12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Севидова Елена Владимировна610
Более 20 лет работаю в школе. Пробовала поменять профессию - не смогла. Как нельзя лучше подходят для моей педагогической деятельности слова В. Белякова: "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа"...
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
4

Задания и справочные материалы для урока групповой работы по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2»

После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача работы с одним и тем же дидактическим материалом, НО задания у каждого члена группы своё.

После индивидуальной работы учащиеся пересаживаются в новые группы (в соответствии со значком слева), которые условно называются экспертными. 

Каждая экспертная группа проверяет выполненное задание, которое они самостоятельно выполняют (обсуждение по заданному вопросу). После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы.

Поскольку в каждой такой группе есть специалист по определённому вопросу  изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при выполнении самостоятельной работы по теме.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной корня

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

 

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

 

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной корня

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний

выпишите только те,

в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.

 

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной корня

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.

Вым_кнуть под дождём, р_стительное масло, будем з_ревать, ск_чу на коне, подн_маться в гору, заб_рёт вовремя, м_кать в молоко, предпол_гал было, тв_рец своего счастья, выр_внить дорогу, заск_чил в автобус, прот_рать окно, м_кать в чай, густые водор_сли, движение по к_сательной, неудачное ср_внение, обг_реть на солнце, правила сл_жения, не буди на з_ре, подр_внять клумбы, сильно заг_рел.

 

Необходимо подготовить таблички для работы группы экспертов:

Самостоятельная работа (итог урока)

Спиши, вставляя и объясняя пропущенные чередующиеся гласные.

Отл_жить, зар_стать, прид_рался, пон_мание, уг_реть, обм_нуть кисть в краску, зам_рать, выч_тание, прик_снись, выск_чка, пл_вчиха, р_стущий организм, забл_стели, р_вносторонний треугольник, предл_гаю, тв_рение, з_рница, отд_рать.

 

Справочные материалы

Чередующиеся гласные.
Условия выбора гласной.
Корень.
Примеры
1.Выбор зависит от конечной согласной корня.
- раст- ращ- рос—
 
 
 
 
расти, выращенный, заросли
Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
- лаг – лож-
 
слагаемое, сложение
 
- скак – скоч-
 
 
 
скакать, выскочить
Исключение: скачок, скачу
2.От наличия суффикса –А – после корня.
-бер – бир—
-дер – дир—
-мер – мир—
-пер – пир—
-тер – тир—
-блест – блист-
-жег – жиг -
-стел – стил-
-чет – чит
 
выберешь – выбираешь
выдернуть – выдираешь
замер – замирать
запер – запирать
вытер – вытирать
блестящий – блистательный выжег – выжигать
постелить – постилать
вычет – вычитать
Исключениясочетать, сочетание, чета
-кос – кас-
Коснулся-касался
-а(я) – им-
-а(я) – ин -
нанять=нанимать
снять -  снимать
3. От ударения.
- гор – гар-
без ударения  О
угар —  угореть
 
-зор – зар-
без ударения а
зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)
 
-твор-твар-
без ударения  о
Творец, сотворить
 
 
Плав- плов
под ударением и  без     ударения
пишется  а
плавательный, поплавок
 
Исключения: пловец, пловчиха,                           плывуны
4.От лексического значения.
-мак – мок-
мак- (погружать в жидкость)
мок-(пропускать жидкость)
обмакнуть перо
 
непромокаемый плащ
 
равн – ровн-
 равн (одинаковый)
овн-  (прямой, гладкий)
уравнение
 
заровнять
Исключенияуровень, ровесник
равнина, равняйсь, равнение направо.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.