Внеклассное мероприятие на тему «О науке простыми словами ...» (2–4 классы)
Аннотация
Наука – одна из важнейших сфер в жизни развитого общества, поэтому очень важно прививать интерес к ней детям с малого возраста. Сегодня для это существует много возможностей, одна из которых – проведение внеклассных мероприятий для обсуждения современного состояния науки.
Содержание
Введение
Цели
Знакомство с понятием «наука»
Кто занимается наукой?
Опыты и эксперименты
Заключение
Введение
Сегодня очень мало школьников имеют представление о науке. И это может создавать определенные заблуждения, которые могут влиять на оценку своих возможностей при выборе профессии. Чтобы развеять мифы о профессии ученого, исследователя, изобретателя необходима помощь компетентных людей. Думаю, что для ученика начальной школы важно понимание о том, что же такое наука, зачем она так нужна, а также почему это может быть интересным. Данная разработка должна решить все три задачи.
Цели
Целью этой методической разработки является расширение представлений о науки у школьников младшего звена и привитие им интереса к ней.
Знакомство с понятием «наука»
Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю поговорить нам с вами о такой сфере жизни, как наука. Расскажите, что вы знаете о науке?
Наука - это сфера человеческой деятельности, главная цель в которой - познание всего мира. Существует множество областей знаний, есть достаточно широкие, и очень узкие. Например, физика и информатика - крупные научные сферы, а вот квантовая механика и кибернетика - узкие. Какие еще области науки вы знаете?
Кто занимается наукой и почему?
Как вы думаете, интересно ли быть ученым? Объясните свою точку зрения. Вообще мне кажется быть ученым - это здорово. Во-первых, вы не просто слепо верите общепринятым истинам, вы знаете как они работают и можете их проверить экспериментально (об этой части мы поговорим подробнее позже). Ученые должны опираться на факты, это отличительная черта научного метода. Соответственно, вы всегда сможете обосновать свою точку зрения и сумеете в любой ситуации действовать рационально. Наука помогает понимать мир лучше. Во-вторых, она связана с производством и передовыми технологиями, новыми открытиями. Например, именно ученые разрабатывают новые приборы и методы, тестируют их, а после это внедряется в промышленность.
Опыты и эксперименты
Собственно, теперь перейдем непосредственно к экспериментам и наблюдениям. Как вы думаете, зачем ученые так много внимания уделяют именно этой части своей работы?
В первую очередь потому, что любое предположение - так называемая гипотеза требует проверки. И если не совершать этот тест, то установить правильность данного предположения будет невозможно. После многократных подтверждений ученый может заявлять о том, что его гипотеза работает и тогда это предположение, подкрепленное фактами и опытами, становится теорией. Это может быть длительным процессом, но путь от ничем не подтвержденной идеи к тщательно разработанной концепции увлекателен.
Как, по-вашему, проведение опыта или наблюдение за чем-нибудь - это интересное занятие? Вы можете проверить, подходит ли вам этот вид деятельности, проведя какой-нибудь эксперимент дома, на интересующую вас тему или же зафиксировав важную, по вашему мнению, закономерность окружающего вас мира.
В разных науках эксперименты выглядят по-разному. Опыты по химии отличаются своей красочностью и специфичностью запахов, физические эксперименты не всегда дают однозначный результат и фиксируются с помощью сложных приборов. В биологии обычно наблюдения ведутся за живыми организмами или даже целыми системами, состоящими из нескольких видов животных, растений и т.д. Есть психология - наука, изучающая поведение человека и опыты в ней проводятся только с согласия людей - их непосредственных участников.
Как вы думаете, в школе проводят эксперименты и опыты?
Да, в старших классах вы столкнетесь с этим на уроках биологии, физики, химии. Это может стать подготовкой вас к работе в исследовательском институте или же просто дать вам интересный опыт и новые знания.
Еще одна важная часть - применение знаний на практике. Все науки, независимо от их направленности: гуманитарной, естественно-научной или технической имеют не только теоретические основы, но и практическое применение. Как вы думаете, если бы мы не могли применять знания на практике, мы бы занимались наукой? Я думаю, что нет.
Заключение
Дети, скажите, ваше мнение о науке претерпело изменение с начала урока?
Вы все молодцы, поскольку сегодня вы разобрались в том, что такое наука и теперь имеете представление об этом.