Коллективная разминка в начале урока математики «Устный счет»
Устный счет.
Коллективная разминка в начале урока.
Метод: Диалоговая форма обучения с использованием демонстрационного оборудования и раздаточного материала.
Цель:
1. Повысить интерес к изучению математики.
2.Способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений и воображения.
3. Учить делать самостоятельные выводы не боясь сделать ошибку.
Задачи:
1. Показать разнообразие упражнений для устного счета.
2. Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности на уроке.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Формы восприятия:
1.Беглый слуховой (читается учителем, текст в записи).
1.Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды).
2.Комбинированный (обратная связь, задания по вариантам, упражнения в форме игры).
Приемы:
1.Опора на состав числа (для того, чтобы проще справиться с математическими операциями нужно знать, из чего состоит число. Например: число 8 состоит из чисел 2 и 6, чисел 4 и 4, чисел 6 и 2).
2.Присчитывание (5+3=5+1+1+1=7+1).
3.Перепрыгивание (если к числу прибавить 2 это значит нужно «перепрыгнуть» через два числа, которые стоят после него; если отнять 2- «прыжок» должен быть в другую сторону).
4.Перестановка слагаемых (позволяет наглядно увидеть, что проще к большему числу прибавить меньшее, а не наоборот: 1+8=8+1).
5.Вычитение чисел с переходом через десяток (14-6=14-4-2=8).
6.Логические приемы, где требуется из нескольких утверждений выявить одно верное утверждение.
7.Выполнение нестандартных задач по математике.
8.Математический «Софизм» (прием доказательства заведомо ложного утверждения).
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Раздаточный материал: конверт для каждого учащегося с геометрическими фигурами, 4 синих квадрата, 4 желтых круга.
Ход математической разминки:
Учитель создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку, определяет вид предстоящей работы.
- Итак, ребята, начинаем математическую разминку.
-У каждого из вас на столе лежит конверт с геометрическими фигурами.
-Какие геометрические фигуры у вас в конверте? (4синих квадрата, 4 желтых круга).
Рассмотрим, как пример, один из слайдов демонстрируемый для математической разминки на уроке математики. Каждый последующий слайд с заданиями на каждый урок, для выполнения составляет учитель исходя из общих учебных умений, навыков и начальных математических знаний учащихся в классе.
На интерактивной доске показан слайд с заданиями.
На слайде демонстрируется таблица, она разделена на две части (задание №1 и задание № 2).
В таблице над заданиями в правом верхнем углу изображен желтый круг (нет), в левом верхнем углу изображен синий квадрат (да). Изображение синего квадрата -да и изображение желтого круга-нет, находятся на каждом последующем слайде обязательно, что помогает учащимся правильно ориентироваться в выборе нужной геометрической фигуры, используя ее как ответ.
Ход математической разминки (5-7 минут).
Учитель создает эмоциональный настрой, определяет вид предстоящей работы.
Задание№1.
Учитель:
- Ребята, отвечая на мои вопросы, каждый из вас перед собой на столе выкладывает в ряд геометрические фигуры, синий квадрат означает слово «да», желтый круг означает слово «нет», один вопрос, один ответ, одна геометрическая фигура, да или нет.
-Итак, ребята начинаем математическую разминку. На таблице слева вы видите числовой ряд (2 6 1 5 9 0 3)
-Ответьте пожалуйста на мои вопросы:
-Правда ли, что среди данных чисел есть самое большое однозначное число?
-Правда ли, что среди данных чисел есть соседи числа 7?
-Правда ли, что среди данных чисел есть слагаемое числа 5? (вспоминаем состав числа 5)
-Правда ли, что сегодня пятница?
-Правда ли, что среди данных чисел есть соседи числа 4?
Выполнив первое задание, проверяем правильность выложенных геометрических фигур. Сначала учащееся работают в паре, проверяя правильность ответов, сколько получилось квадратов, сколько кругов. Затем проверка ответов коллективная.
Результат: квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат.
Задание №2.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на таблицу справа.
-Вы видите примеры, которые уже решены, вам ребята предстоит проверить правильность ответов, то есть решить каждый пример в уме и сравнить ответ.
-Если пример решен неправильно, перед собой на стол выкладываем желтый круг, если пример решен правильно выкладываем синий квадрат.
-Один пример, один ответ, одна геометрическая фигура.
2+6=9 4+5-3=6
10-4=6 6-2+4=7
Выполнив второе задание, учащиеся сначала проверяют правильность решения примеров друг у друга в паре, затем проверка коллективная с умением доказать правильность ответа.
Результат: круг, квадрат, квадрат, круг.
Учитель:
-Разминка окончена.
В конце разминки учащиеся, в качестве рефлексии высказываются свои ожидания от предстоящего урока. Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников.
Важно, если учащиеся, выполняя задание №1 не уложились в отведенный промежуток времени, то второе задание данного слайда, необходимо перенести на следующий урок математики. Очень важно избежать утомляемости учащихся перед уроком математики. Разминка перед уроком должна быть не более 5-7 минут.
Данный метод помогает сформировать умение считать в уме, что является одним из основных навыков, которому должен научиться ребенок, изучая математику в начальной школе.
Автор: Осецкая Ольга Константиновна
МАОУ СШ № 81 г. Краноярск