Урок для детей ОВЗ по русскому языку «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» (2 класс)
Конспект коррекционного урока
Учитель начальных классов Солдатова Д.Д.
Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Класс: 2
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению одушевлённых
и неодушевлённых именах существительных
Задачи урока:
Дидактические:
актуализировать знания об имени существительном;
- содействовать усвоению знаний обучающихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
- формировать умения различать одушевленные и неодушевленные существительные, задавать вопросы кто,что?;
Развивающие:
-способствовать коррекции дисграфии ,развитию монологической речи;
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | |
| -Осознают внутреннюю готовность и потребность к процессу обучения; ЛУУД1 -Осознают причины успехов и неуспехов своей учебной деятельности; ЛУУД2 | Регулятивные: - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; РУУД1 - выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, действуют в соответствии с планом, учитывают правило в планировании способа решения; РУУД2 Коммуникативные: - строят монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; КУУД1 - работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;КУУД2 Познавательные: - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию слов по определенным признакам, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебнике, делать выводы на основе общения; ПУУД1 | -различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;ПРУУД1 -находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?»ПРУУД2 |
-развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
Воспитательные:
- содействовать развитию умению слушать и слышать собеседника;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Межпредметные связи: Литературное чтение
Оснащение урока: Презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, Авторы: В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий, Раздаточный материал
Мотивация
Доброе утро ! Я желаю всем успеха и удачи на уроке , а также хорошего настроения !
Проверьте свою готовность к уроку, У вас на столах должен лежать пинал, учебник, рабочая тетрадь.
2.Актуализация
Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Минутка чистописания:
Откройте тетради .Запишите число и классная работа.
Перед вами изображение рассмотрите его. Что вы видите? Найдите прописную Заглавную букву У и строчную , обведите их . Кто выйдет и покажет где находится «У», а теперь «у». Пропишите до конца сроки У , на следующей у.
Словарная работа:
Рассмотри картинку(обозначается словом). Назовите, что на ней изображено по цепочке. Теперь запишите эти слова в строчку через запятую. Почеркните орфограмму, поставьте ударение. Проверьте.Почему эти слова называют словарными?Слова: заяц, обезьяна, мальчик, сапог, месяц, морковь.
Целеполагание
Давайте прочитаем эти слова хором.
- Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
-Докажите, что это имена существительные. (Правило: Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
-Исходя из правила, подумайте на какие две группы мы можем разделить эти слова?(слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?).
-Работаем у доски по цепочке. Прикрепите картинку , которая обозначает существительное отвечающее на вопрос КТО и ЧТО. Под вопрос.
-Кто знает, как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)
-Кто знает, как называются имена существительные, которые
отвечают на вопрос Что? (неодушевлённые).
- Сегодня на уроке мы и постараемся это узнать.
Откройте учебник на странице 48.
Тему нашего урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Будем учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое)
4.Открытие нового знания
Посмотрите на слова, которые мы уже распределили :
Кто? Что?
- Можно ли к словам из первого столбика поставить вопрос «что?»(нет)
- Почему, докажите (-Они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос «кто?», а не «что?».)
- Ребята, послушайте внимательно слова , которые я сейчас перечислю и скажите, какое слово лишнее? Почему?
Ребёнок дерево кошка попугай
-А почему вы решили, что дерево неживое? (Оно же растёт, дышит)
-Может быть, мы с вами ошиблись?
Ваше мнение.
-А может ли дерево испытывать любовь, злость?
-У него есть душа?
-А у людей и животных?
-Вот что самое главное- душа.
-Давайте подумаем, как мы можем назвать имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? и имеют душу. (одушевлённые)
-У всех остальных предметов нет души, поэтому мы их называем ……. (неодушевлённые) Они отвечают на вопрос ЧТО?
Работа с правилом:
Прочитайте правило на стр. 48. Про себя. Послушайте. Ответьте на вопрос
- Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО?. Полным ответом.(Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлённым
Физкультминутка
-Ребята, сейчас я предлагаю встать со своих мест и немного поиграть. Будьте внимательны. Я буду читать стихотворение, когда вы услышите одушевленное имя существительное – наклоняетесь, неодушевленное- поднимаете руки вверх.
Мокрый пес
И мокрый кот,
Мокрый грустный пешеход.
Мокрый зонт,
Мокрый дом,
Мокрый голубь за окном.
Только мы с тобой идем
И не мокнем под дождем.
Первичное закрепление
Задание:
Работа в паре.
-У вас на партах лежат карточки, это шифрограммы.
Среди множества букв спрятались слова. У каждого по 2 слова. Найдите их и подчеркните. Давайте прочитаем слова которые вы нашли и зададим к ним вопрос.
1 вариант.
Юмребятафйврач
2 вариант.
фытопчелаысгжукд
3вариант
Ютьворобейбдычворонач
4 вариант
Чткотфффщдцьсобакацгугцн
5 вариант
ъцэлисаецятйволкйяй
А теперь откройте страницу 49 упр 81.
-Прочитайте группы существительных. Мы отнесем их к одушевлённым или неодушевленным? Почему ?
-Подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по одному слова из тех что вы выделили на карточке.
Работаем у доски. У какой пары были слова , которые относятся к группе люди (Аналогично работает с каждой группой.). Остальные пишут в тетради в столбик.
Задание :
- Сейчас я буду показывать вам картинку, а вы должны отнести ее к группе одушевленных или неодушевленных имен существительных, то есть показать карточку , дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.)
Самостоятельная работа
Прочитай слова. Подчеркни неодушевлённые имена существительные – синим карандашом, а одушевлённые имена существительные – красным карандашом.
Берёза, птица, листва, воробей, заяц, лес, гнездо, кот,
-Покажите свою готовность, проверьте себя по эталону на доске. Кто не допустил ни одной ошибки поднимите солнышко
-Молодцы, вы хорошо справились.
Подведение итога
- Какую часть речи мы изучили на уроке? Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
У вас на столах лежит солнышко и облачко.
Если вы были активны на уроке, справились со всеми заданиями-поднимите солнышко.
Если у вас были трудности- не поднимите.
Я хочу сегодня похвалить всех, вы справились со всеми заданиями заданиями и открыли много нового на уроке
Домашнее задание. Стр 48 упр 82.
-Спасибо за урок. До свидания.