12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана21
Учитель русского языка и литературы МКОУ "Коммунаровская СОШ" Беловского района Курской области,высшая категория,педагогический стаж -39 лет,награждена нагрудным знаком"Почётный работник общего образования РФ",2007
Россия


Пашина Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Коммунаровская средняя

общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

Сценарный план урока- квеста.

Предмет: родной язык (русский язык)

Класс:5

Тип урока: урок систематизации знаний

Тема: Речь правильная. Основные грамматические нормы

Ресурсы к уроку-квесту  на тему: «Речь правильная. Основные грамматические нормы»

  1. Улица Словарная

  Здесь Русью  пахнет

  https://proza.ru/2021/01/29/1751

  1. Создание кроссвордов онлайн https://crossmaker.ru/
  2. Разгадай         ребусы https://znanija.com/task/36744383
  3. Бульвар «Чистый»

записаны слова: кофе, шампунь, безе, мозоль, вуаль, какао, тюль, салями, желе.

Задание: Запишите слова : 1) слова мужского рода и подберите к ним прилагательные  2) слова женского рода и подберите к ним прилагательные ; 3)слова среднего рода и подберите к ним прилагательные  ;

  1. Генератор ребусов  http://kvestodel.ru/generator-rebusov

​​​​​​​Цель:

Планируемые результаты

личностные:

- Осознание себя носителем родного языка. Проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

метапредметные:

познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и со сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве

-предметные:

-закрепить понятие «языковая норма».

-выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

-формировать навыки использования нормированной речи.

Каждая команда (4ученика) получает маршрутный лист и отправляется в путь по городу Словограду, пункты расположены так: «Бульваре чистой речи» в кабинете русского языка, «Улица Словарная » в школьной библиотеке, «Парк кроссвордов» в кабинете информатики, «Игровая площадка» в актовом зале, «Площадь ребусов» в кабинете истории, где эксперты-старшеклассники предложат выполнить задания. Далее работа проверяется, количество баллов записывается в маршрутный лист. Команда продолжает путешествие. Во время квеста работают школьные корреспонденты: их фотоаппараты и видеокамеры всегда наготове. В тот же день на школьном сайте можно будет прочитать репортаж и посмотреть фотографии.

Ход урока

1.Самоопределение.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам провести квест «Путешествие по Словограду».

Главный гость сегодня – его величество русский язык.

Предлагаю вам поделиться на команды по 4 человека иначать ваше путешествие по известным местам города Словограда. У вас получится 3 команды. В конечном пункте путешествия жюри из старшеклассников подведёт итоги вашей деятельности.

Учащиеся приветствуют учителя и делятся на команды

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

- Итак , как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

-Ребята, с древнегреческим философом Сократом однажды произошёл случай. К нему привели одного человека и попросили высказать о нём мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: Да заговори же ты наконец, чтобы я смог тебя узнать! »

Поэтому визитной карточкой человека является речь.

- Актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

А какие языковые нормы существуют? А какие мы с вами уже изучили?

- Итак , как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? (Речь правильная. Основные грамматические нормы)

3.Постановка учебной задачи, целей урока.

Ребята, вам предстоит путешествие по известным местам Словограда: вы побываете на «Бульваре чистой речи», на «Улице Словарной», в «Парке кроссвордов», «Игровой комнате», на «Площади ребусов». Каждая команда должна стараться выполнить быстро коллективно задание, а эксперты из 10 класса оценят вашу работу.

А что вам поможет, ребята, быстро и правильно выполнить работу? Что должен знать каждый из вас?

4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Ребята. Если вы будете сплочёнными и дружными, вы сможете проявить находчивость и смекалку и ещё раз проверить свои знания. ( Раздаются маршрутные листы командам .В маршрутных листах очерёдность пунктов путешествия разная, поэтому каждая команда выполняет задание по отдельности . Учащиеся изучают маршрутные листы, обсуждают названия пунктов.)

5. Реализация выбранного проекта

Выполнение заданий по пунктам города Словограда.

Бульвар чистой речи .

Записаны слова: кофе, шампунь, безе, мозоль, вуаль, какао, тюль, салями, желе, какао.

Запишите слова: 1) слова мужского рода и подберите к ним прилагательные 2) слова женского рода и подберите к ним прилагательные ;3)слова среднего рода и подберите к ним прилагательные ;

(Ответ: 1.Горячий кофе, новый шампунь, красивый тюль).

Ответ 2.(Больная мозоль, тёмная вуаль, вкусная салями.)

Ответ 3.(Фруктовое желе, сладкое безе, ароматное какао).

II. Улица Словарная

Работа с диалектным словарём «Здесь Русью пахнет».

Найти в словаре значения диалектных слов и составить с ними предложения.

1.Бобышки (оладьи)

2). Клушка (наседка)

3.Гичка (ботва свёклы)

4.Колун (топор)

5.Стёжка –узкая тропинка)​​​​​​​

III . (Парк кроссвордов)

Составить кроссворд.

I. Слова по горизонтали:

1.Знаменитый сорт яблок в Курской области.

2.Известный курский писатель.

3.Река курской области.

4.Как называют жителей Курска

5.Где находится музей Курской битвы?

II. Слова по вертикали:

1.Курский святой

2.Известный курский композитор.

3.Птицы на флаге города Курска

4.Основатель заповедника «Стрелецкая степь»

5.Икона Коренной пустыни











6







1








4
































5












2




































3

7




































9































8





































10



























































































6с







1а

н

т

о

н

о

в

к

4а


а















л


р













5с


е


о








2к

у

р

я

н

е


х


в













й


и


с










3з

7н

а

м

е

н

с

к

а

я









о






и











с


9к




й











о


у














8с

в

и

р

и

д

о

в













о

















10п

о

н

ы

р

и












а

















т

















к

















и













IV. (Игровая комната)

Давайте выполним такое задание:

Если я правильно говорю, –хлопните, если неправильнодд – топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) - Я надела платье

V.(Площадь ребусов)

Разгадать ребусы:

1.

t1702216508aa.png

t1702216508ab.png

3.

t1702216508ac.png



(ответы к ребусам)

1.Байдики бить (ничего не делать)

2.Курский соловей (Применяется в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом — к сладкоголосым и вычурным говорунам - краснобаям. Также «курскими соловьями» называют курян и выходцев из Курской области.)

3.Глаза обронить (посмотреть)

Составьте с данными фразеологизмами предложения.

8.Этап самостоятельной работы, проверка работы по эталону.

Обучающиеся коллективно в группах выполняют задания в пунктах города Словограда. Старшеклассники проверяют выполненные работы по эталону и выставляют баллы в маршрутные листы.

7.Этап рефлексии деятельности .

Пока жюри подводит итоги, мы тоже займемся с вами делом. Как можно проанализировать проделанную работу? Я хочу предложить вам метод «ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ».

Посмотрите на ладонь:

Наш мизинец (М) - «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) - «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?

Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Таким образом, вы сможете проанализировать свою деятельность на уроке.

Вы все – победители. У нас нет проигравших, так как все вы достигли цели благодаря совместным усилиям. Секрет успеха найден. С такими активными, умными, дружными ребятами нашим детским объединениям не грозит никакая беда. Хотя каждая команда отличилась по-своему. Разрешите вручить почетные грамоты.

Так держать!

Учащиеся оценивают свой результат, показывая раскрытые ладошки.












































































10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.