Эссе на тему «Учитель и ученик растут вместе»
«Учитель и ученик растут вместе»
«Учитель и ученик растут вместе...», - поистине гениальное изречение великого китайского мудреца и духовного учителя Конфуция. Учитель и ученик – две самые важные фигуры в школе. Между ними складываются те необходимые взаимоотношения, в результате которых происходит образовательный процесс, рост и взаимодействие, обмен профессиональными навыками со стороны учителя и креативным творческим потенциалом маленького будущего гения. .
А что значит «растут», «растут вместе»? Что такое рост? Рост- это движение. Движение только вперед. Рост - это жизнь…Наша жизнь – это отчий дом, в котором всегда так уютно и тепло, там, где нас всегда ждут… Это детский сад, в котором мы получаем первые знания об окружающем мире и первые уроки нравственности… Это твоя школа, которая становится «маленькой вселенной» в жизни каждого человека… Это учеба в гимназиях, лицеях, институтах … Это работа, которую ты выбираешь сам!
Профессию учителя я выбрала не случайно, потому что всегда знала, кем стану, когда вырасту. К решению быть именно учителем меня привела Карманова Зинаида Андреевна – моя первая учительница – самая добрая, самая заботливая, самая красивая и самая внимательная «школьная мама». Сколько теплоты, сколько заботы и знаний она отдавала каждому из нас! Вместе с нами переживала неудачи, радовалась каждой нашей маленькой победе, подсказывала, направляла, учила. Мы росли вместе с ней. Учитель чувствует тебя, как никто другой, помогает найти себя в этом огромном мире и обогащает своими знаниями и умениями. Он приучает мыслить, анализировать жизненные ситуации, быть сочувственным к чужому горю, милосердным к тем, кто нуждается в помощи, сопереживать и обязательно приходить на помощь. «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится», - говорил Ксенофонт. Невозможно быть хорошим учителем без сердца, без любви к детям и своей профессии.
А время быстротечно и стремительно. После окончания школы я поступила в Новосибирское педагогическое училище № 2, а затем- в Новосибирский государственный педагогический университет. Моя детская мечта сбылась! Я стала учителем! Учителем начальных классов! Для меня эти слова звучали тогда и звучат сейчас гордо! Но между тем мое сердце переполнялось тревогой, волнением, переживаниями. Как стать хорошим учителем? С чего начать? Как завоевать любовь, доверие и уважение детей? Как дать им необходимые прочные знания? Как стать для них правильным жизненным ориентиром? Как помочь им сделать верный выбор? … А вспомнят ли они меня через пять, десять, двадцать лет после окончания школы? Какой я останусь в их памяти? Какой оставлю след в их душах? Что я дала каждому из них? Помогли ли мои знания и мой опыт стать им успешными в жизни? На эти важные вопросы ответят только сами ученики и … время! Как завоевать уважение коллег? Как расположить к себе родителей? Вопросов было так много, а раздумывать над ними уже было некогда. Надо было начинать работать! Добросовестно работать! Уважать, любить и принимать каждого ребенка таким, какой он есть! И расти! Расти вместе с ним, с моим учеником! С каждым в отдельности и со всеми вместе.
Ещё Лев Николаевич Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Любовь, теплота, доверие, справедливость, душевность, отзывчивость, готовность к постоянному саморазвитию – это лишь малая часть тех качеств, которыми должен обладать учитель, способный взять на себя ответственность за воспитание и обучение ребёнка, а значит, взять ответственность за будущее и попробовать «вырасти вместе». Расти - значит больше чувствовать, понимать, предугадывать. Под руководством умелого наставника у ученика появляются новые знания, формируются его навыки, мировоззрение. И учитель тоже «растет», «растет» вместе со своими учениками каждый день. Расширяет знания о самих детях, ведь они-маленькая неразгаданная Вселенная с неоткрытыми талантами и способностями; приобретает новые умения и навыки взаимодействия с учениками. С каждым приходится говорить на языке ему доступном и интересном, уметь правильно подбирать «ключи» к его душе.
И вот уже 41год каждый мой школьный день проносится «со скоростью» света, ведь он непременно наполнен многочисленными яркими и запоминающимися событиями. А как же иначе? Я не только учитель, открывающий мир знаний, я - наставник, указывающий верный путь, и врач, оказывающий необходимую первую помощь, и друг, который поддержит и успокоит в трудную минуту. Я – УЧИТЕЛЬ!
Я люблю своих ребят , каждый из них – частичка меня, мое отражение. Все ученики, приходящие в мой класс – это мои дети, мои «школьные» дети, моя семья, моя жизнь, моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. Как это здорово, когда ученик и учитель растут вместе! Мы с ребятами ежедневно учимся друг у друга; они нужны мне, учителю, не меньше, чем я им, так в процессе совместного общения я тоже развиваюсь. Учусь чувствовать каждого своего ученика, замечать его недостатки, корректировать их, видеть достижения детей, пусть даже незначительные, выстраивать индивидуальные маршруты для каждого своего ученика – очень непростая и важная задача педагога. Считаю, что только в атмосфере доверия, уважения друг к другу рождается взаимопонимание. Благодаря нашим ученикам мы каждый день совершаем множество открытий: обнаруживаем в себе новые способности, таланты, становимся артистами, художниками, исследователями, психологами.
Учитель помогает выбрать всего лишь одну из предложенных жизненных дорог – верную. Очень часто это трудный путь. Но дети его проходят многочисленными дорогами контрольных и проверочных и лабораторных работ, зачётов, устных собеседований. А я всегда рядом, я помогаю им с этими трудностями успешно справляться. И мне это нравится! Мальчишки и девчонки не боятся потеряться, так как умеют применить необходимые знания, которые они получают не только на моих уроках, но и во внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях, так называемых нравственных уроках, уроках жизни.
Школа… Маленькая жизнь! А может быть большая? В любом случае она не может существовать без учителя. Теперь я с полной уверенностью могу сказать, что учитель – одна из самых важных и востребованных профессий в современном мире. Ведь учитель – творец человеческих душ, он формирует дальнейшую судьбу личности, а значит, прикасается к вечности. «Учитель – тот плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», – писал Константин Ушинский. Но и без учеников не будет школы. Кому тогда она нужна? Вот и живём рука об руку: я и мои ученики. Сначала одни, потом другие. Поколения сменяют друг друга: серьезные, красивые, самостоятельные вооруженные запасом тех знаний и умений, которые они приобрели в школе. Они выросли. И каждому становится понятно, что школа-это жизнь, это непременно рост: мой и моих школьных детей, это наш совместный рост. Мы растем не параллельно, а шагаем в ногу, плечо к плечу, рука об руку, вместе!
Жизнь… Жизнь – это творчество. Мы вместе с учениками постоянно создаем что-то новое и интересное. Свои уроки стараюсь делать всегда живыми и разнообразными: это и путешествия по станциям, и лаборатории, и круглые столы, и внеклассные мероприятия, на которых присутствуют родители, педагоги школы. И к каждому занятию надо хорошо готовиться и расти. Расти от урока к уроку. Я всегда стараюсь каждый урок выстраивать с учетом индивидуальных особенностей ребёнка: психологической готовности детей к восприятию нового материала. Внеклассные мероприятия, на которых мы подводим итоги совместной деятельности - это всегда яркие, запоминающиеся выступления. Я с гордостью смотрю на своих учеников и с каждым днем замечаю, что они взрослеют не только физиологически, но и морально: прекрасно читают стихи и свои собственные произведения, пусть ещё не совсем совершенные, танцуют, участвуют в сценках, создают проекты, анализируют жизненные ситуации, ответственно готовятся к каждому мероприятию. Я горжусь своими учениками, которые правильно и уверенно отвечают на уроках, достойно справляются с олимпиадными заданиями по предметам школьного курса, успешно выступают на научно-практической конференции школьников , творческих проектах, фестивалях и побеждают во Всероссийских конкурсах! В апреле 2023года моя ученица Флат Екатерина стала победителем ХIX Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы Гордость Родины»! Ведь их победы – это и мои победы! Их рост-это и мой рост тоже! Успехи детей – это моя гордость, это уверенность в том, что я им очень нужна! И хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, открывать с учениками неизведанное, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему. Нравится видеть живую и непосредственную реакцию ребенка, ведь детские глаза не могут лгать!
Стремительно меняющийся мир заставляет и меня, учителя, постоянно меняться, расти профессионально, идти в ногу со временем. Учитель – всегда ученик, всегда познаёт себя, всегда совершенствуется, всегда учится. Каждый день я учусь, применяю новые методики, различные средства обучения и воспитания, читаю научную литературу, участвую в вебинарах и семинарах, прохожу курсы профессиональной подготовки, обмениваюсь опытом в сетевых сообществах учителей. И мне это нравится, потому что современный учитель –это профессионал, мастер своего дела. Я всегда стараюсь добиваться успехов: ведь у успешного учителя – успешные ученики!
Учителя называют связующим звеном между прошлым и будущим. Потому что он, помогая расти настоящему, живет для вечности. Профессия учителя – это профессия дальнейшего действия. Кем и какими станут мои воспитанники, будет известно в будущем. Сейчас же для меня самое главное – научить ребёнка постигать мир, в котором он живёт, «не сломать» его мечту, не навредить ему! И самое главное - научить не останавливаться на достигнутом, а шагать вперед, развиваться, совершенствоваться. Я считаю, что надо всегда говорить детям: «Ты сможешь! У тебя все получится!». И эти слова необходимо вовремя успеть сказать всем ученикам: ведь они ежеминутно ждут от нас, учителей, помощи и поддержки. И что заложит первый учитель в юные души своих учеников, то они и передадут своим детям и внукам. Надеюсь, что каждый мой ученик оставит свой след на Земле. А каким будет этот след, во многом зависит и от меня!
В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке. Ученик становится учителем, обучаясь, учит других. Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется. А чтобы удивить и заинтересовать сегодняшних школьников, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология развития критического мышления, проблемная, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно. И до сих пор для меня так важны и дороги их слова: «Рита Александровна, спасибо Вам за урок!». А я, глядя в их открытые искренние лица, говорю: «Спасибо и вам, дети! Хороших результатов мы добились вместе!»
Выбранная мною профессия – это сбывшаяся мечта. Я тоже когда-то была ученицей, воспитанницей добрых, отзывчивых педагогов. Мне никогда не хотелось расставаться со школой, с учителями, друзьями, миром удивительных открытий, путешествий, волшебства. И вот теперь, но уже в новой роли – учителя начальных классов, я имею возможность вернуться назад в детство: учиться, творить, фантазировать. Мне нравится школьная атмосфера, её кипучая жизнь, веселый гомон детских голосов на переменах и бесчисленные «Почему?» на уроках.
Несмотря на все проблемы, я с уверенностью могу сказать, что выбрала прекрасную профессию — учитель, которую с каждым годом люблю всё больше и больше. Когда выпускаешь в жизнь очередное поколение учеников, то испытываешь самое прекрасное чувство – гордость за их успехи и достижения! Они уходят из школы взрослые, успешные, а самое главное, вооружённые тем запасом знаний, к которому мы шли вместе рука об руку. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». (Дмитрий Менделеев)
Не открывая тайны, скажу: можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при этом настоящим учителем. Настоящий учитель должен быть Человеком. Современный педагог – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий в другом человеке лучшее, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.
И я понимаю: я на своем месте! Я верю: все мои старания и труды не напрасны! Я живу не зря! Каждый день, щедро отдавая детям по частичке своего сердца, своей души, своих чувств и мыслей моим ученикам, моим «школьным» детям, я думаю: «то, что идёт от сердца, до сердца и доходит!». И совершенно неважно, сколько пройдет лет и какой путь развития выберет человечество – важно лишь одно: «учитель и ученик растут вместе»!