учеников-консультантов (учащихся высокого уровня). Часто ученики выполняют задания сообща. Это помогает разнообразить процесс анализа, обсуждения лингвистического явления, способствует умению вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Предлагаю составить обобщающие таблицы учащимся высокого уровня

При организации самостоятельной работы провожу наряду с формированием новых умений коррекционные мероприятия для учащихся с проблемами в обучении. Использую специальные приемы и упражнения для школьников с разными нарушениями в детском возрасте. Рекомендации по работе с такими детьми были представлены выше в таблице коррекционных мероприятий. На каждом уроке провожу словарно-орфографическую пятиминутку. Выявив возможные причины проблем правописания учеников, подбираю индивидуальные упражнения.

Для учащихся с низким уровнем учебной активности ставлю посильные учебные задачи с перспективой роста мотивации: подобрать иллюстративный материал или загадки на определенную тему, составить слайд, сочинить сказку, сделать аудиозапись текста орфографического диктанта, выписать из орфографического словаря слова на определенную тему и т.д., отправить на почту.

Восьмой этап. Мониторинг.

Особое место в обучении русскому языку занимает систематическая проверка орфографической грамотности учащихся. Формами текущего и итогового контроля служат различного вида разборы, письменные работы (мини-сочинения, изложения с творческим заданием, контрольные и проверочные диктанты, тесты, срезовые работы).

Для учащихся высокого и повышенного уровня использую тесты, самостоятельные работы по обобщающим таблицам, мини-сочинения с творческим заданием.

Для учащихся базового уровня - заполнение таблиц, работа по алгоритмам, тесты, проверочные работы, письмо по памяти.

Например, для проверки орфограмм в окончаниях глаголов можно использовать следующую таблицу алгоритмического характера:

Б уровень. Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

Если не исключения

Если не на – ить (1 спр.)

Если на – ить, (2 спр.)


То –е-, -у-, -ю-

То –и-, -а-, -я-

Если исключения

Брить, стелить (1 спр.)

Слышать, видеть и т. д. (2 спр.)


То –е-, -у-, -ю-

То –и-, -а-, -я-

Девятый этап. Результаты. Предметные знания, умения и навыки.

В результате поэтапной работы в отборе дидактических принципов, содержании обучения, организации учебно-познавательного процесса и систематическом контроле на уроках русского языка учащиеся базового уровня:

видят орфограмму;

умеют обозначать орфограмму.

Учащихся повышенного уровня:

умеют обозначать орфограмму;

умеют формулировать правило на изученную орфограмму;

умеют группировать орфограммы;

умеют сравнивать, сопоставлять изученные орфограммы.

Учащихся высокого уровня:

умеют обозначать орфограмму;

умеют группировать орфограммы;

умеют сравнивать, сопоставлять изученные орфограммы;

умеют подбирать тексты на изученные орфограммы (для диктантов, дидактических материалов, контрольно – измерительных материалов).

Десятый этап. учебные умения и навыки.

Предметные умения и навыки дают возможность осуществлять межпредметные связи, вырабатывать общеучебные умения и навыки, что значительно помогает в учёбе по самым разным предметам, в какой-то мере облегчает процесс усвоения учебного материала. Формируются основные учебные умения и навыки

у учащихся базового уровня:

использование методов познания (наблюдения, измерения, опыта и т.д.)

(видят орфограмму)

умеют сравнить звук и букву, слитное и раздельное написание,

умеют сопоставить морфемную структуру слова и способ её образования;

умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

(умеют обозначать орфограмму)

знают опознавательные признаки и указывают условия выбора правильного написания;



информационно-коммуникативные умения:

адекватно воспринимают устную речь и способны передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

у учащихся повышенного уровня:

умение классифицировать объекты по одному предложенному критерию

умеют группировать орфограммы;

умение сравнивать, сопоставлять по предложенным основаниям

умеют сравнивать, сопоставлять изученные орфограммы;

информационно-коммуникативные умения

умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), составлять план, тезисы, конспект;

у учащихся высокого уровня:

творческое решение учебных задач

умеют мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные виды творческих работ;

информационно-коммуникативные умения

умеют выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблицу, схему) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

умеют приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

рефлексивные

(решение общей задачи, помощь учеников-консультантов)

самостоятельно организуют учебную деятельность (ставят цель, планируют, определяют оптимальное соотношение цели и средств);

- владеют умениями совместной деятельности: согласованием и координацией деятельности с другими ее участниками; объективным оцениванием своего вклада в решение общих задач коллектива; учитывают особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

В результате поэтапной дифференцированной работы по русскому языку в 5-7-х классах через структурирование, обобщение и систематизацию изучаемого материала учебные возможности школьников возрастают, что говорит о продуктивном влиянии данного подхода на повышение орфографической грамотности.

14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации