Внеклассное мероприятие на тему «Веселей играй, да о семье не забывай» (1–4 классы)
Тема: «Веселей играй, да о семье не забывай»
Цель: вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Задачи:
Образовательная: формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям;
Развивающая: способствовать развитию индивидуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся и родителей, инициативы, любознательности и самостоятельности посредством включения в совместную творческую деятельность.
Воспитательная: создание условий для воспитания чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
При подготовке данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:
- технологии КТД (И.П. Иванова);
- технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой);
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности: плакаты);
- методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи).
Форма: конкурсная семейная программа.
Участники конкурса: педагог, обучающиеся, родители.
Место проведения: актовый зал.
Оформление зала: зал украшен шарами, выставка творческих работ детей и родителей на тему «Моя семья», таблички с пословицами о семье.
Оборудование:
листы (формат А3, А4), ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, билеты-карточки;
мультимедийный проектор, выставочные стенды, музыкальное оформление;
грамоты и сувениры для награждения семей-участников и зрителей;
столы и стулья, принадлежности для чаепития.
Этапы проведения:
Подготовительный:
Обучающиеся активно участвуют на всех стадиях подготовки мероприятия:
оформление зала;
написание сочинения «Я и моя семья»;
разучивание стихотворений, песен;
изготовление поделок и рисунков;
подготовка к домашнему заданию для семей - участников конкурсной программы «Давайте познакомимся» (рассказ о семье, ее традициях и увлечениях);
изготовление пригласительных открыток;
подбор музыкального оформления: фоновая музыка о семье;
отзывы для родителей и педагогов о мероприятии.
Накануне проводится инструктаж по технике безопасности, беседа о правилах поведения, этикете.
Практический
Проведение конкурсной семейной программы. Продолжительность мероприятия – 1 час 30 мин.
Аналитический
Подведение итогов предусматривает диагностику удовлетворенности родителей по отзывам по окончании мероприятия.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма песни «Моя семья»
– Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Наше мероприятие посвящено вам и вашим семьям, ведь семья – это самое главное в жизни каждого человека. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
– Если в доме, семье царят взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это – настоящее счастье. И я надеюсь, что именно такие семьи пришли сегодня к нам в гости. Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение или какое-либо дело, которое объединяет и взрослых, и детей. Одни вышивают и вяжут, другие увлекаются плаванием, лыжами, третьи могут часами рассказывать об искусстве. И присутствующие здесь не исключение.
– Давайте же познакомимся с нашими семьями – участниками конкурсной программы, в которой будут принимать участие родители и их дети.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Представляю вам наше уважаемое жюри.
Объявляется первый конкурс «Давайте познакомимся» (рассказ о семье, ее традициях и увлечениях).
– Спасибо. Вот и познакомились.
– Пока наше жюри оценивает первый конкурс, для вас, уважаемые родители, прозвучит песня «Кораблик детства».
Музыкальная пауза. Звучит песня «Кораблик детства» (исполняют дети).
(Жюри оценивает результаты конкурса).
– Сколько прекрасных традиций и увлечений, которые сближают семьи, мы сегодня услышали. Но прежде, чем объявить следующий конкурс, я хотела бы познакомить вас с некоторыми цифрами. Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, за год достигает 5 тонн.
– И, конечно же, дело чести каждого сына и отца – присоединиться к маме – тяжелоатлете и переложить хотя бы часть этой ноши на свои плечи.
(Просмотр презентации)
- Чтобы выяснить, какую же роль в семье играет каждый ее член, проведем следующий конкурс проектов под названием «Семейный альбом», в котором каждый член
семьи изображает себя в обычный будний день или, например, во время предпраздничной уборки. Для этого возьмите ватман, карандаши и фломастеры. Пока наши участники готовятся к конкурсу, вашему вниманию предоставляется музыкальная пауза.
Музыкальная пауза. Песня «О маме» (исполняют дети).
– Пока наши участники рисуют, мы со зрителями будем сдавать экзамены «Экзамен для детей» (по билетам-карточкам). Дети вытягивают и без подготовки отвечают.
Назови дни рождения мамы и папы.
Сколько лет бабушке и дедушке?
Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?
Любимый цвет одежды мамы.
Назови лучшие черты характера папы.
Что для тебя главное в семье?
Знают ли твои родители всех твоих друзей?
– Ребята, все вы, конечно, очень любите своих родителей безоглядной любовью. Но часто бываете, несдержанны, а порой резки и грубы с ними. Скажите, бывает ли маме и папе все равно, в какое время вы приходите, с кем общаетесь? Да, порой она может отругать, испортить вам настроение, но именно потому, что ей небезразлична ваша судьба. А скажите, было ли с вами такое: вскипает обида и наговоришь столько несправедливого, что обидишь маму до слез? Какое чувство вы после этого испытываете? (дети отвечают). Конечно, надо беречь и щадить здоровье самых близких людей, и как бы вы ни пытались заменить друзьями и подругами, в самые трудные минуты и горькие дни все равно вы обратитесь к кому?.. К маме и к папе. Давайте задумаемся над этим и постараемся впредь быть более внимательными к своим родным. А для начала предлагаю вспомнить самые элементарные слова, которые могут вам помочь найти общий язык с близкими людьми:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…
(Жюри оценивает результаты конкурса «Семейный альбом»).
Музыкальная пауза. Звучит песня «Родительский дом» (исполняют дети).
– Уважаемые мамы и папы, ваши дети тщательно готовились к этому празднику и решили провести еще один конкурс под названием «Отгадай-ка». Ребята написали сочинения о самых близких и дорогих им людях, не называя имен и фамилий. Вашему вниманию представляются аудиозаписи сочинений, а ваша задача не только определить сочинение своего ребенка, но узнать мнения детей о вас, своих родителях и, наверное, кое-что взять себе на вооружение.
Третий конкурс «Отгадай-ка»
(звучат аудиозаписи сочинений обучающихся)
Музыкальная пауза. Звучит песня «Моя семья» (исполняют дети).
(Жюри оценивает результаты конкурса).
– Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание. В народных пословицах и поговорках говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Давайте вспомним некоторые из них. Я начинаю, а вы все вместе дружно заканчивайте:
В гостях хорошо, …
Не красна изба углами, …
Каково на дому – …
Дом вести – …
Не нужен клад, …
Хозяюшка в дому, …
Объявляется конкурс «Пословица недаром молвится». Участники должны собрать «разобранные» пословицы из слов:
1. семья, месте, и, Когда, сердце, на, вместе. («Когда семья вместе, и сердце на месте»).
2. до, Семейные, беды, нелады, доведут. («Семейные нелады доведут до беды»).
3. трясти, Дом, не, вести, рукавом. («Дом вести – не рукавом трясти»).
4. каша, родной, и, гуще, семье, В. («В родной семье и каша гуще»).
5. детей, они, нас, а, на, мы, походим, Не, на. («Не мы на детей походим, а они на нас»).
Побеждает семья, первая справившаяся с заданием.
(Жюри оценивает результаты конкурса).
Музыкальная пауза. Звучит песня «Про папу» (исполняют дети).
– Все вы, уважаемые родители, ежедневно выполняете роль хозяев маленького государства. Вы и педагог, и психолог, и экономист, и дипломат, лекарь и пекарь, актриса, драматург и режиссер. Но забудьте на время об этом.
– Ваши дети вам хотят вручить небольшие подарки, сделанные своими руками. В эти сувениры и украшения ребята вложили частичку своей души, я думаю, что вы в этом сами сейчас убедитесь.
– Дорогие родители, хочу выразить слова благодарности и вручить благодарственные письма за небезразличное отношение к интересам и увлечениям своих детей, воспитание чутких и отзывчивых, трудолюбивых и ответственных, одаренных и талантливых ребят. В подарок примите это музыкальное поздравление в исполнении детей.
Музыкальное поздравление.
(Вручение родителям Благодарственных писем, а детям – подарков).
Жюри озвучивает результаты конкурсной программы и вручает дипломы каждой семье по номинациям:
«Самой музыкальной семье»,
«Самой дружной семье»,
«Самой веселой семье»,
«Самой творческой семье»,
«Самой спортивной семье».
– В нашей конкурсной программе что-то удалось, что-то нет, но если семья будет принимать непосредственное участие в жизни ребенка, помогать педагогам, то из наших детей вырастут настоящие личности. Мы надеемся, что каждый день, проведенный вместе, принесет нам много радости, общения, сделает нас умнее, добрее, научит взаимопониманию.
– Уважаемые родители, спасибо за то, что вы пришли, за участие в конкурсах.
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Звучит песня «Мы желаем счастья вам».
– А сейчас, уважаемые мамы, папы и ребята, предлагаю вам сфотографироваться на память и приглашаю на совместное чаепитие.
Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. М - 2010. С.23.
4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П. Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.