Творческий проект на тему «Разделочная доска»
Начало формы
МОУ «СОШ №2 п. Карымское»
Творческий проект
по технологии
«Выжигание по дереву»
Выполнил ученик 9»Б» класса
Калинин Иосиф
Руководитель: учитель технологии: Волкова Г.Ю.
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................2
Глава 1. Основная часть…………………………………………………………3
1.1.Приемы выжигания…………………………………………….....................3
1.2. Обоснование выбора приема выжигания………………………………….4
1.3. Обоснование выбора материалов…………………………………………..5
Глава 2. Технология изготовления разделочной доски……………………….6
2.1. Подготовка материала к выжиганию……………………………………...6
2.2. Инструменты и приспособления....................................................................6
2.3.Технологическая карта изготовления разделочной доски…………………7
Глава 3. Экономическая оценка проекта.........…..…….......................................8
Глава 4. Экологическая оценка проекта...............................................…............9
Заключение.......…......................................................................…........................10
Список литературы.................................................................................................11
Приложение
Введение
Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель.
Глава 1.Основная часть
-
Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное,
1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.
5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.
6. Выжигание кислотами. При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.
7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальшикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
1.2. Обоснование выбора приема выжигания.
Изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что для меня наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.
1.3. Обоснование выбора материалов.
Выбор основы панно. Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы дерева, но я решил использовать фанеру, так как она заведомо плоский материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.
Глава 2. Технология изготовления разделочной доски
2.1. Подготовка материала к выжиганию.
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и торцовые стороны.
2.2. Инструменты и приспособления:
- прибор для выжигания;
- шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);
- карандаш для нанесения рисунка на основу;
2.3. Технологическая последовательность изготовления изделия
№ п/п |
Последовательность выполнения работ |
1 |
Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию. |
2 |
Шаг 2. Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
3 |
Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем. |
4 |
Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие. |
5 |
Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
6 |
Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку. |
Глава 3. Экономическая оценка проекта
Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Для изготовления изделия потребуются:
Готовая разделочная доска для выжигания (105 рублей)
Затраты на электроэнергию 1) ИЗДЕЛИЕ изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю. 2) Для выжигания необходимо применение электрического прибора мощностью N = 0,03 кВт в течение 1 ЧАСА ч. Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,03 х 1 = 1,44 кВтч. При цене 1 кВтч (цэл) 1,18 руб, затраты на электроэнергию составят: Сэл = Aэл цэл = 1,44 х 1,18 руб.= 1,6992 руб. ≈1,70 руб.
Условная оплата труда за 1ч работ по выжиганию для непрофессионала (kв) равна 50 руб. Панно можно выжечь за 48 ч. Общие затраты на повременную оплату труда по выжиганию за 48 ч работы (Cв) составят: Сз= Cв х Сэл = 2.400р. Себестоимость изделия: С= Cэл + Cз = 1.70 + 2.400 = 2.401,70 руб. Без учета заработной платы, которую я себе не плачу себестоимость панно равна 1.70 руб.
Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость панно с ценой разделочных досок, которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 50-100 руб., и прийти к выводу, что: а) изготовление панно для собственных нужд очень выгодно; б) производство панно экономически обосновано, реализация - реально возможна.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
Разделочная доска полностью изготовлено из древесины – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные задачи:
-разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из доски;
-разработан несложный технологический процесс изготовления разделочной доски на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской и в домашних условиях;
- изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из древесины красивого и недорогой разделочной доски достигнута.
Практическая значимость изделия состоит в применении разделочной доски в рабочих целях
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации разделочной доски.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.
Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2004.
Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.
Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 1991.