Урок русского языка по теме «Безударные и чередующиеся гласные в корне»

3
0
Материал опубликован 11 May 2019

Тема: « Безударные и чередующиеся  гласные в корне ».

Цели урока:

Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.

Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными»,  диагностические карточки,  карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи,

На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует    социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба). (Слайд 1)

Ход урока

1.     Слово учителя. Беседа.

Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение»  сказал: «Писать грамотно - требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

 - Как вы понимаете это высказывание?

 

(Записываем число)

 

2. Актуализация знаний учащихся.

Словарный диктант повторение безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением:

 

Прививать трудолюбие, проживать в квартире, прожевать хлеб, поласкать белье, неисправимый оптимист, пессимистический взгляд,  свила гнездо, обежать вокруг дома, проредить морковь, быть старожилом, фантастическое  настроение, умалять достоинство.

- На какое правило был словарный диктант? Объясните орфограммы

 

3. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом  проверки безударных гласных ударением:

покл..ниться – клáняться, поклóн; расст..лать – стéлет, подстилка; отск..чить – вскáчь, вскóчит; раст..рать – тéрка, притирка; пром..кать – мóкнуть, мáканец; оз…рять – зóри, зáрево, лучезáрный; подр..внять – рóвный, рáвенство и т.п.

 

Вывод:

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. Какой же выход найти?

-Кто знает, как называются такие корни?

А как они появились в русском языке? (сообщение учащегося)

 

«Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать – изложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

 

(Записать темы урока в тетрадь)

 

4. Повторение теоретических сведений. Работа с таблицей (Слайд 8)  

   Приложение 1

 

5. Закрепление изученного. Отработка навыков правописания чередующийся гласной в корне слова. 

   Задание. (Слайд 9)

 - Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(Слайд 11)

Приложение 2

                                          

Пл..вец  Р..стислав.

                              

       Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом  плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище  со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

      С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения  и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

      Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям  камыша. Разг..ралась з..ря.  Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине  заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

 

 - Осуществите самопроверку

(Слайд 11)

 

Зависит от суффикса А

 

Зависит от ударения

Зависит от последующей согласной корня

 

Зависит от значения

пологом

располагался

подбирал

обдирал

почитал

прикосновение

слагая

словосочетания

излагать

постирать

расстилавшийся

замершими

разжигали

утварью

поклонялся

загоралась

заря

растворялся

загорелых

Ростов

заросшем

Ростислав

растущих

возраста

зараставшей

зарослям

водорослей

ростков

непромокаемое

уровня

плывунов

плавучие

уравнения

поравнявшись

поплавками

равнине

намочила

 

Критерии оценивания: (слайд 13)

За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово – 1 балл.

Если слово не выписано – (-1 балл)

Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке – 0,5 балла.

Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква – 0,5 баллов.

 

Подсчитайте количество набранных баллов:     37-36 баллов – «5»

                                                                                   35-35 баллов – «4»

                                                                                   29-19 баллов – «3»

                                                                                   менее 19 баллов – «2»

              Слабые учащиеся работают по карточкам.

6.Проверка написанного. Подведение итогов урока.

 

Правописание гласных в корнях с чередованием

 

1) Зависит от суффикса а

В корне пишется и, если суффикс а

-бер-     –    -бир-

-дер-     –    -дир-

-мер-     –    -мир-         умереть – умирать, но: мерить, мирить

-пер-      –    -пир-

-тер-      –    -тир-

-блест-  –    -блест-      но: блеснуть

-жег-     –    -жиг-

-стел-    –    -стил-

-чет-      –    -чит-          но: сочетать, сочетание

-а(я)-     –    -им-

-а(я)-     –    -ин-

 

В корне пишется а, если суффикс а

-кос-    –    -кас-

-скоч-    –    -скак-        Исключение: скачок,

-лож-     –    -лаг-

 

Зависит от последующей согласной корня

-раст-    –    -ращ-        

-рос-                              Исключения: росток, ростовщик, отрасль

 

2) Зависит от ударения:

-гор-     –    -гóр-

-зóр-     –    -зар-           Исключения: зоревать, зорянка

-твор-   –    -твар-         Без ударения о, под ударением –

-клон-   –    -клан-        как произносится. Исключение: утварь

 

3) Зависит от лексического значения:

ровн-, равн-                  равный – одинаковый

                                       ровный – гладкий, спокойный

                                       Исключение: равнина

плав-    –    плов-          о в словах, обозначающих людей

–  плы-   

мак-      –    мок(ч)-       -мак-      –  отпускать в жидкость

                                       мок(ч)-   –  пропускать жидкость

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации