Взрыв моста
Полякова Карина,
12 лет, 7 класс
г. Брянск Брянской области
Посвящаю этот рассказ моему прадедушке,
участнику описываемых событий.
Это было в далеком 1941 году…Пятьдесят восемь дней удерживал полк Егорова оборону на рославльском шоссе под Жуковкой. Стояла и вся 258 дивизия.
Подполковник Егоров все эти сентябрьские дни наступлений не расставался с предчувствием, что на фронте произойдет перелом. Но когда 3 октября пал Орел, а 6- Брянск, он понял – чудес не бывает.
В ночь на 8 октября полковая разведка сообщила, что соседи ушли на левый берег Десны. Егоров приказал занять круговую оборону, и «без приказу – назад ни шагу!»
Приказ командира дивизии Трубникова К.П. в конце концов поступил. Полку предписывалось под покровом ночи оторваться от противника, переправиться через Десну, куда отступала 50-я армия генерала Петрова.
Рота Самохвалова находилась в арьергарде. Прошагав через длинный деревянный мост и перебравшись на восточный деснянский берег, рота залегла в прикрытие.
Александр лежал у небольшого окопчика, в котором была спрятана взрывная машинка, смотрел в ночную тьму, подергивал плечами от ночной прохлады. На мосту сновали черные тени – это саперы проверяли заряды и запалы, электропроводку. В их стороне временами раздавалась торопливая приглушенная брань, сердитые голоса, прорывались отчаянные крики. Чувствовалось, что саперы невообразимо торопятся и боятся.
Немцы зашевелились с рассветом. Первыми за белым тягучим туманом, поднимавшимся от реки, появились мотоциклисты. Двое из них на большой скорости умчались к железнодорожной станции Жуковка, а третий развернулся и рванул назад. Минут через пятнадцать- двадцать к мосту подошла колонна танков и устремилась на другой берег. Александр слышал, как они победно рычат моторами и гремят стальными гусеницами по деревянному настилу моста, как печально всхлипывает и стонет река. Трудно понять и ответить, почему немецкие саперы не проверили как надо мост? Может, понадеялись, что они преодолели десятки, а то и сотни таких переправ, и ничего худого с ними не случилось.
Высунувшись из кустарника, Александр с волнением и тревогой следил за вражеской колонной. Рядом, привстав с земли и крепко сжимая противотанковые гранаты и фляжки с бензином, суетились Женька и Митрич.
- Что ж они не рвут? А?! – со смертельной тоской восклицал Женька. – Они ж вот…
А танки двигались, чутко проводили тонкими хоботками, плевались огнем и злобно рычали пулеметами. Подрывники молчали. А вражеские разгоряченные машины грохотали по мосту, и , казалось, теперь уж ничто не может помешать им перебраться на восточный берег Десны. Всего несколько метров отделяло головной танк от конца моста, когда командир саперов крикнул не своим голосом:
- Давай!!!
Громовой удар потряс воздух. Ни моста, ни колонны машин больше не существовало.
Кадырова Ольга Игоревна
Легоцкая Вера Сергеевна