Внеклассное мероприятие для младшего и среднего школьного возраста «Ух, ты масленица»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Альметьевска Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
(для младшего и среднего школьного возраста)
Составитель:
Васильева Вера Ивановна, педагог дополнительного образования
Объединение «Юные кудесники»
г. Альметьевск, 2021 г.
Пояснительная записка
В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.
Воссоздание традиций невозможно без осознания особенностей бытового фольклора и всегда связан с определенной обрядовой или бытовой практикой. Система праздников и молодежных вечеринок формирует определенный круг жанров. В связи с современным состоянием местных традиций, нередко стоящих на грани полного угасания, задача воссоздания нередко перерастает в проблему реконструкции того или иного фольклорного явления, песни, обряда.
Цель мероприятия:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
Обучающие:
дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;
познакомить детей с родными жанрами фольклора.
Развивающие:
развитие творческих способностей, навыков импровизации;
развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
Воспитательные:
воспитание любви и уважение к традициям родного края;
создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.
Форма проведения:
Мероприятие проводится в форме праздника, в котором присутствуют элементы народного театра, игры и конкурсы, зажигание чучела. Разработка рассчитана на детей младшего и среднего возраста(7-13) лет.
Подготовительный период:
Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, проходит репетиция всего праздника.
Зазывала:
Приходите к нам на праздник
И тихони, и проказник.
Будет чай у нас горяч…
Будет блин да калач,
Будут игры и смех,
Будет праздник для всех!
Поспешайте, наряжайтесь,
К нам на праздник собирайтесь.
Ведущий:
Добрый день дорогие гости!
Вот и прошел последний месяц зимы, а чтобы она не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал ей пышные и веселые проводы, назвав этот обряд – Масленицей.
Это целая неделя праздника, веселья, а каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия: (дети стоят ряженые по названию дней недели).
1 Ребенок (Понедельник – «Встреча»):
Ой, Масленица – кукашейка,
Встречали тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобой хвалилися,
На горах каталися,
Блинами объедалися
Наша Масленица годовая
Она гостья дорогая
Здравствуй, Масленица!
2 Ребенок (Вторник – «Заигрыш»):
У Петровых у ворот, вьется, вьется хоровод.
Вьется, вьется хоровод,
Собирается народ
Ух, ты, Ваня – простота,
Отворяй-ка ворота…
Крючком, сундучком
Серебряным пятачком…
Новой ниточкой под калиточкой.
3 Ребенок (Среда – «Лакомка»):
Без блинов – не Масленица,
Без пирогов – не именины.
Как на масляной неделе,
Из трубы блины летели,
Уж вы блины мои блины
Уж блиночки мои.
4 Ребенок (Четверг – «Разгуляй»):
Лето для старания.
Зима для гуляния,
Четверг, пятницу, субботу
Мы не ходим на работу.
Заняты частушками
Песней с топотушками.
5 Ребенок (Пятница – «Тещины вечерки»):
Было у тещи 7 зятьев:
Хомка зять, и Пахомка – зять,
И Гришка зять, и Захарка зять,
И Матвейка зять, и и Серенька зять,
Зятюшка Ванюшка – милей всех зятьев.
6 Ребенок (Суббота – «Золовкины посиделки»):
А мы вам расскажем
Небылицы в лицах.
Не короткие и не длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас
Небылицы в лицах,
Небывальщина.
Небывальщина,
Да неслыхальщина.
7 Ребенок (Воскресенье – «Прощенный день»):
Прощай Масленица – вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост.
Уж ты, Масленица, ты обманщица,
Говорила 7 недель, а остался один день!
Ведущий:
В этот день гостей встречали пышными блинами, всюду разгуливали ряженые веселя народ, а вечером ласково прощались, говорили друг другу: «Прости меня». Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая боярыня – Масленица, госпожа Масленица». Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу!
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С хлебами обильными. (Все хором Весна! Весна!) (Появляется зима).
Зима:
Это что за шум и гам?
Кто тут поднял тарарам?
Разбудить меня посмели!
Чуть на солнце отогрелись,
Сразу зиму прогонять!
Осмелели, расшумелись,
Но весны вам не видать!
А может на вас еще морозца наслать?
(Все хором нет! Нет!)
Зима:
Ну хорошо! Я приготовила вам забавы. Ну-ка разомните ноги. А вы, ряженые, помогайте мне.
ИГРЫ:
1. «Перетяни канат».
2. «Самый ловкий».
3. «Кто быстрее».
Зима:
Ах, спасибо вам! Порадовали вы меня.
Ведущий:
И тебе спасибо Матушка – Зима!
– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем.
За снежные горки, за праздники Нового года и Рождества Христова, за катание на санках и лыжах, даже за сильные морозы спасибо. А теперь позволь нам сестрицу твою младшую Весну - красну встретить.
(Появляется весна)
Весна:
Я – Весна!
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!
Весна:
Здравствуйте жители провинциальные, ближние и дальние.
Выходи и стар, и млад!
Запевай-ка песни в лад!
Песни пой и пляши, веселись от души!
Долго я шла к вам люди добрые, соскучилась!
А еще привела с собою подружку – Масленицу!
А чтобы она появилась, вам нужно отгадать мои загадки.
(Загадывание загадок).
Весна:
Ах, спасибо вам! Порадовали вы меня, хорошо знаете загадки обо мне.
Душа моя Масленица!
Перепелиные твои косточки
Сахарные твои уста!
Приди, приди к нам на широкий двор,
На горах покататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешится.
(Ряженые выносят масленицу).
Ведущий:
ой, ребята, а сколько блинов нам масленица испекла, а ну-ка ряженые споем – те песню про блины: а все, кто знает помогайте.
(Поют песню про блины, а весна и ряженые угощают всех блинами и сжигают Масленицу).
Песня «Блины».
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ведущий:
А мы Масленицу провожали,
Тяжко – важно по ней вздыхали
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Протянула до Поста!
Используемая литература:
1. Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии», М.: Рольф, 2000.
2. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М.: Школьная пресса, 2001.
3. Науменко Р.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. – М.: ЗАО издательство Центрполиграф, 2001.
4. Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники 1-2 части: - Владимир, 1995.
5. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000
6. Михайлова М. А. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2005.
7. Школьные частушки / авт.-сост. С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2010.