Урок-квест по русскому языку на тему «Речь правильная. Основные грамматические нормы» (5 класс)
Пашина Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Коммунаровская средняя
общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Сценарный план урока- квеста.
Предмет: родной язык (русский язык)
Класс:5
Тип урока: урок систематизации знаний
Тема: Речь правильная. Основные грамматические нормы
Ресурсы к уроку-квесту на тему: «Речь правильная. Основные грамматические нормы»
- Улица Словарная
Здесь Русью пахнет
https://proza.ru/2021/01/29/1751
- Создание кроссвордов онлайн https://crossmaker.ru/
- Разгадай ребусы https://znanija.com/task/36744383
- Бульвар «Чистый»
записаны слова: кофе, шампунь, безе, мозоль, вуаль, какао, тюль, салями, желе.
Задание: Запишите слова : 1) слова мужского рода и подберите к ним прилагательные 2) слова женского рода и подберите к ним прилагательные ; 3)слова среднего рода и подберите к ним прилагательные ;
- Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Цель:
личностные:
- Осознание себя носителем родного языка. Проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
метапредметные:
познавательные результаты
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
Коммуникативные результаты
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и со сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве
-предметные:
-закрепить понятие «языковая норма».
-выработка умений находить и различать грамматические ошибки.
-формировать навыки использования нормированной речи.
Каждая команда (4ученика) получает маршрутный лист и отправляется в путь по городу Словограду, пункты расположены так: «Бульваре чистой речи» в кабинете русского языка, «Улица Словарная » в школьной библиотеке, «Парк кроссвордов» в кабинете информатики, «Игровая площадка» в актовом зале, «Площадь ребусов» в кабинете истории, где эксперты-старшеклассники предложат выполнить задания. Далее работа проверяется, количество баллов записывается в маршрутный лист. Команда продолжает путешествие. Во время квеста работают школьные корреспонденты: их фотоаппараты и видеокамеры всегда наготове. В тот же день на школьном сайте можно будет прочитать репортаж и посмотреть фотографии.
Ход урока
1.Самоопределение.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам провести квест «Путешествие по Словограду».
Главный гость сегодня – его величество русский язык.
Предлагаю вам поделиться на команды по 4 человека иначать ваше путешествие по известным местам города Словограда. У вас получится 3 команды. В конечном пункте путешествия жюри из старшеклассников подведёт итоги вашей деятельности.
Учащиеся приветствуют учителя и делятся на команды
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Итак , как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
-Ребята, с древнегреческим философом Сократом однажды произошёл случай. К нему привели одного человека и попросили высказать о нём мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: Да заговори же ты наконец, чтобы я смог тебя узнать! »
Поэтому визитной карточкой человека является речь.
- Актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
А какие языковые нормы существуют? А какие мы с вами уже изучили?
- Итак , как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? (Речь правильная. Основные грамматические нормы)
3.Постановка учебной задачи, целей урока.
Ребята, вам предстоит путешествие по известным местам Словограда: вы побываете на «Бульваре чистой речи», на «Улице Словарной», в «Парке кроссвордов», «Игровой комнате», на «Площади ребусов». Каждая команда должна стараться выполнить быстро коллективно задание, а эксперты из 10 класса оценят вашу работу.
А что вам поможет, ребята, быстро и правильно выполнить работу? Что должен знать каждый из вас?
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
– Ребята. Если вы будете сплочёнными и дружными, вы сможете проявить находчивость и смекалку и ещё раз проверить свои знания. ( Раздаются маршрутные листы командам .В маршрутных листах очерёдность пунктов путешествия разная, поэтому каждая команда выполняет задание по отдельности . Учащиеся изучают маршрутные листы, обсуждают названия пунктов.)
5. Реализация выбранного проекта
Выполнение заданий по пунктам города Словограда.
Бульвар чистой речи .
Записаны слова: кофе, шампунь, безе, мозоль, вуаль, какао, тюль, салями, желе, какао.
– Запишите слова: 1) слова мужского рода и подберите к ним прилагательные 2) слова женского рода и подберите к ним прилагательные ;3)слова среднего рода и подберите к ним прилагательные ;
(Ответ: 1.Горячий кофе, новый шампунь, красивый тюль).
Ответ 2.(Больная мозоль, тёмная вуаль, вкусная салями.)
Ответ 3.(Фруктовое желе, сладкое безе, ароматное какао).
II. Улица Словарная
Работа с диалектным словарём «Здесь Русью пахнет».
Найти в словаре значения диалектных слов и составить с ними предложения.
1.Бобышки (оладьи)
2). Клушка (наседка)
3.Гичка (ботва свёклы)
4.Колун (топор)
5.Стёжка –узкая тропинка)
III . (Парк кроссвордов)
Составить кроссворд.
I. Слова по горизонтали:
1.Знаменитый сорт яблок в Курской области.
2.Известный курский писатель.
3.Река курской области.
4.Как называют жителей Курска
5.Где находится музей Курской битвы?
II. Слова по вертикали:
1.Курский святой
2.Известный курский композитор.
3.Птицы на флаге города Курска
4.Основатель заповедника «Стрелецкая степь»
5.Икона Коренной пустыни
6 | ||||||||||||||||
1 | 4 | |||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | 7 | |||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
6с | ||||||||||||||||
1а | н | т | о | н | о | в | к | 4а | а | |||||||
л | р | |||||||||||||||
5с | е | о | ||||||||||||||
2к | у | р | я | н | е | х | в | |||||||||
й | и | с | ||||||||||||||
3з | 7н | а | м | е | н | с | к | а | я | |||||||
о | и | |||||||||||||||
с | 9к | й | ||||||||||||||
о | у | |||||||||||||||
8с | в | и | р | и | д | о | в | |||||||||
о | ||||||||||||||||
10п | о | н | ы | р | и | |||||||||||
а | ||||||||||||||||
т | ||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||
и |
IV. (Игровая комната)
Давайте выполним такое задание:
–Если я правильно говорю, –хлопните, если неправильнодд – топните!
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
4) - Я надела платье
V.(Площадь ребусов)
Разгадать ребусы:
1.
3.
(ответы к ребусам)
1.Байдики бить (ничего не делать)
2.Курский соловей (Применяется в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом — к сладкоголосым и вычурным говорунам - краснобаям. Также «курскими соловьями» называют курян и выходцев из Курской области.)
3.Глаза обронить (посмотреть)
Составьте с данными фразеологизмами предложения.
8.Этап самостоятельной работы, проверка работы по эталону.
Обучающиеся коллективно в группах выполняют задания в пунктах города Словограда. Старшеклассники проверяют выполненные работы по эталону и выставляют баллы в маршрутные листы.
7.Этап рефлексии деятельности .
Пока жюри подводит итоги, мы тоже займемся с вами делом. Как можно проанализировать проделанную работу? Я хочу предложить вам метод «ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ».
Посмотрите на ладонь:
Наш мизинец (М) - «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
Безымянный (Б) - «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?
Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Таким образом, вы сможете проанализировать свою деятельность на уроке.
Вы все – победители. У нас нет проигравших, так как все вы достигли цели благодаря совместным усилиям. Секрет успеха найден. С такими активными, умными, дружными ребятами нашим детским объединениям не грозит никакая беда. Хотя каждая команда отличилась по-своему. Разрешите вручить почетные грамоты.
Так держать!
Учащиеся оценивают свой результат, показывая раскрытые ладошки.
10