Проектно-исследовательская работа на тему «Амины. Анилин»
Тема урока: Амины. Анилин.
Тип урока: комбинированное занятие изучение нового материала, усвоение и закрепление новых знаний. Цель урока: Рассмотреть классификацию, изомерию, номенклатуру, свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле, познакомиться с областями применения метиламина и анилина.
Педагогические цели урока: способствовать развитию умения отличать общие и единичные свойства аминов; выделять отличительные свойства ароматических аминов, описывать их признаки в табличном виде; содействовать формированию представления об аминах и использования этой операции в форме химических уравнений; создавать условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания самостоятельности и взаимопомощи.
Образовательная: сформировать понятие об аминогруппе, аминах как органических основаниях; показать сходство и отличие в молекулах аммиака и аминов; рассмотреть классификацию, номенклатуру, свойства аминов.
Воспитательная: формировать ответственное отношение к учебе.
Развивающая: развивать умения обобщать, устанавливать аналогии, выдвигать гипотезы и приводить доказательства, развивать навыки логического мышления.
Основные виды деятельности учащихся: выводить формулы аминов из формул соответствующих алканов и аммиака, классифицировать амины, составлять уравнения реакций с участием аминов, объяснять характер свойств аминов.
Планируемые результаты обучения: знать состав аминов, уметь составлять молекулярные и структурные формулы аминов, знать химические свойства аминов, уметь составлять химические реакции с участием аминов.
Предметные: изучают амины, ароматические амины - анилин. Изучают его строение и свойства, сравнивают с предельными аминами, выделяют отличительные признаки ароматических аминов в виде таблицы.
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; развивают внимание, умение выделять главное, логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, познавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою точку зрения; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: таблицы, учебник, демонстрационный штатив, кусок селёдки, вода, фенолфталеин.
Ход занятия: 1.Приветствие. Организация начала занятия.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Учитель. Назовите, какие классы веществ органических соединений вам известны.
- До сих пор мы с вами рассматривали органические соединения, содержащие углерод, водород и кислород (кислородсодержащие соединения). Имеется большое число соединений, содержащих кроме углерода, водорода и кислорода элемент азот (азотсодержащие соединения). К ним относятся амины, нитросоединения, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты, азотсодержащие гетероциклические соединения. Эти соединения играют важную роль в нашей жизни (биологии, медицине, сельском хозяйстве).
3.Мотивация. Учитель. С одной из групп таких веществ мы познакомимся уже сегодня. В начале XIX века, во время войны Франция находилась в блокаде и была лишена необходимых товаров, поступавших из-за границы. Не ввозилась больше в страну и синяя краска индиго, необходимая для окраски солдатских мундиров. Наполеон пообещал миллион франков тому, кто откроет способ получения этого красителя из отечественного сырья. Но получить премию так никому и не удалось.
Лишь спустя сорок лет, в 1842 г., профессор Казанского университета Н.Н. Зинин сделал открытие, благодаря которому химики смогли найти промышленный способ получения не только индиго, но и многих других красителей. И уже в 1862 г. на международной выставке, проходившей в Лондоне, появились первые образцы синтетических красителей и окрашенные ими ткани, перья и меха. Посетители поражались многообразию красок, их яркостью, глубиной и блеском, невиданным до той поры. Но самое удивительное, что все эти красители были сделаны из одного вещества – анилина, получаемого из каменноугольной смолы.
Таким образом, создание анилинокрасочной промышленности стало возможным лишь после открытия, сделанного русским ученым Н.Н. Зининым. Но несмотря на это в Россию краски еще долгое время завозились из-за границы. А тонны каменноугольной смолы – сырья для получения анилина, использовались по-старинке – для пропитки шпал и смазывания деревянных мостовых.
А какое именно открытие сделал Н.Н. Зинин и чем еще интересен анилин, вы узнаете сегодня.
4. Основной этап. Мы начинаем изучение азотсодержащих органических соединений с аминов. Запись темы.
Рассмотрите формулы (на доске). Проанализируйте состав. Сравните с формулой аммиака. Дайте определение.
СН3NH2 |
СН3 -NH-C2H5 |
СН3 -N-CH3 |
3 2 1 СН3 -CH-CH2-NH2 |
|
|
ï |
ï |
Метанамин |
Метилэтиламин |
CH3 |
СН3 |
(метиламин) |
|
триметиламин |
2-метилпропанамин |
|
|
|
(изобутиламин) |
Перепишите. Запомните правила названия. Учащиеся дают определение:
Амины – производные углеводородов, в молекулах которых, атом водорода замещен на аминогруппу. И амины можно считать производными аммиака, в молекулах которых, один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
Пояснение: В названиях первичных аминов за основу принимают родоначальный углеводород, добавляя –амин. Названия вторичных и третичных аминов почти всегда строят по радикально-функциональной номенклатуре, перечисляя радикалы и добавляя –амин.
Демонстрация свойств.
Опыт 1. Изменение окраски индикатора – 1-2 капли фенолфталеина добавляем в пробирки с растворами аммиака и анилина. Содержимое пробирок тщательно перемешиваем стеклянной палочкой. Сравниваем окраски полученных растворов. В случае с аммиаком раствор приобрел малиновую окраску, раствор анилина окраску не изменил. Почему?
Опыт 2. Образование солей анилина – в пробирку прилить 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтать. В пробирку добавить соляную кислоту до полного растворения анилина в воде (уравнение реакции самостоятельно написать для сильных, для слабых – найти в тексте учебника). Что наблюдаем? К раствору добавьте 1-2 мл раствора щелочи что наблюдаем на этот раз? Сделайте выводы.
5. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.
4. Закрепление пройденного материала
Для закрепления знаний предлагаю вам выполнить химический диктант. Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
Химический диктант по теме: “Амины”
КАРТОЧКА 1 1.Вещество с формулой - С6H5NH2 называется _____________(______________).
2.Вещество с формулой – С H3 NH2 называется ___________________.
3.Амины – это производные _________________, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы.
4. Функциональная группа аминов имеет формулу: ________ и называется __________________..
5. Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде.
6. Анилин — __________________ в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
7. Данная реакция: 4 СН3NH2 + 9 О2 –> 4 …… + 10 ….. + 2N2, называется реакцией _____.
8. Горение ………………… выражается уравнением: 2 С6Н5NH2 + 15,5 О2 –> 12……. + 7 …+ N2
9. Впервые анилин получил русский химик ____________________.
10. Качественной реакцией на анилин является реакция с ……. качественным признаком которой, является ___________.
11. Метиламин и фениламин обладают ещё одним общим химическим свойством, кроме горения. Это __.
12. Укажите формулы аминов:
А) CH2NH2COOH Б) NH2CH3 В) CH3NO2
Г) C3H6NH2COOH Д) CH3C2H5NH2 Е) C3H6NH2COOH
Ж) C6H5NH2
КАРТОЧКА 2
1. Вещество с формулой – С H3 NH2 называется ___________________.
2. Вещество с формулой - С6H5NH2 называется ____________(______________).
3. Функциональная группа аминов имеет формулу: ________ и называется __________________.
4. Амины – это производные _________________, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы.
5. Анилин — __________________ в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
6. Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде.
7. Данная реакция: 2 С6Н5NH2 + 15,5 О2 –> 12……. + 7 …… + N2, называется реакцией ______.
8. Впервые анилин получил русский химик ____________________.
9. Горение ………………выражается уравнением: 4 СН3NH2 + 9 О2 –> 4 …… + 10 ….. + 2N2
10. Качественной реакцией на анилин является реакция с ……. ,
качественным признаком которой, является _________________________.
11. Метиламин и фениламин обладают ещё одним общим химическим свойством, кроме горения. Это _____
12. Укажите формулы аминов:
А) CH3NO2 Б) CH2NH2COOH В) NH2CH3
Г) C6H5NH2 Д) CH3C2H5NH2 Е) C3H6NH2COOH Ж) C3H6NH2COOH
Итог урока. Рефлексия.
- С каким классом веществ вы сегодня познакомились?
(- С аминами предельного ряда и ароматическими - анилином).
- Какими свойствами обладают амины?
(- Основными).
- Как изменяется сила основных свойств в ряду: анилин - аммиак - предельный амин?
(- Аммиак более сильное основание, чем анилин, но более слабое, чем предельный амин).
Домашнее задание. Прочитать § 36 (с. 169 – 171), выучить конспект, выполнить упражнение 3 на с. 173.