Урок развития речи в 9 классе на тему «Подготовка к сочинению–рассуждению части С в ОГЭ»
Лукьяненко Ирина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 2 г. Архангельска
Урок развития речи в 9 классе на тему:
«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ»
Тип урока: развития речи в 9-ом классе, подготовка к сочинению в ОГЭ.
Цели:
1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста»:
· в определении стиля, типа речи;
· в определении проблемы, авторского отношения к ней, идеи текста;
2. Развивать творческие способности, логику и речь учащихся, развитие навыка написания сочинения - рассуждения, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;
3. Привлечь внимание учащихся к истории Архангельска посредствам фрагмента из книги Е. Фрейзер «Дом над Двиной».
Задачи:
Образовательные:
1.Научить собирать и систематизировать материал для сочинения;
2. Осмысливать и раскрывать тему сочинения;
3. Строить план;
4. Работать с текстом.
Развивающие:
1. Развивать речевую культуру учеников, память;
2. Развитие логического мышления.
Воспитательные:
1.Знакомить с прозаическим творчеством родного края;
2.Прививать любовь к культуре Севера;
3.Воспитывать патриотические чувства.
Ход урока:
1. Организационной момент.
2. Постановка темы и цели. Мотивация учащихся.
Учитель показывает книгу Е. Фрейзер «Дом над Двиной»
- Знакомы ли Вы с книгой, что у меня в руках? О чем она?
Книга о юной Женечке Штольц, детство которой прошло в Архангельске. Ее воспоминания о городе, о доме, о праздниках. О своей бабушке – Евгении Евгеньевне Поповой – замечательной русской женщине, мудрой, хлебосольной, самоотверженной. Когда пришли лихие большевистские времена она поехала в ссылку вслед за мужем. А еще она создала в Архангельске невиданный сад, который, к сожалению, после разрушения воссоздать не удалось.
И вот сейчас я прочитаю Вам фрагмент описания этого сада.
(Чтение фрагмента из книги: Дом над Двиной. Детство в Архангельске/ Евгения Фрейзер : пер. с англ. Т. Клушиной. – 3-е изд. – Архангельск: Правда Севера, 2009. Стр.83-86)
- Какие чувства у Вас вызвало описание этого диковинного сада, который действительно был в нашем городе?
- А знаете ли Вы где он находился (в какой части нашего города)?
Первое домашнее задание: Поспрашивать родителей, бабушек, может кто знает, где находился этот сад, а на следующем уроке я спрошу Вас.
Вступительное слово учителя:
- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ОГЭ.. Тест состоит из 3-х частей (изложение, тест, сочинение). Какой из этих этамов для Вас наиболее сложный, почему? (Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.3. Поэтому наш урок мы посвящаем подготовке к выполнению этого очень непростого задания.)
- Ребята, скажите, а какой у Вас самый любимый праздник в году? (ответы учеников)
- А как Вы думаете, какой у нас в России самый любимый праздник у всего народа? (Новый год, Рождество)
- А кто ввел празднование Нового года с 31 декабря на 1 января в России?
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.
Источник: http://giftcool.ru/pub/post/istoriya_novogo_goda_v_rosssii
© giftcool.ru
- А знаете ли Вы как готовились к празднованию Рождества в Архангельске?
- Перед тем, как мы прочитаем фрагмент из книги Е. Фрейзер «Дом на Двиной», обратите внимание на слова, что записаны у меня на доске. Давайте с ними поработаем.
3. Словарная работа
Полотёры – работники, занимающиеся натиркой паркетных полов;
Паркетный пол – пол из досок ценных пород деревьев, пол сохраняет рисунок дерева. Очень красивый и качественный.
Сургуч - окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).
Черенок – хвостик у яблока, при помощи которого яблоко держится на дереве.
Козули - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».
Сусальное золото - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.
4. Аналитическая работа над текстом.
Читает учитель или заранее подготовленный ученик:
С приближением Рождества в доме начиналось оживление. Каждый день бабушка отправлялась в город и возвращалась нагруженная свёртками. К нам пришли полотёры, которые в своей непередаваемой манере прошлись по всем паркетным полам. Зеркала и мебель были протерты так, что сверкали. Опустили люстры и, почистив каждую сверкающую детальку, вернули в прежнее положение. На кухне вовсю шла работа. На столе, в ожидании когда их ощиплют, горой лежали глухари, гуси и белые куропатки. Особое тесто, которое целый месяц напитывалось ароматами пряностей, уже было готово. Его раскатали, нарезали звездочками, полумесяцами и сердечками и пекли в духовке. Этим печеньем, конфетами и другими деликатесами наполняли корзинки.
Рождество, а также день Святой Евгении – бабушкины и мои именины – праздновались обычно в канун Рождества. Этот день приближался, и наверху происходили более интересные для меня, волнующие и таинственные приготовления.
Однажды вечером бабушка поставила на стол большой мешок орехов, появилось блюдечко с подслащённым молоком, зажжённые свечи, сургуч и зеленые шерстяные нитки. Каждому из нас дали по крошечной книжечке с золотыми страницами, скрепленными папиросной бумагой. Марга и мальчики уже знали, что надо делать. Я старалась как могла. Отдельный листочек, прикрепленный к папиросной бумаге, надо положить на ладонь, затем окунуть орех в сладкое молоко и немедленно завернуть в золотую бумажку. Кончики нарезанных шерстинок приложить к плоскому местечку на орехе и прикрепить капелькой разогретого сургуча. Готовые орехи клали на поднос. Теперь их можно было повесить.
За ними шли яблоки особого сорта, выращенные специально для Рождества. Эти маленькие яблочки, алые и белые, формой почти как груши, часто описываются в волшебных сказках. Черенок у них длинный и к нему легко привязать такие же зеленые петельки.
По утрам в дом приходили розовощекие крестьянки с корзинами и предлагали домашние козули, раскладывая их на белом полотне, - вкусные и ароматные пряники в форме человечков и северных животных; тут были ненцы, белые медведи, олени, все раскрашенные белым и розовым сахаром.
- Назовите тему текста? (Приготовления к празднованию Рождества)
- Найдите и назовите, запишите ключевые слова в тексте? (Рождество, аромат пряностей, волнующие, таинственные приготовления, розовощекие крестьянки, домашние козули, вкусные, ароматные пряники.) (слова выписываются на доску, учениками в тетрадь)
- Почему этот праздник вызывал волнение у главной героини?
- Какую атмосферу передают эти слова? (уюта, тепла, волшебства, радости)
- Почему в доме так тщательно готовились к Рождеству?
- Поднимите руку те, кто в своем воображении оказался в начале 20 века (произведение говорит о 1905-1910гг) и увидел это все своими глазами, сделал золотые орехи?
4. Работа над композицией сочинения – рассуждения.
Вспомним сочинение части С 2.3. в ОГЭ. (Как Вы понимаете значение слова РОЖДЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое РОЖДЕСТВО?» - взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.)
- Вам надо написать сочинение – рассуждение, а какие еще типы речи Вы знаете? Дайте им определение? (Описание - тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Повествование - Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.)
- С описанием и повествованием мы с Вами сегодня уже встретились? Где?
- Давайте вспомним, по какому плану мы пишем сочинение рассуждение? (тезис – аргумент – вывод).
Тезис – основное положение, которое надо доказать.
Аргументы – доказательства
Вывод – итог.
Давайте попробуем сформулировать, а затем и записать тему текста и тезис.
Рождество – это самый волшебный, сказочный, теплый и душевный праздник. К нему готовятся заранее, и вся семья принимает участие в подготовке, никто не остается в стороне. Подготовка связана не только с уборкой дома, но и с магическими действиями, что так нравятся детям.
Приведем аргументы.
Главную героиню завораживало все, что происходило вокруг накануне Рождества. Первое – это аромат пряностей, которым был наполнен весь дом. Второе – это создание своими руками необычных игрушек на елку из орехов, яблок, золотой бумаги, шерстяной ниточки, сургуча. Третье – это красота северного пряника, которые приносили «розовощекие крестьянки» и которые удивляли своими формами, изображением человека и северных животных.
Вывод. (стоит предложить записать каждому из учеников свой вывод, близкий его восприятию, а затем послушать их)
5.Итог.
Какой же алгоритм мы можем с Вами вывести, чтобы нам написать сочинение-рассуждение?
· Прочитать текст;
· Поработать с неизвестными нам словами в тексте (справиться в толковом словаре);
· Выписать ключевые слова;
· Определить тему;
· Сформулировать тезис;
· Подобрать аргументы;
· Сделать вывод.
6. Домашнее задание. (Написать сочинение – рассуждение)