12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Елена Вавиловна524
учитель биологии и химии
Россия, Удмуртская респ., Вавожский район д.З-Какся, ул.Новая,11

Ученые-биологи  в Великой Отечественной войне

(Конференция для 8- 9классов)

Цель: Ознакомить учащихся с вкладом ученых-биологов в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне,

Задачи:

- познакомить с учеными -биологами;

- показать патриотизм и героизм людей науки;

- познакомить с заслугами ученых в ВОВ.

Подготовительный этап.

- За 2–3 недели до конференции ученикам 8 -9-х классов предлагается написать доклады на тему «Вклад ученых-биологов в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне». Выдержки из этих докладов будут использованы в материалах конференции.

- Провести конкурс плакатов по теме «Мы за мир!».

-Подготовить плакаты с высказываниями известных ученых о Великой Отечественной войне, о защите Родины.

-Конкурс рисунков о войне

Оформление зала.

• Плакат «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» (академик В.Л.Комаров).

• Плакат «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).

• Плакаты (рисунки) на антивоенную тематику.

 

Оборудование: Диск с записями песен «Священная война» и «День Победы»

Проведение конференции

 

Ведущий. В 2010 г. наша страна отмечает 65-ю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом. Это была тяжелая, кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры и науки. На защиту Родины поднялся весь советский народ – рабочие, колхозники, деятели науки. Наша конференция посвящается вкладу ученых-биологов в Великую Победу.

(Звучит песня А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война».)

Доклады учащихся

Первый ученик.  Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества. Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса. Уже 28 июня 1941 г. Академия Наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом объединить силы для защиты человеческой культуры от «коричневой чумы». В этом воззвании подчеркивалось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству… Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».

В.Л.Комаров – президент Академии наук СССР в 1936–1945 гг.

В.Л.Комаров – президент
Академии наук СССР
в 1936–1945 гг.

 

  Второй ученик. Среди работ биологов прежде всего следует отметить результаты научных исследований профессора Б.А. Кудряшова, которые принесли в годы войны реальную помощь многим сотням тысяч раненым на фронте солдат и офицеров, а десяткам тысяч тяжелораненых спасли жизнь. Разработанный Кудряшовым и внедренный в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством за 3-6 секунд свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток – тромб, который закрывал рассеченные кровеносные сосуды и тем самым останавливал кровотечение. Особенно ценным было свойство тромбина останавливать так называемые паренхиматозные (тканевые) и капиллярные кровотечения из мозга, печени, легких, селезенки и других органов и тканей. Таким эффективным средством борьбы с кровотечениями медицина до этого не располагала.

Третий ученик .Для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.

З.В.Ермольева (1898–1974)

З.В.Ермольева
(1898–1974)

Четвертый ученик.«Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков. Так, советский биолог Георгий Францевич Гаузе вместе с женой – ученым-химиком Марией Георгиевной Бражниковой – в годы войны синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С. Срочно было налажено массовое производство нового препарата и отправка его на фронт. \Получил, исследовал и внедрил в производство ещё несколько антибиотиков, в том числе полимицин (неомицин), мономицин, ристомицин, гелиомицин и линкомицин, протиоопухолевые антибиотики оливомицин и рубемицин.Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.

Пятый ученик В начале войны таджикские ученые-биологи предложили для фронта оригинальный антибиотик - арчевое масло, вырабатываемый из арчи - среднеазиатского можжевельника. Оно не только уничтожало болезнетворные микробы, но и способствовало ускоренному заживлению ран. Таджикские ботаники испытали и рекомендовали к использованию 23 вида лекарственных растений, организовав их сбор, а многих из них стали культивировать, что повлекло за собой развитие фармакологии. Ими была разработана методика изготовления концентрата витамина "С" из зеленых плодов грецкого ореха, шиповника, черного барбариса для госпиталей. А в районе Ягнобской стены было собрано и отправлено на фронт несколько тонн мумие - чудодейственного средства, веками применяемого в восточной медицине.

Шестой ученик. В Институте ботаники были проведены работы по сохранению зеленой окраски сорванных растений, что было очень важно для военной маскировки.

В годы войны в связи с качественным ухудшением пищевого рациона и преобладанием углеводной пищи резко возросла роль витаминов, которые предотвращали возможные заболевания в армии и среди населения. Прежде всего возросли потребности в витамине С, предупреждающем цингу. Профессор В.А. Энгельгардт разработал способ получения витамина С из незрелого грецкого ореха. Был построен ряд заводов, изготавливающих витамин С из грецкого ореха.

В.А. Энгельгардт и его сотрудники добились в годы войны выдающихся успехов в науке, разрешив сотни лет стоявшую перед биохимиками и физиологами задачу перехода химической энергии в живом организме в механическую энергию мускульного сокращения.

Седьмой ученик. Огромную роль в организации советского собаководства в годы Великой Отечественной войны внес  видный кинолог генерал-майор Григорий Пантелеймонович Медведев. В первые годы Великой Отечественной войны было сформировано 168 отдельных отрядов, батальонов и полков различных служб по собаководству. За весь период войны любители-собаководы сдали в армию свыше 60 тысяч собак, которые прошли специальную подготовку в школах, а потом отправлены на фронт. Результаты использования собак на войне изумляют. На их боевом счету свыше 300 подбитых танков противника, более 200.000 доставленных донесений, 5.862 кг. боеприпасов подвезено на огневые рубежи, разминировано 303 города, обследована территория в 15.153 кв. км., обнаружено и снято свыше 4 млн. мин. И, конечно, по праву на Параде Победы маршировала целая колонна собак-миноискателей, вызвавшая восторг и рукоплескания стоявших на трибуне руководителей СССР и многих иностранных гостей.

Восьмой ученик. Войны советское биологическое оружие не избежало. Впервые биологическое оружие в современном его понимании было создано в Стране Советов - Союзе Советских Социалистических Республик. А уж затем в Японии. А потом началась вторая мировая война.

Первая версия биологического оружия на основе бактерии туляремии была создана в СТИ к 1941 году. И оно было испытано годом позже под Сталинградом, причем еще до начала знаменитого контрнаступления. Это был тяжелый для Красной Армии период, когда немецкие танки беспрепятственно продвигались в сторону Волги. Поздним летом 1942 году появление в рядах немецкой армии большого числа больных туляремией, привело к временной приостановке наступления.

Однако зараженные грызуны были лишены чувства патриотизма, и в течение недели после начала эпидемии в немецких войсках она перекинулась вместе с мышами на территорию, где находились противостоящие им силы - советские солдаты и мирные жители.

Еще одно испытание биологического оружия, связанного с работами института, уже перебравшегося в Киров, относится к лету 1943 года. Тогда в рядах немецких войск в Крыму возникла вспышка Ку-лихорадки, вызываемой соответствующей риккетсией. До этого случая на территории Советского Союза заболевания Ку-лихорадкой, известны не были.

Чтобы направленность работ и "достижений" военных биологов стала очевидной, укажем, что в годы Великой Отечественной войны бригадный врач Н.Н.Гинсбург и военный врач I ранга А.Л.Тамарин (известный специалист в области сибирской язвы) были удостоены Сталинской премии "за изобретение нового медицинского препарата",.

Девятый ученик. Во время Великой Отечественной войны биологи  МГУ выполнили еще целый ряд исследований, непосредственно связанных с нуждами фронта. На кафедре физиологии животных, например, с конца 1940 года велись экспериментальные работы по выяснению изменений, наступающих в организме животных и человека при травматическом шоке. Целью этих работ было найти химические средства, предупреждающие последствия шока. В Институте зоологии проводились электрофизиологические исследования процесса восстановления периферического двигательного аппарата после ранений, изучалось изменение состава крови при острогнойных инфекциях, применение бикарбоната алюминия для лечения ран, велись цитологические исследования ран при гемотерапии и т.д.

 

Ведущий:

Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-биологи. Я прочту вам стихотворение В.Харитонова «Ничто не забыто, никто не забыт»:

«Нам руки даны, чтобы землю обнять
   И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
   И вечную славу им петь,

Осколком снаряда береза пробита,
   И буквы легли на гранит...
Ничто не забыто, ничто не забыто,
   Никто не забыт!

Не старят года, не изменят века
   Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
   И впишем навечно в сердца».

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.