Тест на тему «Семья» (9 класс)
Человек в системе социальных отношения. Семья. Задания в формате ОГЭ.
1.Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от её состава/структуры?
Демократическая семья, нуклеарная семья, патриархальная семья, традиционная семья, расширенная семья.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2.Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
3.Семья Николаевых состоит из родителей, дочери и сына. К какому типу можно отнести эту семью?
1) патриархальная
2) традиционная
3) нуклеарная
4) многопоколенная
4.Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)
5.Ира живет с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?
1) общность повседневного быта
2) ведение совместного хозяйства
3) кровнородственная связь
4) прямые личные контакты
6.Верны ли следующие суждения о семье?
А. Одной из функций семьи является репродуктивная.
Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.Верны ли суждения о функциях семьи?
А. Подготовка молодого поколения к жизни является смыслом репродуктивной функции семьи.
Б. Хозяйственно-экономическая функция семьи предполагает ведение домашнего хозяйства и заботу о нетрудоспособных членах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8.Верны ли суждения о типах семьи?
А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей.
Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9.Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Семья является институтом первичной социализации человека.
Б. Семья наделяет своих членов определенным социальным статусом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ |
ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) определяет порядок наследования |
1) семейное 2) трудовое 3) гражданское |
Б) регулирует отношения между работником и работодателем |
|
В) определяет права и обязанности детей и родителей |
|
Г) закрепляет авторское право |
|
Д) регулирует отношения между мужем и женой |
11. Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР |
Направления деятельности |
А) планирование бюджета семьи |
1) хозяйственная деятельность |
Б) усвоение и сохранение семейных традиций |
2) воспитательная деятельность |
В) распределение домашних обязанностей между членами семьи |
3) культурно-досуговая деятельность |
Г) воскресное посещение парка развлечений всей семьей |
|
Д) обучение детей правилам поведения со старшими |
|
12.Антон живёт с мамой и дедушкой. Он учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия
1) личные контакты членов группы
2) общий быт
3) отношения родства
4) наличие особых норм поведения
Черты сходства |
Черты различия |
||
|
|
|
|
13.Ученые опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
14. Рассмотрите фотографию.
Начало формы
Какой тип семьи может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте две позиции, определяющие роль (значение) семьи в жизни человека, кратко пояснив каждую позицию.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
|
15.Прочитайте текст и выполните задания.
В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой; обостряющийся конфликт «отцов и детей» способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
(С.С. Фролов, текст адаптирован)
Задание №1.
Начало формы
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Задание №2.
Начало формы
Как, по мнению автора, обычно развивается ребёнок, живущий в счастливой, крепкой и здоровой семье? Какие пять факторов неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребёнка, названы |
Задание №3.
Начало формы
Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) |
Задание №4.
Начало формы
Существует мнение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества в целом. Используя содержание текста |
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы