12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джуманьязова Менархан Алиевна37

Тема «Географическое положение Африки. История исследования материка»


Цель: Познакомить с физико–географическим положение Африки

-Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм

-Продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)

-Прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка

-Назвать имена исследователей материка и результаты их работ

-Подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки.

Задачи урока:


Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой

Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь

Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Регулятивные УУД:
∙ Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, 
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать 
достигнутые результаты;
∙ Оценивать достижения на уроке.
∙ Оценивать работу одноклассников.
∙ Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
∙ Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, 
делать выводы
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах
Учащийся должен обладать:
∙ ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к 
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
∙ опытом участия в социально значимом труде;
∙ осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому 
человеку, его мнению;
∙ коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со 
сверстниками в процессе образовательной деятельности;
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
∙ осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в 
определенной ситуации.
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. Учебник Коринская В.А.,Душина И.В. «География материков и океанов», раздаточный материал
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы и методические приемы:
1. Приемы критического мышления

2. ИКТ.
3 . Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
а) Самостоятельная работа по инструктивным карточкам с атласом. 
б) урок-практикум

в) Наглядный

Ход урока

Организационный

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.


Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня урок буду проводить я Менархан Алиевна. Нам предстоит очень необычная работа.


Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

-Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!


(Посмотрели друг на друга улыбнулись и присели за парты.)


Учитель: На уроках географии Вы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке Вы перешли к изучению южных материков.

Я предлагаю провести «мозговой штурм» и проверить ваши знания. За правильный ответ и работу на уроке вы получаете карточку-Африку.( вы копите - эти карточки для того, чтоб получить оценку за урок)


Вспомните, пожалуйста, что называется материком?


Дети: Ответ: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном. ( отдать карточку)





Учитель: Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.


Дети: Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.


Учитель: Какие материки относятся к южным материкам?


Дети: Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.


Учитель: Все ли южные материки расположены полностью в южном полушарии?


Дети: Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.


Учитель: Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?


Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.




Учитель: Посмотрите, что стоит первым вопросом и почему?

Дети: Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.


Учитель: Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Учитель : Ответ : Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. 
Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. (слайд.2)



I . Проблематизация, актуализация, мотивация. Выход на тему.


Ребята у нас проблема. Мы должны определить тему нашего урока. Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности.

— О каком материке идет речь? ответить после того, как я прочту описание материка.


А) В VI веке до н.э. египетский фараон НЕХО поручил финикийцам изучить, велика ли страна Ливия. Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Ливию. Путешествие показало, что Ливия очень большая и со всех сторон окружена морями.

Б) Посреди экватора,

В равном удалении.

Расположен материк,

Всем на удивленье.

Много рек, озер, пустынь,

Климат очень жаркий.

Так какой же материк будем изучать мы?

Ответ детей: Африка.

Да, правильно. По играем игру "Мозговой штурм" В течении урока должны мы заполнить макет материка

( повесить на доску макет)

Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Итак, тема нашего урока. Африка. Географическое положение.

Исследование.(слайд

Определим цель урока. Как вы думаете, о чём мы узнаем и чему научимся в ходе урока?

Дать характеристику ФГП Африки используя алгоритм. формировать умения работать с картами атласа и макетом.


Каждый материк имеет определение со словом самый. встречается в заданиях ( ВПР и ОГЭ)

Евразия – самый?...(большой).
Антарктида – самый?...( холодный).
Африка – самый?...(жаркий). 
(слайд.3)

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….

(Слайд4 ) Африка – самый жаркий материк 


Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²) 


Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км) 


Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари 


Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С 

Самый древний
(Да! Ученые все больше склоняются к мысли о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества.
Самый большой по площади после Евразии
Площадь S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) - ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км
2

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником стр. 108

1. (Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка)

Есть другое объяснение. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза, а на древней карте Эратосфена – Ливия.). ( слайд 6)

II. Работа над темой.

Основная проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ” ( Слайд7)

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтеся с типовым планом (алгоритмом) материка.

Используя план описания ГП материка: на стр.331 в учебнике

Положение материка по отношению к экватору, к нулевому меридиану, по отношению к тропикам;

Найдите крайние точки, их координаты;

Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;

определите к каких Климатические поясах расположена материк

Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

Как расположен материк относительно других материков?

А сейчас мы все отправляемся в путеществие. Задание – «проплыть» вокруг Африки и собрать сведения о ГП Африки. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов.!!!

работая с планом (в технолог. Карте) №1 с.344 (в парах)+ работа с атласом и на макете контурной карты!!!

Для учителя.

Ребята называете Объекты ГП и отмечаете, приклеиваете их на макете материка название лежат на столе.

Положение материка по отношению к экватору.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу . Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Положение материка по отношению к нулевому меридиану. 

Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

Положение материка по отношению к тропикам. Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Африка лежит между тропиками, между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

Крайние точки, их координаты.
Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.
Все вместе

Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.

Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Как можно определить протяженность материка?

Ответ. По масштабу и градусной сетке.

северная кр.т. – м. (Эль – Рияд)

или Бен-Секка– 37° с. ш.;
южная кр.т. – м. Игольный – 35° ю. ш.
Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)

Протяженность Африки север — юг: 
Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная, что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км. 

Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

Физкульт минутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им).

Работа в парах.

Каждая пара получает задание  Используя физическую карту Африки, нанесите на контурную карту береговую линию, покажите на карте заливы, проливы острова и на западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.
проливы: 
Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб- эль-Мандебский пролив 
Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан полуострова у берегов Африки.

1.Средиземное море

2.Суэцкий канал

3. Красное море

4.Баб-эль-Мандерский пролив

5. Аденский залив

6.полуостров Сомали

7. Индийский океан

8 Мазамбикский пролив

9.о Мадагаскар

10.Атлантический океан

11. гвинейский залив

12. Канарские острова

13.Гибралтарский пролив

Вывод. Береговая линия материка слабо изрезана.

Положение материка по отношению к другим материкам

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
На значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.


Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10с.ш.
14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Вывод: От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий

Открыли климатическую карту определите к каких Климатические поясах расположена материк (приклеить на макет)

Экваториальный 
Субэкваториальный 
Тропический
Субтропический

Высокие температуры весь год.
(Эль-Азизия (Ливия) +58°С )

Вывод. Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

Теперь мы знаем, где располагается Африки.

 А какова история её открытия?

Работа в парах и технол. картой. Таблица «Кто? Когда? Что?» работа с учебником. стр.109. с помощью 2 пункт.заполняем таблицу.

В пропусках пишите информацию.

Музыка фоновая африканская




Кто?

Когда?


Что?

...............

1498 г.

Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге.

Давид Ливингстон

середина XIX в.

........................................................................




.......................

конец XIX в.

Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Николай Иванович Вавилов

.............

Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы

Взаимопроверка обменялись работами проверяем ответы на слайде


Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.

Закрепление и осознание.

Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: 
“Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

4. Подведение итогов
Сегодня мы с вами совершили путешествие по Африке. Многое узнали о материке

!!!Приём «Синквейн».

Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание темы (два прилагательных );

3 строка – описание действия темы (три глагола);

4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Африка

Древнейшая, жаркая

Находится, омывается, добывают

Африка – это загадка!

Материк

 Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

Рефлексия контур Африки

Было интересно…

Было трудно …

Я научился …

Подведение итога урока. 

Подсчитать свои карточки и оценить себя как вы работали на уроке

и в дневниках поставить себе отметки


Оценка работы учащихся на уроке

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Организация домашнего задания.

Слайд ⸹ 18, до делать контур. Карту.

Пожеланию д/з.

Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и

Составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).































1. Средиземное море

2.Суэцкий канал

3. Красное море

4.Баб-эль-Мандерский пролив

5. Аденский залив

6.полуостров Сомали

7. Индийский океан

8 Мазамбикский пролив

9. о. Мадагаскар

10.Атлантический океан

11. Гвинейский залив

12. Канарские острова

13.Гибралтарский пролив







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.