12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения16
1

Вспомогательные технические средства для обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий


Вспомогательные технические средства для обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий

Аннотация: в данной статье рассматриваются вспомогательные средства учителя при проведении урока для детей с ОВЗ. Описываются основные принципы работы с тем или иным оборудованием при обучении детей с ОВЗ, а также представлены рекомендации по использованию технических средств.

Ключевые слова: ОВЗ, технологии, оборудование, система, коммуникация.

Annotation: This article discusses the support teachers during the lesson for children with disabilities. Describes the basic principles of work with any equipment in the training of children with disabilities, and presents recommendations for the use of technical means.

Key words: HIA, technology, equipment, system, communication.

На сегодняшний день существует большой выбор специализированного оборудования и программного обеспечения для обучения детей с ОВЗ.

Для обучающихся с нарушением зрение могут использоваться: брайлевские часы, клавиатура со специальной маркировкой, брайлевский дисплей, принтер Брайля, телевизионные увеличивающие системы, виртуальная осязательная система (VirtualTouchSystem), сканирующая и читающие машины SARAtmCE, PACMateOmni, RUBY, читающие машины серии «Книголюб» и приборы для слабовидящих VideoLightVGA, «Машина зрения», «Умные очки», портативная электронная лупа, а также экранная лупа, сенсорная клавиатура Клавинта.

Для детей с нарушением слуха могут использоваться:

Телетайп или телекоммуникационное устройство для глухих (ТУГ), беспроводные вспомогательные слуховые системы для индивидуального пользования, автоматические системы распознавания речи.

Для детей с нарушением речи:

Коммуникатор GoTalk, системы поддерживающей альтернативной коммуникации, вспомогательные коммуникативные озвучивающие устройства.

Для детей с нарушением интеллекта:

сенсорные экраны и клавиатуры (их функционирование основано на указательных жестах и легком касании поверхности), манипуляторы трекбол и джойстик (их применение не требует особой точности в движении), а также альтернативные и облегченные клавиатуры (они просты в управлении благодаря уменьшенному количеству клавиш).

Для детей с ограниченной подвижностью:

Манипулятор трекбол и компьютерный роллер, компьютерный роллер, джойстик, цветные выносные кнопки, сенсорная клавиатура Клавинта,

специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода, увеличенные и уменьшенные клавиатуры

Подбор периферийных устройств для инвалидов с ограниченной подвижностью определяется степенью утраты двигательной функции. При высокой степени (спастическая кисть, отсутствие координации движения) рекомендуются клавиатуры с клавишами увеличенного размера, разнесенными между собой на расстоянии, что делает невозможным использование нескольких клавиш одновременно. Такие же клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног. В случае ограничения радиуса движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.) предпочтительно использование клавиатур с ограниченным радиусом движения и использованием клавиш повышенной чувствительности.

Для дистанционного обучения детей с нарушениями зрения необходимо учитывать степень нарушения зрительной функции. Слабовидящим учащимся необходима помощь в использовании имеющихся зрительных возможностей наиболее рациональным образом, а также в освоении учебной программы посредством специализированных технических средств.

Эффективным средством могут служить компьютерные тифлотехнологии.

Для дистанционного обучения детей с нарушением слуха необходимо учитывать степень тяжести – слабая, умеренная, тяжелая, абсолютная - в зависимости от возможности человека воспринимать звуковые раздражители различной частоты и громкости. Исходя из этого учителю важно правильно подобрать аппаратное и программное обеспечение.

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями могут сталкиваться с различными трудностями, связанными с работой на компьютере. Например, учащиеся с нарушениями интеллекта могут затрудняться в управлении мышью и клавиатурой, вследствие нарушений в зрительно-моторной координации, а также расстройств памяти и внимания.

При полном отсутствии движения конечностями возможно использование

альтернативных источников ввода информации в виде сенсорных устройств,

реагирующих на движение головы, век, языка, дыхание человека и т.д

Учитывая особенность обучающегося с отклонениями здоровья учитель выбирает комплекс программного и аппаратного обеспечения.

Для детей с нарушением зрения можно выделить возможности использования таких средств как: клавиатура со специальной маркировкой- развивает десятипальцевый метод печати. Телевизионные увеличивающие системы- открывают для слабовидящего пользователя широкие возможности для чтения, рассмотрения и записи графических материалов. Читающие машины- обеспечивает незрячему человеку возможность чтения любых плоскопечатных текстов с помощью синтезатора речи. Например ElecGesteINFA – проста и удобна в использовании. Управление осуществляется при помощи голосового меню. Читающая машина SARAtmCE, PACMateOmni, RUBY- озвучивает все манипуляции пользователя, информация сохраняется на встроенном жестком диске. Одним из наиболее интересных является «Машина зрения», которая снимает изображение и проецирует его на неповрежденные участки сетчатки. Портативная электронная лупа- Позволяет лицам с ослабленным зрением читать, писать и выполнять другие работы. Хотелось бы отметить простую и удобную в установке и использовании программу «Говорилка» - для слышаших слепых.

Основные возможности ПО для детей с нарушением слуха: автоматические системы распознавания речи. Эти системы предоставляют возможность педагогам создавать аудиовизуальный материал с субтитрами, осуществлять синхронный перевод устной речи в письменную. К сожалению эти системы очень дороги. Более приемлемы в использовании будут беспроводные вспомогательные слуховые системы в виде телефонов и ПК с усилителем звука. Также для обучения детей с нарушениями слуха могут быть использованы программы типа «Экранный диктор».

Для обучения детей с нарушением речи по моему мнению удобным и полезным в использование будет: коммуникатор GoTalk , который позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать их при нажатии на определенную клавишу.

Из перечисленного оборудования мне доводилось работать с сенсорной клавиатурой и экраном и программой «Говорилка». Очень удобны и просты в использовании.








Список использованных источников

1. Болонина В. В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими

ограниченные возможности здоровья. – г. о. Новокуйбышевск, 2008 г.,112 стр.

2. Богданов, Е. А. Современные аспекты эффективности реализации индивидуальных

программ реабилитации инвалидов в Российской Федерации / Е. А. Богданов, Т. С. Чернякина,

А. А. Свинцов [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета.

Серия : Медицина. Фармация. – 2013. – № 25 (168). – Том 24.

3. ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями

жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// standartgost.ru/b/51079 -

2006.

4. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. М., 1988.






















Контактные данные:

эл. почта: evgenya.ryckova@yandex.ru

телефон: +79771181098

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.