Внеклассное занятие (экологическое направление)
Тема: « Батюшка – Дон»
Цель работы: создание условий для формирования у младших школьников представления о реке Дон
Задачи: Расширить кругозор учащихся о красоте реки Дон
Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения вод.
Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
Оборудование: ноутбук, проектор, ватман , маркеры, плакат, лист ватмана.
Ход мероприятия:
Плакат на школьной доске
«Любование природой есть следствие любви к ней,
а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
К. Паустовский»
Учитель: Ребята, прочитаем хором, что написано на плакате. ( Дети читают) Сегодняшнее занятие – это возможность больше узнать о великой реке, которая протекает по территории нашего родного края, по Воронежской области, по Верхнемамонскому району, о её красоте и о том, как мы можем заботиться о ней.
Ученик 1: Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком иль вдалеке
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них далека…
И несёт свои тихие воды
Меж просторов родной стороны,
Наш великий Батюшка – Дон.
Слайд 1.
Ученик 2: В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Учитель:
Наше мероприятие – это возможность больше узнать о великой реке и о том, как мы можем заботиться о ней, чтобы не потерять все то, что она нам дает.
_ Это природная красота
_ Это рыба
Что ещё вы, ребята, можете добавить?
Ответы детей:
Это место туристических поездок, плавать можно на теплоходе и любоваться природой.
Это судоходная река, по ней перевозят грузы.
Ученик3: читает стихотворение «Донской край»
Я родом из Донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручён
Прекрасней здесь живёт народ.
Казаки – мир его зовёт
Казак –опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь
Учитель: Слово «Дон» обозначает «река», или «вода». Начало Дона определяется местом в районе городка Новомосковск, расположенного в Тульской области. Именно здесь ручеек Урванка дает начало бурному потоку, который образует русло длиной 1870 километров.
Учитель: У Дона есть 5 тезок! Дон во Франции, Индии, Шотландии, Англии, Канаде.
Тезками Дона являются два города – В Мексике, во Вьетнаме. На Азовском море есть полуостров Дон.
Учитель:
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской,
Ивана-озера берет.
Слайд 2
Учитель: Ребята ,обратите внимание на растения, которые растут по берегам Дона и на воде , в тихих заводях.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Учитель:
На пол – России протянулся Тихий Дон, неся свои воды по землям тульским, где начинается маленьким ручейком, липецким, воронежским, ростовским. Щедро отдаёт он свои воды прибрежным лугам Донщины, заливая их весной.
Чтобы поднялись на них сочные травы, яркие цветы, чтобы сочный нектар напоил насекомых, чтобы крылатыми цветами порхали бабочки, наполнялся воздух голосами птиц, жужжанием пчёл.
Слайд 6
Ученик 1: читает стихотворение
У Дона тихого
У Дона тихого рассвета сполохи.
Прохлада льется с ночных полян.
У Дона тихого проснулись шорохи,
Растаял медленно туман.
У Дона тихого казачка с ведрами,
Стоит, любуется собой.
А косогорами донской казак лихой
Привел коней на водопой
У Дона тихого сплелись рука в руке,
Сплелись казачьи две души в одну…
Ой, не спугни река, ты счастье казака,
Гони печаль-тоску ко Дну.
Учитель: Особое значение Дон имеет для водоплавающих и околоводных птиц (скопа речная, чайка, журавль-красавка, лебедь, белый журавль, вальдшнеп, утка-кряква, большая белая цапля. Издавна донской край славится рыбой. Здесь водится более 70 видов рыб ( карась, сельдь, окунь, лещ, карп, щука.)
Слайд 7
Слайд 8
Творческая работа учащихся. На листе ватмана нарисовать рисунок
« Обитатели и растения реки Дон»
Учитель: Дон красив и величав. Много пользы он приносит нам.
Слайд 9
Но человек наносит ему « раны»
Экологические проблемы реки Дон
Вырубка леса, «охраняющего» водоём, приводит к сокращению количества выпадающих осадков, следовательно, к обмелению, заилению русла реки.
Качество воды Дона ухудшается из года в год. В частности, причиной этого служат сбросы загрязненных вод промышленными предприятиями и объектами жилищно-коммунального хозяйства. Также негативное влияние оказывает смыв с полей минеральных удобрений, пестицидов и отходов животноводческих ферм.
Суда, которые перемещаются по реке имеют серьёзную осадку, что приводит к образованию сильного волнобоя, который разрушает берега и обуславливает заиление нерестилищ рыб.
Люди издавна селятся и ведут хозяйственную деятельность на берегах реки. Часто это приводит к нежелательным последствиям. Так при распашке земель близко к урезу воды во время паводков и сильных дождей потоки несут с собой множества песка и ила, что приводит к обмелению водоёмов, а значит, изменяется естественная среда обитания многих речных обитателей, порой это приводит даже к вымиранию отдельных видов.
Учитель:
Чем могут помочь люди, чтобы « вылечить» реку Дон ?
- В целях сохранения реки и приумножения её богатств люди занимаются охраной водных ресурсов. На отдельных участках Дона созданы специальные природные зоны и заповедники для разведения редких животных и птиц, таких как выхухоль, орлан-белохвост, скопа речная и других.
Слайд 10
Выхухоль
Слайд 11
Слайд 12
Орлан –белохвост
Слайд 13
Скопа речная
Это лишь маленькая частичка редких животных, которые занесены в Красную книгу Воронежской области.
Ученик:
О Красной книге…
Тысячи животных сегодня в книге Красной…
Зверей когда-то было много, земля была прекрасной.
Они же ведь цветы земли, как будто бы зимой снежинки!
Как жаль, что многих мы уж видим только на картинке.
Учитель: Дома нарисуйте ребята экологические эмблемы по охране реки « Дон»
Читает ученик :
Сердце России
Мы прославляем Отечество наше,
Мы прославляем реку нашу Дон.
Нет тебя лучше,
Нет тебя краше,
Сердце России – наш Батюшка - Дон!
Берёзы и клёны, озёра и пашни,
Леса и поля, кордон и затон.
И всё это рядом, и всё наше
И тихо несёт свои
Наш Батюшка - Дон!
Использованная литература и источники сети Интернет:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/09/13/nash-kray-donskoy-krupinochka-rossii
https://zanimatika.narod.ru/RF12_Don.htm
https://bangkokbook.ru/galereya/priroda-reki-don-96-foto.html
М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе, 2-е изд.доп., – Ростов н/Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2006. – 320 с.
Кияйкина Наталья Федоровна