12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна111
Россия, Липецкая обл., Елец

Проект «12 месяцев»



Тема проектной деятельности: «Осенняя лирика».

Авторы работы: обучающиеся 8 а - 9 класса

Руководитель: Клевцова Т.В., классные руководители.

Образовательное учреждение: ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Елец»

Используемые ресурсы: книги и хрестоматии из школьной библиотеки, картины русских художников, музыкальные произведения П.И.Чайковского.



1. Актуальность темы: Актуальность проекта:

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение именно стихов позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как интересное, увлекательное и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на чтение других видов литературных текстов. Осень - одно из самых поэтических времен года. Она вдохновляла многих писателей на создание запоминающихся лирических произведений, волнующих душу. Мы решили создать свой проект по произведениям русских поэтов, дополнив художественными полотнами известных художников и музыкальными композициями, который может быть использован для подготовки к урокам и во внеурочной деятельности, произведения сопроводить иллюстрациями для создания соответствующей атмосферы их восприятия.

Цель проекта:

Создавать условия для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.

Задачи проекта:

Обучающие:

Научить школьников различать признаки времен года в стихотворных строках, находить эпитеты, метафоры и т.п. в произведениях .

Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности

Развивающие:

Развивать у учащихся познавательный интерес.

Развивать творческие способности учащихся.

Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.

Приобщить детей к чтению художественной литературы.



2. Определение предмета и цели исследования.

Предмет исследования в нашей работе - поэзия, ее художественные средства. Результатом работы в рамках проектной деятельности является проект «Осенняя лирика».

3. Формулировка проблемы.

Осень - одно из самых поэтических времен года. Она вдохновляла многих писателей на создание запоминающихся лирических произведений, волнующих душу. Мы решили выявить взаимосвязь между творчеством поэтов, художников и композитора П.И.Чайковского и составить презентацию по данной тематике, которая может быть использована для подготовки к урокам и во внеурочной деятельности, сопроводить иллюстрациями для создания соответствующей атмосферы их восприятия.

Проблема:

выявить взаимосвязь между творчеством русских поэтов, художников, П.Чайковского;

узнать как об одном и том же явлении природы поэт, композитор и художник «говорят» по-разному.







4. Выдвижение гипотезы.

Мы предполагаем, что именно данная подборка произведений поможет ученикам подготовиться к урокам и внеурочным мероприятиям по данной тематике, лучше понять и воспринять образ осени в творчестве русских поэтов.



5.Проверка гипотезы. Выбор методов исследования.

5.1. Для проверки гипотезы сначала обсудили главную проблему, идею. Составили четкий план работы.

Прежде всего, было необходимо:

- подобрать литературу, музыку, картины по интересующей нас теме,

- выбрать стихотворения, соответствующие теме и возрасту,

- провести классный час с использованием подобранных произведений.

5.2. Выяснили пути достижения цели, определили вместе с учителем конечный результат деятельности.

5.3. Сбор информации, ее структурирование.

С помощью классного руководителя подобрали музыку на осеннюю тематику из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, составили список стихотворений русских поэтов, выбрали картины художников. Рассмотрели, с помощью каких художественных средств изображается осень на полотнах великих художников (И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов, А.Васнецова). Какие цвета и художественные формы можно использовать при иллюстрировании произведений.

5.4. Оформление результатов работы.

5.5. Провели классный час с использованием прочитанных произведений, обсуждением художественных особенностей осеннего пейзажа. Поделились собственными впечатлениями и эмоциям. Вспомнили, какие образы использовали художники и поэты для создания осеннего пейзажа.

В ходе выполнения проекта использовались следующие методы:

- теоретические: анализ литературы, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы,

- эмпирические: опросно-диагностические методы (опрос, беседа), анализ творческих работ, наблюдения,

- оценочно-статистические6 оценка значимости гипотезы и самого проекта.





6. Интерпретация результатов, возможные выводы.

Работа с книгой серьезный, вдумчивый труд. Именно поэтому она должна быть эмоциональной и интересной, вызывать удивление, сопереживание, будить мысль и воображение. Анализ проделанной работы, обсуждение результата позволили прийти к выводу, что нестандартный подход к работе с литературными источниками позволяет вызвать у детей интерес к литературе, к творчеству русских поэтов. Обучающиеся предложили продолжить изучить творчество русских поэтов и сделать подобные презентации по всем временам года. Таким образом, гипотеза подтвердилась, обучающиеся пришли к выводу, что подобный вид деятельности помогает изучить творчество поэтов, посвященное определенной теме. Можно ли с помощью аналогичных методов привить детям любовь к книге, интерес к исследовательской деятельности? Возможно, это будет темой нашего будущего проекта.





Используемая литература:

1. М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2009г.

2. «Формирование ключевых компетентностей в начальной школе», Ульяновск, УИПКПРО, 2008г.

3. В.С Кузин «Изобразительное искусство», Москва, Дрофа, 2008г.

4. Н. А. Пшеницына «Времена года», Москва, Владос, 2001г.

5. А.А.Вахрушев, О.В Бурский «Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира», Москва, Баласс, 2003г.























t1698432582aa.gif





t1698432582ab.png



t1698432582ac.gif

t1698432582ad.png

t1698432582ae.jpg

Осенние мотивы были наиболее любимые Левитаном. Надо сказать, что на тему осени им было создано очень много картин. Не только больших картин, небольших, но и этюдов, а также замечательных акварелей и пастелей. «Левитанская осень» стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки. В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.





t1698432582af.jpg

t1698432582ag.jpg

Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

t1698432582ah.jpg

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.







Иван Бунин

* * *

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным.
Гудит-поет в стволы ружья.
1889

Похожее настроение художник Левитан избрал для своего полотна «Осень. Охотник» Усеянная опавшими листьями лесная просека, по которой вдалеке идёт охотник с собакой .


ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

t1698432582ai.gif

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.



t1698432582aj.jpgНивы сжаты, рощи голы..."

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

t1698432582ak.jpg




































































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.