Турнир «Знатоки информатики»

5
1
Материал опубликован 19 July 2023

Турнир «Знатоки информатики»

Акимова Татьяна Ефимовна,

учитель математики, информатики и ИКТ

МБОУ Лицей №2

Бугульминского муниципального района Р Т


Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Данное мероприятие будет полезно для учителей информатики, классных руководителей и организаторов внеклассной работы. Его можно использовать как в полном объёме, так и фрагментами на уроках информатики в качестве творческих заданий. Все применяемые дидактические игры созданы мной на сервисах http://learningapps.org и http://rebus1.com.

Мероприятие можно провести в конце учебного года как урок-игру для обобщения и систематизации курса, так и в качестве внеклассного мероприятия; как среди учащихся разных классов, так и в одном классе, деля его на команды.

Команды должны быть готовы к конкурсу приветствия (название, девиз).

Цели:

развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания, сообразительности, любознательности; познавательной активности;

повышение информационной культуры учащихся, познавательного интереса к предмету информатика;

повторение и закрепление изученного материала в неординарных условиях;

воспитание умения работать в команде, содействие воспитанию умения общаться.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, бумага, маркеры.


Методы обучения:


создание ситуации взаимопомощи;

создание ситуации успеха;

поощрение.

Введение

Турнир проводится между 2-мя или 3-мя командами, в зависимости от количества школьников, чтобы в команде было не более 5-6 человек. Выбирается жюри из числа старшеклассников, учителей и по возможности родителей. Жюри обеспечивается компьютером или ноутбуком с подготовленной сопровождающей таблицей в Excel. Например:

Этап

Команда 1

Команда 2

Приветствия



Считалочка





итого

Формула суммы баллов

Формула суммы баллов




Все мероприятие сопровождается презентацией. Для каждой команды выделяется 3 компьютера, на одном из которых открыта презентация мероприятия с ссылками для выхода на заданные сервисы. На каждом этапе команды выбирают для конкурса одного игрока или нескольких, но с учетом, чтобы поучаствовал каждый. За каждый этап можно получить от 0 до 5 баллов. Пока участники выполняют работу у ПК, команда составляет свои занимательные задания, которые позже передадут по окончании мероприятия в жюри для оценивания. В конце каждого конкурса жюри проверяет результат и выставляет баллы.


Ход мероприятия


Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания.

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).

Вступительное слово председателя жюри, который объясняет правила проведения мероприятия

Ведущий: А теперь давайте познакомимся и с нашими командами.

1 Конкурс приветствий. Команды представляют названия своих команд, девизы, эмблемы. Команды обмениваются приветствиями и пожеланиями. (дополнительные баллы можно получить за применение компьютерных программ в подготовке к этому конкурсу).

Ведущий: А теперь , пока жюри совещается, задача для болельщиков.

Встреча подруг

Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое  платье одет? 

(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)

Жюри подводит итоги первого тура


2 Конкурс Считалочка. Ведущий: Для участия от каждой команды к компьютеру вызывается по одному ученику. Их задача заключается в представлении объема информации в других единицах измерения. А для других членов команд задание на логическую смекалку ПЕРЕПРАВА: Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть, как при этих условиях перевести все на другой берег? 

Жюри оценивает и подводит итоги второго тура


3 Конкурс Функционал Ведущий Для участия вызывается участник от каждой команды. Подходит к закрепленному компьютеру, выходит по данной ссылке и выполняет Задание Пазлы. Если все правильно выполнено, откроется картинка компьютера с сообщением. А для других членов команд задание на логическую смекалку ПЕРЕЛИВАШКА: Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л. воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами)

Жюри оценивает и подводит итоги третьего тура


4 Конкурс Ребусники Ведущий: Команда по очереди отгадывает ребусы. Жюри отмечает правильные ответы. (Могут помогать болельщики)

Жюри оценивает и подводит итоги


5 Конкурс Кроссвордисты. Ведущий: Участвует вся команда. Начинает капитан: подходит к закрепленному компьютеру, выходит по данной ссылке и разгадывают первое слово кроссворда по теме Пользователь ПК. Затем второй участник, третий и тд. Если кроссворд решён, откроется сообщение Молодец.

Жюри оценивает и подводит итоги


6 Конкурс «Виселица» Ведущий: Конкурс заключается в знании темы Информация. К компьютеру приглашаются по два участника от команды. Переходят по данной ссылке и выполняют в паре задание.

Пока команды работают Конкурс болельщиков

Конкурс проводится в формате игры «Города». Ведущий называет исходное слово «КОМПЬЮТЕР», а далее капитаны по очереди называют слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Слова должны иметь отношение к предмету «Информатика и ИКТ» (термины, понятия, устройства компьютера, единицы измерения информации, программное обеспечение компьютера и т.п.). За каждое верно названное слово команда, за которую болеет зритель, получает 1 балл..

Жюри оценивает и подводит итоги


7. Конкурс Художники. Ведущий: Команды получают задание: Перевести двоичные координаты точек в десятичные, отметить их на координатной плоскости и соединить по порядку.


Пока команды работают Конкурс болельщиков

Вопросы для команды 1.

Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. 
/информатика/

Организованная последовательность действий.  /алгоритм/

Устройство ввода информации.          /клавиатура/

Набор символов алфавита русского языка.  /кириллица/

Сколько байт в одном килобайте.  /1024/

Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа.  /сканер/

Программы для подключения внешней памяти /драйверы/

Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам 
/вирус/

Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /магнитный диск/

Вопросы для команды 2.

Минимальная единица измерения кол-ва информации.  /бит/

Перечень файлов  /каталог/

Пересылка данных с носителя данных в основную память  /загрузка/               

Универсальное электронное устройство обработки информации  /ЭВМ/

Специальный индикатор, указывающий позицию на экране  /курсор/

Алгоритм, записанный на языке программирования  /программа/

Центральное устройство компьютера /процессор, системный блок/

Сколько бит в одном байте  /8/

Поименованная область внешней памяти  /файл/


Жюри оценивает и подводит итоги


8. Конкурс Шифровальщик

Отгадай код Цезаря, если хтрм –это слово урок. Расшифруйте понятие из информатики: Срнюйрдвфжнюумкл кпфжтцжлу. Участвует вся команда.

Пока команды работают с шифровкой Конкурс болельщиков. Им предстоит назвать слова, связанные с предметом информатика на каждую букву алфавита

Жюри оценивает и подводит итоги


9. Конкурс Капитанов .Вирусняк. Капитаны на заданном сервисе, играя в слова, проверяют свои знания типов компьютерных вирусов.

В это время Игра со зрителями

Изобразить мимикой и жестами:

I команде:

Принтер

Компьютер завис

II команде:

Защитный экран

Неисправный дисковод


10. Конкурс «Сценарист» Команды передают в жюри результат своей проделанной в течении мероприятия работы, свои придуманные занимательные задания.


Конкурс Загадочный. (на время совещания жюри.) Задаются загадки о компьютерах.


Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд грамотами.


Приложение к конкурсу Считалочка.







Задания

1024 б

8 бит

210 Кб

1024 Мб

210 Гб

Ответы







Приложение к конкурсу Функционал http://learningapps.org/display?v=pwhgydy2k01

t1689768283aa.png











П t1689768283ab.png t1689768283ac.png t1689768283ad.png риложение к конкурсу Ребусники

П t1689768283ae.png t1689768283af.png t1689768283ag.png риложение к конкурсу Кроссвордисты http://LearningApps.org/display?v=pxafb6e1j16

t1689768283ah.png

Приложение к конкурсу «Виселица» http://LearningApps.org/display?v=p0ngv7twt

t1689768283ai.png















Приложение к конкурсу Художники Рисунок выполняем в файле Система координат



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Х

1


100


110


1000


1010


1010


1100


1010


1010


1000


1000


110


110


100


100


10


10


Y

100


111


111


1001


111


100


10


10


11


101


1


1


11


11


1


1


101




Приложение к конкурсу Капитанов Вирусняк http://learningapps.org/display?v=pohesuth101

t1689768283aj.png




Приложение к конкурсу Загадочный

Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен... (компьютер)

 

С телевизором - два брата,

Но для разных дел, ребята.

Не догадались до сих пор? -

К компьютеру... (монитор)

 

У компьютера рука

На веревочке пока.

Как приветливый мальчишка,

Кто вам тянет руку? (мышка)

 

Программы стоит обновить -

Компьютер долго будет жить,

А чтобы жизнь его не сбилась,

Не подпускай к порогу... (вирус)

 

Лежит дощечка у экрана,

Буквам-кнопкам она мама!

Знает русский алфавит

И английским удивит -

Очень умная натура!

Это что? (Клавиатура)

 

Кто подскажет, где читать,

Где начать письмо писать?

Кто хозяйка монитора? -

Это черточка... (курсора)

 

Думать, делать помогает,

Жить компьютер заставляет

И заботлива, как мама,

Что? - Виртуальная... (программа)


То-то радость, то-то смех
На бумаге, без огрех,
Из какой коробки лезет
Текст на удивленье всех? (принтер)

Как смогли вести беседу
Два часа после обеда
Три подружки, из Норильска,
Озерков и Сан-Франциско? (скайп)

Чудо-юдо чемодан
Лампа, кнопка да карман.
Он окутан проводами
Словно город Амстердам.

(системный блок)


Это что за вертолет
Не отправится в полет?
Его дело не летать,
А считать, считать, считать…(процессор)


По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (мышь)




Список используемой литературы


Энциклопедический словарь. Информатика. М.: Наука, 2005 г.

Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(13))

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: Сборник — Москва, Книга по Требованию, 2010 г.- 288 с.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков информатики» http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/znatok.htm#

Внеклассное мероприятие по информатике "Великолепная семерка"

http://festival.1september.ru/articles/213026/

http://learningapps.org

http://rebus1.com.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, работа содержательная и грамотная!

19 July 2023

Похожие публикации