Урок географии на тему «Географическое положение Африки. История исследования материка»
Тема «Географическое положение Африки. История исследования материка»
Цель: Познакомить с физико–географическим положение Африки
-Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм
-Продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)
-Прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка
-Назвать имена исследователей материка и результаты их работ
-Подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой
Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь
Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
Регулятивные УУД:
∙ Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
∙ Оценивать достижения на уроке.
∙ Оценивать работу одноклассников.
∙ Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
∙ Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
делать выводы
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах
Учащийся должен обладать:
∙ ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
∙ опытом участия в социально значимом труде;
∙ осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению;
∙ коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной деятельности;
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
∙ осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в
определенной ситуации.
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. Учебник Коринская В.А.,Душина И.В. «География материков и океанов», раздаточный материал
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы и методические приемы:
1. Приемы критического мышления
2. ИКТ.
3 . Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
а) Самостоятельная работа по инструктивным карточкам с атласом.
б) урок-практикум
в) Наглядный
Ход урока
Организационный
Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня урок буду проводить я Менархан Алиевна. Нам предстоит очень необычная работа.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок.
Будем мыслить, изучать
И открытья совершать.
-Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!
(Посмотрели друг на друга улыбнулись и присели за парты.)
Учитель: На уроках географии Вы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке Вы перешли к изучению южных материков.
Я предлагаю провести «мозговой штурм» и проверить ваши знания. За правильный ответ и работу на уроке вы получаете карточку-Африку.( вы копите - эти карточки для того, чтоб получить оценку за урок)
Вспомните, пожалуйста, что называется материком?
Дети: Ответ: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном. ( отдать карточку)
Учитель: Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.
Дети: Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
Учитель: Какие материки относятся к южным материкам?
Дети: Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Учитель: Все ли южные материки расположены полностью в южном полушарии?
Дети: Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.
Учитель: Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.
Учитель: Посмотрите, что стоит первым вопросом и почему?
Дети: Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.
Учитель: Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?
Учитель : Ответ : Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.
Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. (слайд.2)
I . Проблематизация, актуализация, мотивация. Выход на тему.
Ребята у нас проблема. Мы должны определить тему нашего урока. Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности.
— О каком материке идет речь? ответить после того, как я прочту описание материка.
А) В VI веке до н.э. египетский фараон НЕХО поручил финикийцам изучить, велика ли страна Ливия. Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Ливию. Путешествие показало, что Ливия очень большая и со всех сторон окружена морями.
Б) Посреди экватора,
В равном удалении.
Расположен материк,
Всем на удивленье.
Много рек, озер, пустынь,
Климат очень жаркий.
Так какой же материк будем изучать мы?
Ответ детей: Африка.
Да, правильно. По играем игру "Мозговой штурм" В течении урока должны мы заполнить макет материка
( повесить на доску макет)
Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
Итак, тема нашего урока. Африка. Географическое положение.
Исследование.(слайд
Определим цель урока. Как вы думаете, о чём мы узнаем и чему научимся в ходе урока?
Дать характеристику ФГП Африки используя алгоритм. формировать умения работать с картами атласа и макетом.
Каждый материк имеет определение со словом самый. встречается в заданиях ( ВПР и ОГЭ)
Евразия – самый?...(большой).
Антарктида – самый?...( холодный).
Африка – самый?...(жаркий). (слайд.3)
Чтобы вы назвали еще в Африке самое….
(Слайд4 ) Африка – самый жаркий материк
Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)
Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)
Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари
Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С
Самый древний
(Да! Ученые все больше склоняются к мысли о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества.
Самый большой по площади после Евразии
Площадь S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) - ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ
А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км2
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.
Работа с учебником стр. 108
1. (Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка)
Есть другое объяснение. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза, а на древней карте Эратосфена – Ливия.). ( слайд 6)
II. Работа над темой.
Основная проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ” ( Слайд7)
Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтеся с типовым планом (алгоритмом) материка.
Используя план описания ГП материка: на стр.331 в учебнике
Положение материка по отношению к экватору, к нулевому меридиану, по отношению к тропикам;
Найдите крайние точки, их координаты;
Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;
определите к каких Климатические поясах расположена материк
Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии
Как расположен материк относительно других материков?
А сейчас мы все отправляемся в путеществие. Задание – «проплыть» вокруг Африки и собрать сведения о ГП Африки. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов.!!!
работая с планом (в технолог. Карте) №1 с.344 (в парах)+ работа с атласом и на макете контурной карты!!!
Для учителя.
Ребята называете Объекты ГП и отмечаете, приклеиваете их на макете материка название лежат на столе.
Положение материка по отношению к экватору.
а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу . Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года
Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.
Положение материка по отношению к тропикам. Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Африка лежит между тропиками, между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.
Крайние точки, их координаты.
Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.
Все вместе
Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.
Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
Как можно определить протяженность материка?
Ответ. По масштабу и градусной сетке.
северная кр.т. – м. (Эль – Рияд)
или Бен-Секка– 37° с. ш.;
южная кр.т. – м. Игольный – 35° ю. ш.
Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)
Протяженность Африки север — юг:
Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная, что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.
Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии Физкульт минутка Ах, как долго мы писали, Жмурься сильно, но держись. Каждая пара получает задание Используя физическую карту Африки, нанесите на контурную карту береговую линию, покажите на карте заливы, проливы острова и на западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море. 1.Средиземное море 2.Суэцкий канал 3. Красное море 4.Баб-эль-Мандерский пролив 5. Аденский залив 6.полуостров Сомали 7. Индийский океан 8 Мазамбикский пролив 9.о Мадагаскар 10.Атлантический океан 11. гвинейский залив 12. Канарские острова 13.Гибралтарский пролив Вывод. Береговая линия материка слабо изрезана. Положение материка по отношению к другим материкам |
Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки. |
|
14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км
Вывод: От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий
Открыли климатическую карту определите к каких Климатические поясах расположена материк (приклеить на макет)
Экваториальный
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический
Высокие температуры весь год. (Эль-Азизия (Ливия) +58°С )
Вывод. Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
Теперь мы знаем, где располагается Африки.
А какова история её открытия?
Работа в парах и технол. картой. Таблица «Кто? Когда? Что?» работа с учебником. стр.109. с помощью 2 пункт.заполняем таблицу.
В пропусках пишите информацию.
Музыка фоновая африканская
Кто? | Когда? | Что? |
............... | 1498 г. | Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге. |
Давид Ливингстон | середина XIX в. | ........................................................................ |
| | |
....................... | конец XIX в. | Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеорологические наблюдения. |
Николай Иванович Вавилов | ............. | Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы |
Взаимопроверка обменялись работами проверяем ответы на слайде
Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.
Закрепление и осознание.
Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”
4. Подведение итогов
Сегодня мы с вами совершили путешествие по Африке. Многое узнали о материке
!!!Приём «Синквейн».
Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Африка
Древнейшая, жаркая
Находится, омывается, добывают
Африка – это загадка!
Материк
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
Рефлексия контур Африки
Было интересно…
Было трудно …
Я научился …
Подведение итога урока.
Подсчитать свои карточки и оценить себя как вы работали на уроке
и в дневниках поставить себе отметки
Оценка работы учащихся на уроке
Я знала, всё у нас получится,
Африку мы с вами будем знать.
Всем путешественникам
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Организация домашнего задания.
Слайд ⸹ 18, до делать контур. Карту.
Пожеланию д/з.
Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и
Составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).
1. Средиземное море
2.Суэцкий канал
3. Красное море
4.Баб-эль-Мандерский пролив
5. Аденский залив
6.полуостров Сомали
7. Индийский океан
8 Мазамбикский пролив
9. о. Мадагаскар
10.Атлантический океан
11. Гвинейский залив
12. Канарские острова
13.Гибралтарский пролив