12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шайхулина Галия Фатиховна98



Развлечение

«Уральские посиделки – Кузьминки».

Для детей старшей группы.

Пояснительная записка.

Актуальность

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее
проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Ничто
так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному.
Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Программное содержание

Цель:

Приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русским народным праздником Кузьминки.

Задачи:

Образовательные:
- Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках. Познакомить детей со старинным народным праздником «Кузьминки», с традициями, связанными с ним.
- Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными жанрами: пословицами, загадками; с народными играми.
-Сформировать знания детей о труде и быте крестьян, о ремесле прядения на Руси, познакомить с предметами традиционного женского рукоделия: прялкой, веретеном, пяльцами.

Развивающие:
- Развивать интерес детей к русским народным праздникам, к устному народному творчеству, к малым фольклорным жанрам прибауткам, пословицам и поговоркам, к народным играм.

- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Обогащать словарный запас: Кузьминки, Грудень, прялка, веретено, пяльца.

Воспитательные:

- Прививать любовь и интерес к народному творчеству, обеспечить позитивный эмоциональный настрой, создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа, как бесценной сокровищнице мудрого и прекрасного.

- Воспитывать уважение к труду людей.

Практическая значимость

Данное мероприятие является одним из большого количества мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, нравственных ценностей.

Обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.

Данный материал может быть использован воспитателями, музыкальными руководителями.

Ожидаемые результаты

- Дети получат знания об истории возникновения народного праздника «Кузьминки»;
- Познакомятся с ремеслами на Руси;
- Использование детьми в активной речи: потешек, загадок, пословиц, поговорок;
- Умеют играть в русские народные игры.

Методические советы

Посиделки — сезонная форма досуга в осенне-зимнее время. Предлагаемые детям игры, хороводы, танцы, песни могут быть самыми разнообразными.
Для развития интереса дошкольников к фольклору необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Прежде всего, следует обеспечить синтез познавательной, игровой, музыкальной, художественной деятельности (с элементами поисковой) при подготовке народных праздников, обрядов, в которых большой эмоциональный и познавательный заряд несёт музыкальный фольклор. Необходим учёт особенностей возраста, интересов, различного опыта художественно – эстетической деятельности (в том числе музыкальной).

Методы воспитания

В процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия использовались разные методы воспитания: словесные (беседа, рассказ, использование устного народного творчества); наглядные (рассматривание предметов, оборудования: прялка, веретено, пяльца, показ процесса прядения), практические (экспериментирование с куделью, участие в процессе прядения, проигрывание народных подвижных и хороводных игр)

Предварительная работа

Предварительная работа заключается в заучивании народных стихов и песен, хороводов, пословиц и поговорок, в подборе музыкальных произведений для посиделок, в подготовке народных костюмов, оборудования, в оформлении зала.

Ход развлечения.

Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные. Милости просим. На осенние посиделки приглашаю вас. Присаживайтесь. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими длинными вечерами да грудами замёрзшей земли. Незря в народе называли этот месяц Грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит», «Осень жируха со злюкой-зимой борется»

Ведущая: (с корзиной с урожаем) – Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться, рукодельными, хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре. Ведь на Урале в ноябре отмечается первый зимний праздник Кузьминки.

1 ребёнок: - Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник небезделья,

Праздник рукоделья.

2 ребёнок: - Кузьминки - об осени поминки.

3 ребёнок: - Кузьминки - встреча зимы.

Ведущая: - По такому случаю люди на Урале устраивали посиделки. Время проводили за любимым занятием: кто вяжет (показать спицы, клубок, изделие), кто из глины посуду лепит (показ глиняной посуды), кто из дерева ложки да игрушки вырезает (показ матрёшек и ложек), кто вышивает (показ вышитых салфеток), а кто прядёт. Хозяюшка, расскажи нам о мастерстве прядения.

Хозяюшка: - Чтобы связать вещь или вышить узор, нужны ниточки. (показ) Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, никто не знает. Давно это было Только заметил человек, что шерсть животных: коз, овец похожа на ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными да прочными. (Даёт детям кудель). Возьмите в левую руку кусочек шерсти, зажмите её в кулачке. Пальчиками правой руки вытянем из шерсти несколько волосков и крепко скрутим. Повторим движение несколько раз. Потяните ниточку за кончик. Что у нас получилось? И ниточка коротенькая, и прясть неудобно. Потому что пальцы левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы освободить их, стали люди привязывать кудель к специальной подставке –прялке. (показать прялку) А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец привязали к специальной палочке-веретену(показ веретена). Садится пряха за прялку (показывает), левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Ведущая: - Вот, ребята, оказывается, как ниточки прядутся. А давайте мы в русскую народную игру «Прялица» поиграем.

Народная хороводная игра «Прялица»

«Прялица, кокорица моя,

С горя выброшу на улицу тебя.

Буду прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать».

(Дети ходят по кругу, в центре «жених» выбирает девочку, и исполняют пляску).

Ведущая: - Будем кругом ходить,

Дружну пляску заводить

Хоровод «Калинушка» (Приложение 1)

Ведущая: - Сяду рядышком на лавку,
С вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Разноцветное коромысло

Через реку повисло (Радуга)

Два конца, два кольца

А посередине гвоздик. (Ножницы)

Ведущая: -Молодцы, смышлёные да догадливые!

Ведущая: - Девицы – красавицы, ребята- молодцы, много ль знаете пословиц и поговорок о труде?

Дети:

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Землю красит солнце, а человека труд.

-Работящим рукам цены нет

Ведущая: -Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки на Урале не проходили без игр. Любили красны девицы да добры молодцы весёлые игры!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать  пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Русская народная игра «У дядюшки Трифона»

Все игроки встают в круг, берутся за руки. Водящий находится в центре круга. Если вы играете с малышами и сами будете водящим, то вы можете остаться в этом хороводе. Все идут по кругу и говорят присловье:

У дедушки Трифона, семеро детей

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

После этих слов водящий показывает какое-либо движение, а все должны повторить.

Ведущая: -Делу - время, потехе – час. Вот и потешились вы, а для дела мы вам подарочки приготовили: ниточки разноцветные да пяльца, чтобы вы в группе рукоделием занимались, узоры сказочные вышивали.

-А как шили – вышивали, так и песню напевали.

Песня «На горе то калина»

Ведущая: -Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Дети:

-С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

-Тары- бары, тары – бары,

Выпьем чай из самовара.

С частушками, с ватрушками,

С баранками да с сушками.

Хозяюшка: -Дорогие гости, садитесь за столы, угощайтесь на здоровье.

(Чаепитие)

Приложение 1

Хоровод «У Калинушки».

(Музыка и слова Ю. Михайленко.)

Осень золотистая

Листья разукрасила

И калины ягоды

В яркий цвет раскрасила.

Припев:

Мы вокруг калинушки

Хороводы водим,

Песенку осеннюю

Нежную заводим.

Солнышко осеннее

Реже пригревает,

Птицы перелетные

К югу улетают.

Припев:

Мы вокруг калинушки

Хороводы водим.

Песенку осеннюю

Нежную заводим.

Из листочков золотых

Мы венки сплетаем,

И калины ягодой

Ярко украшаем.

Припев:

Мы вокруг калинушки

Хороводы водим.

Песенку осеннюю

Нежную заводим



Список литературы

Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей истокам русской народной культуры». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

«Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценариев календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт.- сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, и др. – 3-е изд, перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 400 с.

Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / сост. Бабунова Е. С.- Челябинск: Взгляд, 2007.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА…знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.

Интернет- ресурсы:

https://lyricsonline.ru/57491-detskie-horovod-u-kalinushki.html
lyricsonline.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.