Исследовательская работа «За чистую Россию! За чистый родной город!»

1
0
Материал опубликован 28 March 2019

Муниципальное образовательное учреждение "Лицей 23"


 

Тема ________ За чистую Россию! За чистый родной город! _______


 

Автор: Перемышлина Анастасия,

8 класс

Руководитель: Кочетова Елена Николаевна,

учитель географии, экологии


 

г. Подольск, Московская область

2019 г.


 

Содержание:

Введение

Основная часть:

Актуальность проблемы для страны

Цели и задачи проекта

Законодательная база проблемы

Механизм реализация проекта

Данные полученные в ходе исследования проблемы

Московского региона

Результаты проекта

Список литературы

Приложение 1, 2, 3,4,5.



 

Введение

Экологическая ситуация в стране показывает состояние и характеристику городской экосистемы и связана с фоном, природой и климатическими особенностями европейской части России.

В настоящее время человечество каждый день придумывает что-то новое для удовлетворения своих потребностей и желаний. Чаще всего это происходит с использованием природных ресурсов. И поэтому в наши дни так актуален вопрос экологии, особенно тогда, когда речь идет о мегаполисах и довольно крупных городах. Тонны мусора, отходы промышленного производства, попадающие в воду и грунт, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу, ежегодно приводят экологов в удрученное состояние. Экологическая проблема мусора сегодня является глобальной задачей для экологов всего мира. Огромные объемы потребления постоянно увеличиваются, что вызывает рост количества отходов разного вида. Своевременная и правильная утилизация мусора поможет остановить загрязнение городов.

В России в 2018 году объём отходов составлял почти 5 млрд тонн. Из них более 4,5 тонн – это отходы полезных ископаемых, почти 300 млн тонн – обрабатывающих промышленных предприятий. Большое количество отходов (4%) приходится на опасные отходы медицинской промышленности. Опасные медицинские отходы содержат, кроме ядовитых и радиоактивных веществ, различные вирусы и бактерии, которые вызывают заболевания.

Всего опасных отходов в 2018 году в России создано 113 млн тонн.

Большое внимание следует уделить нашему родному городу - Подольску. Это третий по величине населенный пункт в Московской области. Подольск – город областного значения, а также административный центр Подольского района Московской области. Находится на реке Пахре, площадь города составляет практически 40,40 км² с населением в 223 тысячи 896 человек.
Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всех подольчан и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть и наш Лицей № 23, обучающиеся которого активно участвуют в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения Подольска – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса в нашем регионе.
Экологическое воспитание и образование учащихся лицея дает возможность целенаправленной, координированной и системной передачи знаний детям.

Жители Подольска воздействует на окружающую среду локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Но биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и множество локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах окружающей среды. Загрязненные реки впадают в моря и океаны и вносят туда отходы, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством. Постоянная вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем региона. Смог, попавший в воздух, немедленно распространяются на тысячи километров.

Положение усугубляется небрежным отношением жителей к природе своего города: в погоне за комфортной жизнью, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилегающих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реке - Пахре свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых подольчан. Необходимо учить детей понимать и любить природу, а значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых жизнь будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Своевременно формировать экологическое сознание, бережное отношение к природе – одна из основных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения учеников лицея в практическую природоохранную деятельность.

Наш проект направлен на понимание учеником себя как частицы окружающей среды, осознание гражданской ответственности за свои действия и ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Наш проект направлен на то, чтобы жители захотели сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными. Жители должны быть уверены в том, что они заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Экологическая проблема мусора сегодня является глобальной задачей для экологов всего мира. Огромные объемы потребления постоянно увеличиваются, что вызывает рост количества отходов разного вида. Своевременная и правильная утилизация мусора поможет остановить загрязнение городов.

Цель проекта: Формирование экологической культуры поведения лицеистов на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города Подольска.

Задачи проекта:

Сформировать у учеников активную гражданскую позицию.

Развивать нравственно – экологическое, эстетическое и трудовое воспитание.

Проведение исследования экологической обстановки в Подольске.

Координация практической деятельности учащихся по изучению состояния окружающей среды на примере нашего города и области.

Воспитать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды города.

Развивать инициативу, творчество у школьников через организацию социально значимой деятельности.

 Распространять экологические знания не только среди лицеистов, а так же среди жителей города, используя различные виды деятельности и формы работы.

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств России. Обусловлен такой подход предписанием Конституции РФ о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду проживания. В РФ имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда нашей страны. Положения законодательства относятся к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по уменьшению их ущерба для окружающей среды.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан. Для регламентирования соответствующих положений в РФ действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998 г. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде РФ. Учитываются возможности переработки и вторичного использования отходов. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 г. и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96. является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. 

Механизм реализации проекта:

Сбор информации по теме проекта «За чистую Россию! За чистый родной город!».

Поиск позитивного опыта по теме проекта.

Разработка и апробация модели управления проектной деятельностью.

Поиск и систематизация методического материала для проведения мероприятий в рамках проекта.

Проведение исследований в соответствии с программой проекта.

Реализация проекта через запланированные мероприятия по темам.

Проведение конкурса рисунков, плакатов и стихотворений по теме проекта среди учащихся лицея.

 Озеленение коридоров и кабинетов школы.

Сбор и обработка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.

Создание презентация по итогам работы.

Работа по отслеживанию результатов осуществляется:

Путем сравнивания активности учащихся в проекте. Проверка знаний проводится в форме игр, опросов, конкурсов. Велись наблюдения, проводился опрос, была организована поисковая работа, проводились консультации преподавателей географии, экологии и биологии.

Подольск состоит из 14 районов. Подольск смело можно назвать городом рабочих, ведь изначально планировалось сделать из него крупный промышленный центр, который бы находился недалеко от Москвы. Именно поэтому неудивительно, что данный населенный пункт входит в число ведущих российских городов с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды. Так как Подольск, граничит с Москвой, он часто страдает от ее загрязненного воздуха, но не следует забывать также и о собственных недостатках, пагубно влияющих на экологию города. Все дело в автомобильной магистрали, старых промышленных предприятиях, расположенных в большей степени северо-восточной и восточной частях города. Рассмотрим более подробно экологическую ситуацию Подольска и дадим объективную оценку сложившейся на данный момент ситуации.

Социальная значимость:

В настоящее время человечество каждый день придумывает что-то новое для удовлетворения своих потребностей и желаний. Чаще всего это происходит с использованием природных ресурсов. И поэтому в наши дни так актуален вопрос экологии,

особенно тогда, когда речь идет о мегаполисах и довольно крупных городах. Тонны мусора, отходы промышленного производства, попадающие в воду и грунт, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу, ежегодно приводят экологов в удрученное состояние.
 

Загрязненные участки Подольска.

Попав в Залинейный район Подольска, сразу обращаешь внимание на то, какой он мрачный и старый. В ней располагается большее количество заводов и фабрик города. Можно сказать, что эта часть территории Подольска является одной из наиболее загрязненных и вредных для жителей города. Большой вред наносит здоровью Крестовский пушно-меховой комплекс, основанный еще в 30-х годах ХХ века. Этот комплекс загрязняет атмосферу соединениями углерода, хлора, аммиака, фтористого водорода, ртути, диоксида азота и мышьяка. Необходимо уделить внимание полигону твердых бытовых отходов «Щебринка». Полигон для сброса отходов предприятий был закрыт еще в 1988 году, но радиоактивные отходы лежат в карьерах до сих пор, провоцируя все большее попадание радионуклидов в грунтовые воды. Экологи утверждают, что вблизи полигона находится район с экологически неблагоприятной обстановкой. Основной источник загрязнения является фильтр, который берет свое начало в полигоне и влияет на всю территорию. Поэтому загрязнению подверглись растительность, почва, подземные и поверхностные воды, временные водотоки, донные отложения реки Пахры и окружающий атмосферный воздух. Сейчас начались активные работы по экономическому и экологическому восстановлению водоемов и почвы города. Район Красная горка не менее старый, чем остальные в Подольске, но в нем местные власти уже ведут работы по его облагораживанию и постройки новых домов и школ Именно в Красной горке, воздух иногда превышает допустимые нормы по наличию вредных веществ в атмосфере города. Уровень загрязнения воздуха в Подольске меняется в интервале от повышенного к пониженному.

Учащиеся лицея провели мониторинг окружающей среды города, выяснив места наиболее подверженные загрязнению (Приложение 1).

Городская лесополоса.

Наш город с парками и лесом, куда в теплое время года очень любят ходить отдыхать как взрослые и дети. Глядя, на плохое состояние некоторых лесов, складывается впечатление о том, что жители города забыли о наличии урн и специально отведенных мест для бытовых отходов. По словам местных жителей, лесопарк «Березки» был бы идеальным для прогулок с детьми, если бы не разбитые бутылки, шприцы, использованные прокладки и собачьи экскременты. Рядом с ним находятся жилые дома и люди, постоянно выбрасывают там мусор.

Водные ресурсы Подольска.

С развитием мегаполисов все больше людей стремятся убежать в область, построить себе дом или купить квартиру. Через Подольск протекает река Пахра со своими притоками Мочей и Рожайкой, из которых вытекает большое количество маленьких речушек. Из всех водных ресурсов Московской области река Пахра относится к очень загрязненным. Главная причина – сточные воды Подольского аккумуляторного и кабельного заводов. СМИ города Подольска сообщают, совсем недавно было обнаружено загрязнение Пахры сточными водами местной птицефабрики. Работники правоохранительных органов установили, что в результате противоправных действий птицефабрики окружающей среде Подольска был причинен ущерб в размере более 76 миллионов рублей. К большому сожалению, на сегодня наблюдается нехватка очистительных сооружений и фильтров. На сегодняшний день в реке наблюдается высокая концентрация нитратного и амонийного азотов, а также нефтепродуктов переработки отходов. Подземные воды хорошо защищены от вредного воздействия гораздо лучше, чем озера и реки. В Подольске питьевая вода, по данным ученых, загрязнена микробиологическими организмами. Отмечена повышенная концентрация свинца (виной этому машиностроительный завод и химико-металлургический завод) и марганца, влияющего на нервные клетки и состояние беременных.

Учащиеся лицея провели мониторинг мест выброса мусора и улиц города, выяснив места наиболее загрязненные отходами (Приложение 2).

Вред, который наносит мусор Подольску.

Производственные отходы Подольска содержат токсичные и химические вещества. Так, токсичные компоненты составляют четверть от всего мусора, из них 35% утилизируются. Остальные отходы остаются на поверхности или попадают в воду. Продукты разложения этого мусора уничтожают живые микроорганизмы, отравляют почву и могут вызвать серьезные заболевания у населения Подольска. Большую опасность несет так же пластик. Если не заниматься его утилизацией, то он может покрыть собой огромную часть территории Подмосковья. Бытовые отходы не так опасны, как химические, но их объемы огромны в масштабах нашего города. Если их не утилизировать, свалки и полигоны Подольска быстро будут заполнены, а в результате их скопления будет происходить загрязнение экологии всего Подмосковья.


 

Способы работы с мусором в нашем городе.

Подольчане производят до нескольких сотен килограмм мусора. Принося, огромный урон окружающей среде нашего города. Огромные объемы отходов могут использоваться в качестве вторсырья, добывают важные продукты – топливо, строительные ресурсы, помогая этим экономике Подмосковья. Что позволит и уменьшить проблему мусора, и сохранить финансовые и экологические ресурсы региона. Современное развитие технологий для создания вторсырья развивается быстрыми темпами, но требует больших финансовых затрат, зато уже в ближайшие годы окупится и позволит улучшить экологическую ситуацию в Подмосковье и Подольске, сократить выброс ядовитых веществ и существенно уменьшить риск возникновения заболеваний. (Приложение 4)

Сортировка мусора.

Экологические проблемы отходов в городе должны решаться уже на начальном этапе – на сортировке, которую с легкостью могут осуществлять жители города. Европейские и азиатские страны активно используют различные контейнеры, разделенные на несколько типов: стекло, пластик, бумага, алюминий, пищевые отходы и прочие. В Подольске переходят к практике разделения мусора, во дворах стоят мусорные контейнеры различных цветов и внешнего вида, в которые подольчане выбрасывают весь домашний мусор.

Вопрос о борьбе с мусором — должны решать сами граждане Подольска, но оставлять эту проблему без внимания нельзя. Россия на законодательном уровне занимается борьбой с отходами, наш город не остался в стороне и мы просто обязаны поддержать инициативу городских властей о распределении мусора по различным контейнерам. Это прямая наша обязанность, как жителей города.

 

 

Результаты проекта

В результате реализации проекта «За чистую Россию! За чистый родной город!» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию детей школьного возраста города Подольска, которая позволяет:

Сохранить экологическое направление в воспитательной работе лицея и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей Подольска.

Способствует воспитанию экологической культуры подольчан.

Развивать творческие способности лицеистов.

Заинтересовать учащихся в изучении экологии района, города, страны, через творчество и практическое участие в экологических мероприятиях:

  1. Благоустройство внутришкольного пространства (Приложение 3);

    Озеленение школьной территории;

    Выпуск листовок по теме «Сортировка мусора»;

    Конкурс рисунков «Экология города» (Приложение 5);

    Реклама проекта в соц. сетях VK и Одноклассники;

    Конкурс фотографий «Экология родного города»;

    Соцопрос «Как вы оцениваете экологическую обстановку в Подольске?» среди учащихся лицея;

    Просмотр роликов «Интервью с жителями города»;

    Создание блога посвященного теме проекта;

    Конкурс стихотворений, посвященных экологической проблеме (самостоятельное творчество детей) (Приложение 5).

Воспитать и сформировать личную ответственность и активную гражданскую позицию по защите и сохранению окружающей среды.


 


 

Список литературы, ссылки:

Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2014

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2012.

Руководство по определителю показателей качества воды. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2014 г.

Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2013 г.

Фонды эколого-гидрометеорологического центра г. Москвы.

Интернет ресурсы содержащие:

  • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);

    Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

    Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

    Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения;

    https://210fz.ru/zakon-ob-ekologii/.



 

Приложение 1

 

Приложение 2

Приложение 3


 

Приложение 4


 

Приложение 5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.