Внеурочное мероприятие в 1 классе, посвященное 57- летию первого выхода в открытый космос А. А. Леонова «В открытом космосе»
В открытом космосе
Внеурочное мероприятие в 1 классе, посвященное 57- летию первого выхода
в открытый космос А. А. Леонова.
Место проведения: МОУ «СОШ № 10» город Ухта
Класс / количество человек: 1»А» /30 человек
Оборудование: компьютер с колонками, проектор, интерактивная доска, ноутбуки, роутер, раздаточный материал.
Учитель начальных классов: Захарова Елена Николаевна
Ход занятия / мероприятия
Цель: | 1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса. Расширить знания учащихся о космосе, космонавтах, о 57- летии первого выхода в космос А.А. Леоновым, о роли роботов и спутников в космонавтике. 2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся, содействовать развитию у детей умения общаться; создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. 3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики, прививать интерес к истории космонавтики, профессии космонавт, людям, прославившим свою страну, формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. | ||||||||||
Оформление: | 1. Выставка книг о космонавтах и космосе, словари, энциклопедии. | 2. Стенд «Космонавты нашей страны» | |||||||||
1 этап | Мотивация | ||||||||||
- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, нас ждёт необычный разговор на тему……(интрига) Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=LSYWa234l1I&ab_channel=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%A2%D0%92 (показывать первые 15 секунд) Обратите внимание на то, что происходит, на экране. Что происходило? Где это происходило? Кто этот человек? Чем он занимался? | На видео А. Леонов выходит в открытый космос. Человек был в космосе. | ||||||||||
2 этап | Постановка проблемы. | ||||||||||
А с какой проблемой мы столкнулись во время нашей прошлой беседы про учёных? Слайд 1. Математика и История Кто эти учёные? Как вышли из ситуации? Предлагаю вам продолжить нашу работу с научными словами .( все вместе) Слайд 2. Астрономия - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем, их происхождении, законах движения, о Вселенной в целом. Я учёный -…..(астроном) Слайд3. Космонавтика — раздел науки астрономии о навигации за пределами атмосферы Земли для исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Я – (космонавт) О каком космонавте мы уже говорили? Что вы о нём знаете? Вспомните, кто был на видео? (интрига) Может это был Гагарин? Почему нет? Уточните о ком и о чём мы будем сегодня вести разговор? Где находился космонавт на видео? Уточните тему беседы. Слайд4 Тема – «В открытом космосе» . На доске: Я верю, друзья, караваны ракет Помчатся вперёд от звезды до звезды. На пыльных тропинках далёких планет Останутся наши следы. (Владимир Трошин)
Как вы понимаете эти слова? Кто их мог произнести? А кто первый побывал в космосе? А в открытом космосе? | Не смогли назвать учёных, занимающихся математикой и историей. Математик и историк. Помогли одноклассники, прочитав информацию про науки. О Гагарине, первый человек-космонавт мира. Космонавт Да-нет Гагарин только облетел Землю за 108 минут и вернулся обратно. О космосе об открытом космосе о космонавте в открытом космосе Мечта - побывают все в космосе. Первый космонавт, побывавший в космосе-Гагарин. ??? не знаем | ||||||||||
3 этап | Выявление причины и места затруднения. | ||||||||||
- Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает? Где можем узнать? Целеполагание: Какую цель вы поставите перед собой? Слайд 5. - Узнать, кто вышел в открытый космос первым и зачем? | Не знаем, кто и зачем выходил в открытый космос, не хватает знаний. В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных. | ||||||||||
4 этап | Построение проекта выхода из затруднения. | ||||||||||
Как можно назвать людей , сделавших что-то самыми первыми? Варианты ответов: первооткрыватели, первопроходцы. Предлагаю вам прочитать статью из толкового словаря и определить, кто такой первопроходец? | |||||||||||
Слайд 6.
| Большой толковый словарь русского языка. С. А. Кузнецов. Первопроходец — человек, который в процессе исследования, поиска первым прокладывает пути в освоении чего- либо нового. | ||||||||||
Найдите главные слова. | |||||||||||
5 этап | Реализация проекта выхода из затруднения. | ||||||||||
Слайд 6 . | Главные слова-………. | ||||||||||
А Гагарин был первопроходцем? Где он был первопроходцем? На видео тоже был первопроходец. А в чём его отличие от Гагарина? Слайд7. (фото Леонова в космосе )А кто-то из вас знает первопроходца , который первый вышел в открытый космос? Так какие же вопросы у вас возникли после просмотра видео? (вопросы появляются на обычной доске - они напечатаны на листах, на самой доске написана тема и цель) | да В космонавтике Он первый вышел в открытый космос Вопросы: Кто это? Когда он вышел в открытый космос? С какой целью он это сделал? Как дышал в космосе? Как вернулся на корабль? Опасно ли выходить в космос? Чем питался в космосе? | ||||||||||
Где можно найти ответы на ваши вопросы? ( В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных.) | |||||||||||
Как лучше работать, чтобы получить ответы на интересующие вопросы? (-В группах.) Закройте глаза, вспомните правила работы в группе. Посмотрите ещё раз на слайд. Слайд 8 Правила работы в группе: Называем собеседника по имени, принимаем решение вместе. Предлагаю вам найти ответы на свои вопросы, посмотрев презентацию в ноутбуке. Работайте в группах. Заполните пропуски в своих текстах. Наш девиз: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» | |||||||||||
Слайд 9 .Кто этот человек? | Алексей Архипович Леонов родился в Кемеровской области 30 мая 1934 года . После окончания школы он поступил в военное авиационное училище летчиков. В 1960 году Алексей Леонов был принят в отряд космонавтов и прошел подготовку к полетам на кораблях «Восток» и «Восход». | ||||||||||
Слайд 10.Когда вышел в открытый космос? Какую дату будут отмечать 18 марта 2022 года? ( 57- лет со дня первого выхода в открытый космос) | Свой первый космический полет Алексей Леонов совершил в экипаже с Павлом Беляевым на космическом корабле «Восход-2». Первый выход в космос был совершён 18 марта 1965 года с борта космического корабля с использованием гибкой шлюзовой камеры. Время пребывания в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. | ||||||||||
Слайд 11. Цель выхода в открытый космос? | Целью данного выхода человека в открытый космос являлось проведение медицинских и биологических исследований, наблюдение за земной атмосферой. Космический летательный аппарат «Восход», на котором Леонову предстояло отправиться в космос, первый в мире корабль- спутник, являющийся многоместным летательным космическим аппаратом. Ему необходимо было ответить на вопрос — может ли человек находиться в условиях открытого космоса? И не просто находиться, а работать! | ||||||||||
Слайд 12.Как дышал в космосе? | Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был с вентиляцией и кислородом, рассчитан на 30 минут пребывания в открытом космосе. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до–100°С. | ||||||||||
Слайд 13. Как вернулся обратно на корабль? | Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления. «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он казался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей рискнул уменьшить давление в скафандре. Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и сделал, сообщая обо всём своему командиру и на Землю. | ||||||||||
Слайд 14 . Опасно ли в открытом космосе? | Выходы в открытый космос опасны по множеству причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Вторая причина то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна, возникают непредвиденные ситуации. Третью опасность несёт возможность удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за нехватки дыхательной смеси. Четвёртая опасность- возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит гибелью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль . Разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности, поэтому разрабатывают специальных телеуправляемых роботов. | ||||||||||
Слайды 9-14 | Ученик из группы зачитывает ответ на вопрос, работает у интерактивной доски. | ||||||||||
Какую цель ставили перед собой? – Узнать, кто вышел в открытый космос первым и зачем? Выполнили поставленные задачи?— да, частично | |||||||||||
Слайд 15. Что помогает космонавтам на космической станции? Какую функцию выполняют роботы в космосе? | Варианты ответов-роботы, техника, приборы | ||||||||||
Космороботы – это роботы, приспособленные работать в космическом пространстве, они могут работать в крайне неблагоприятных условиях и обходиться без каких-либо ресурсов , так как работают на солнечных батареях. Гораздо легче будет пережить потерю такого робота, чем гибель космонавта. Задача косморобота заключается в проведении какой-нибудь научной работы (например, собрать образцы грунта, просканировать их и отправить собранные данные учёным на Землю). Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учёные создают все новые и новые устройства, механизмы, приводы, микроконтроллеры, обладающие высокой прочностью и использующим как можно меньше энергии. Обычно они комплектуются научно-исследовательским оборудованием, камерой, передатчиком (для связи с Землей) и солнечными батареями, для долгой и автономной работы. Кто создаёт роботов? (конструкторы, приборостроители, инженеры) Какого бы робота вы создали для космонавтики? (ответы детей) Этому мы посвятим следующее наше занятие по легоконструированию. | |||||||||||
Слайд 15.Трудный путь. | Космонавты проводят эксперименты, ставят опыты, совершают открытия.Легко ли стать космонавтом? (трудно) Что нужно делать, чтобы стать космонавтом? (много учиться и читать, быть любознательным, задавать вопросы, искать на них ответы, добиваться цели, не бросать начатое дело, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни) | ||||||||||
Слайд 16. | Как вы думаете, а в нашем городе есть космонавты? (предположения детей) - Космонавтов в Ухте нет. А где же мы можем встретиться или пообщаться с космонавтом? В интернете, с помощью электронной почты, на сайте Роскосмос. https://www.roscosmos.ru/ | ||||||||||
Слайд 17. | Что поможет нам это осуществить?- спутниковая связь Почему её так называют?- спутник связи летает на орбите вокруг Земли, улавливает сигналы и передаёт их опять на Землю. И спутникам наше следующее занятие по легоконструированию будет посвящено. Подумайте о них, разузнайте. | ||||||||||
Слайд 18. | Космонавтов очень-очень много. Нам не перечислить их всех сегодня. В космос могут попасть люди разных профессий. Вы познакомились только с космонавтом, первым вышедшим в открытый космос. Он- ПЕРВОПРОХОДЕЦ, совершивший подвиг в открытом космосе. И за этот подвиг получил ЗВЕЗДУ Героя советского союза. Какой бы вопрос вы ему задали? А чтобы у него спросили ваши родители, бабушки и дедушки? (ответы детей) | ||||||||||
Слайд 19. | - Вы хотели бы лично познакомиться и встретиться с Алексеем Леоновым? В 2022 году ему исполнилось бы 88 лет. К сожалению его уже нет с нами, но есть записи его рассказов, встреч с другими людьми. Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=3MG5VJi-4Kg&ab_channel=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%A2%D0%92 А. Леонов – исследователь, художник. | Да | |||||||||
Встреча с космонавтом (видео) | Кем ещё является А. Леонов? Кому захотелось в космос? | Фотограф, исследователь, художник. | |||||||||
Слайд 20. Итог. Рефлексия | |||||||||||
6 этап | Назовите тему нашей беседы. С какой проблемой вы столкнулись в начале? Какую цель поставили перед собой? | В открытом космосе. Не знали, кто первым вышел в космос и зачем. Узнать, кто первым вышел в космос. | |||||||||
- Как вы решали эту проблему? - Какой вывод вы можете сделать? - Интересно ли вам было сегодня? Оцените свои ощущения после нашей беседы. Поделитесь впечатлениями. Ребята, у нас сегодня получился очень познавательный разговор о событии, которым гордится весь наш российский народ. Мечта о космосе стала реальностью. И не за горами тот день, когда человек высадится на Марсе или полетит в другие неизведанные галактики. И ещё. Как сказал Леонов: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её». | Словари, интернет… Узнали, что первым в космос вышел А. Леонов | ||||||||||
Слайд 21Самоценка. Домашнее задание | На какие вопросы мы не нашли ответы? Мнения детей. Что можете сделать? Найдите ответы на остальные вопросы, подготовьте небольшое сообщение. Поделитесь своими знаниями с братиками и сестричками, расспросите о Леонове своих взрослых родственников, и вы, наверняка, узнаете ещё что-то новое. | ||||||||||
Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите его всем. Спасибо, ребята. |
Используемые ресурсы:
толковые словари, детские энциклопедии
https://niitp.ru/produktsiya/napravleniya/radioupravlenie-kosmicheskimi-apparatami/tsentr-upravleniya-polyetami / Центр управления полётами
http://www.tvroscosmos.ru/ телестудия роскосмоса
https://www.roscosmos.ru/ сайт роскосмоса
https://www.youtube.com/watch?v=BMatbAOfiAc&ab_channel=%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%87%D0%B0 картины Леонова
https://www.youtube.com/watch?v=HBbO-wXJCy8&ab_channel=%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%BC.%D0%90.%D0%9F.%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0 Космос в картинах космонавта Алексея Леонова
10