Вариант 5 ОГЭ 2024

1. В опыте экспериментатор добавил культуру бактерий в чистую каплю воды и соединил эту каплю «мостиком» с каплей, в которой находились инфузории. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю, в которой находились бактерии.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?


2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  моховик зелёный

Б)  волчье лыко

В)  берёзовая пяденица

Г)  стрептомицет

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г


3. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые


4. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у  — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).

t1705748628aa.png
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

2)  К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

3)  Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

4)  Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

5)  С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается

5. Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

6. Спирометром измеряют

 1)  жизненную ёмкость лёгких

2)  кровяное давление

3)  частоту пульса

4)  частоту дыхания

7. Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает тёплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8. Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.

Группа 1

Группа 2

белая планария

лямблия печёночная

амёба обыкновенная

малярийный плазмодий

дождевой червь

бычий цепень

 

Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?

 

1)  образ жизни

2)  клеточное строение

3)  способ размножения

4)  тип развития


9. 
Выпишите из предложенного описания жука-оленя три верных утверждения, относящиеся к описанию морфологии этого насекомого, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  живёт в старых дубовых лесах Европы

2)  у самца тело вместе с рогами достигает 8 см в длину

3)  личинки развиваются в разлагающейся древесине

4)  через год из куколок вылупляется жук

5)  передняя челюсть превращена в рога

6)  окраска тела чёрно-коричневая


10. Вставьте в текст «Газообмен у человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Газообмен у человека

В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и _____(А). Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через _____(Б) и бронхи в лёгкие. В лёгких происходит газообмен между воздухом и _____(В), в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови _____(Г) поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь  — углекислый газ. _____(Д) будет удалён из крови при газообмене в лёгких.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  кровеносная

4)  покровная

5)  трахея

6)  глотка

7)  кровь

8)  лимфа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


11. Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  регулируют свою деятельность рефлекторно

Б)  образуют кислород на свету

В)  поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  активно передвигаются в поисках пищи

Е)  образуют углеводы на свету

ЦАРСТВО

1)  Растения

2)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е


12. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При дыхании растениями поглощается кислород.

Б.  Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны


13. Рассмотрите фотографию лошади породы голштинская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


14. Под каким номером изображена миндалина человека?


15. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет

 

1)  жёлтый костный мозг

2)  красный костный мозг

3)  надкостница

4)  губчатое вещество


16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  подкожная жировая клетчатка

2)  волосяной фолликул

3)  нервное окончание

4)  эпидермис

5)  ростковый слой эпидермиса

6)  сальная железа


17. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  высокая температура

2)  воспалённые глаза

3)  головная боль

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  слабость


18. Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  снижение иммунитета

Б)  выпадение зубов

В)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

Г)  кровоточивость дёсен

Д)  нарушение мышечной и нервной деятельности

ТИП АВИТАМИНОЗА

1)  недостаток витамина С

2)  недостаток витамина D

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений


Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов перепелятников

Численность ели

22. Рассмотрите рисунок с изображением отдела головного мозга человека. Как его называют и каковы последствия нарушения его работы? Назовите одно из последствий.


23. Учёный проверял теорию о самозарождении жизни. В ходе эксперимента он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком, которую, заполнив мясным бульоном, прокипятил. Для контроля во второй колбе с отломанным горлышком он также прокипятил. Обе колбы были оставлены на несколько дней при комнатной температуре. Спустя время бульон в первой колбе остался без изменений, а во второй колбе помутнел.

Зачем бульон подвергался кипячению? Почему в первой колбе долгое время не появлялось живых организмов?


24. Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещённых препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?


ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещённые вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.


25. Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.

 

Расстояние от

лампочки до растения, см

Число пузырьков за 3 минуты

Среднее число пузырьков

в минуту

повтор 1

повтор 2

повтор 3

средее

100

103

94

64

87

29

70

81

101

104

95

32

40

101

103

93

99

33

 

Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?

2.  На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?

3.  Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?


26. На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.

1)  Каково количество белков в школьном обеде Василисы?

2)  Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

организма человека (в %)

Составные

вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры,

гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий

(в составе солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор

(в составе солей)

0,37

0,37

0,7

Калий

(в составе солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации