12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолина Мария Васильевна47
Россия, Архангельская обл., Архангельск
4

Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края»



Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края».

 

Класс (возраст) учащихся: 3 класс (9-10 лет)

 

УМК  «Начальная школа XXI века»

 

Оборудование:

·        мультимедиа проектор, компьютер,

·        учебник «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф.,

·        хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие                тетради «Морянка» 3 класс,

·        иллюстрации, магнитные карточки,

·        видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».

 

Цели и задачи урока:

            1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии растений;

            2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей

                планете;

          3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных

                сообществах Архангельской области.

 

Формирование УУД:

Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).

Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра).

Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).

Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.

Конспект урока разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления.

 

Карта урока

I.       Орг. момент.

 

II.    Сообщение темы урока. (ФАЗА ВЫЗОВА)

- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Приложение 1 Слайд 1)

- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (Приложение 2) (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)

- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

- Хотелось бы вам узнать об этом

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)

- А теперь откройте рабочие тетради, подпишите число.

ЗАДАНИЕ: Составьте «Кластер» к теме сегодняшнего урока (тема на доске).

·        напишите ключевое слово в середине рабочего листа;

·        начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;

·        запишите их и установите связи между ними.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

 

III. Постановка темы и задач урока.

- Посмотрите на свои записи в тетрадях и подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время урока. Используйте следующие вопросительные слова: СКОЛЬКО?  (НА) КАКИЕ?  КАК? (Слайд 3)

·        СКОЛЬКО живут растения?

·        НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?

·        КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?

·        КАК определить возраст растения?

- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.

 

IV. Изучение нового материала. (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ)

    Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)

ЗАДАНИЕ «Инсерт» или «Чтение с пометами»

- Рассмотрите рисунки. Читая текст учебника, отмечайте на полях то, что вам известно, что противоречит вашим представлениям, что является интересным и неожиданным для вас, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков (значки вынесены на доску):

«!» – Я это знал

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение

«?» – Вопрос

- После прочтения текста, заполнить таблицу (Приложение 3), где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносите сведения из текста.

·        Индивидуальные задания

Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися) (Приложение 4)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)

(Обсуждение записей, внесенных в таблицу маркировки текста.

Составление общей маркировочной таблицы (в ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)).)

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников. (Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)

Дополнительный материал (для учителя) (Приложение 5)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья, сложив назад.


Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)

Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)

Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).

ПРОВЕРКА (Слайд 16)

РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Приложение 6) (Слайд 17)

Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).

ПРОВЕРКА (Слайд 18)

ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)

- Тетрадь «Морянка» стр. 26

Индивидуальные задания Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».

 

Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края

- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)

(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).

ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)

- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)

- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)

- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный  поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)

Он — мох, строитель чудотворный,

Создавший царство из воды.

В нем много света и просторно,

Везде роскошные «сады».

В «садах» рубин живой алеет,

«Янтарь болот» на солнце зреет.

                                                Н. Рубцов

- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)

- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории

Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».

 - Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)

- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?

- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)

- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)

Эй, брат, комарик, берегись!

На лист росянки не садись -

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться.

                                            Д. Кайгородов

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

(Слайд 27)

 

V. Закрепление нового материала.

ЗАГАДКИ

 
Задание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится. 

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Лето целое старалась 
– Одевалась, одевалась … 
А как осень подошла, 
Нам одежки отдала. 
Сотню одежонок 
Сложили мы в бочонок. 

(Капуста)  ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Из земли вырастаю- 
Весь мир одеваю.

(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Мягок, а не пух,
Зелён, а не трава.

(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.

(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Никто не пугает,а вся дрожит.

(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.

(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

 

VI. Итог урока.

VII. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

«Пятиминутное эссе»

Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

(Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.)

 

VIII. Домашнее задание  (Слайд 28)

  1. Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир» (прочитать)

ЗАДАНИЕ: Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока.

  1. Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель» (по выбору)
  2. Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6 (по выбору)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание  «Проектная задача»

 

Источники информации:

1. Виноградова Н.Ф.  "Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Часть 1", - М., Вентана-Граф, 2013.

2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 3-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

 

Интернет источники:

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55



Здесь будет файл: /data/edu/files/o1444762271.ppt (Приложение 1)



Здесь будет файл: /data/edu/files/m1444762334.doc (Приложения 2-6)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.