Урок русского языка по теме «Безударные и чередующиеся гласные в корне»
Тема: « Безударные и чередующиеся гласные в корне ».
Цели урока:
Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.
Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными», диагностические карточки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи,
На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба). (Слайд 1)
Ход урока
1. Слово учителя. Беседа.
Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение» сказал: «Писать грамотно - требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
- Как вы понимаете это высказывание?
(Записываем число)
2. Актуализация знаний учащихся.
Словарный диктант повторение безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением:
Прививать трудолюбие, проживать в квартире, прожевать хлеб, поласкать белье, неисправимый оптимист, пессимистический взгляд, свила гнездо, обежать вокруг дома, проредить морковь, быть старожилом, фантастическое настроение, умалять достоинство.
- На какое правило был словарный диктант? Объясните орфограммы
3. Создание проблемной ситуации.
Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:
покл..ниться – клáняться, поклóн; расст..лать – стéлет, подстилка; отск..чить – вскáчь, вскóчит; раст..рать – тéрка, притирка; пром..кать – мóкнуть, мáканец; оз…рять – зóри, зáрево, лучезáрный; подр..внять – рóвный, рáвенство и т.п.
Вывод:
Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. Какой же выход найти?
-Кто знает, как называются такие корни?
А как они появились в русском языке? (сообщение учащегося)
«Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать – изложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».
(Записать темы урока в тетрадь)
4. Повторение теоретических сведений. Работа с таблицей (Слайд 8)
Приложение 1
5. Закрепление изученного. Отработка навыков правописания чередующийся гласной в корне слова.
Задание. (Слайд 9)
- Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(Слайд 11)
Приложение 2
Пл..вец Р..стислав.
Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.
- Осуществите самопроверку
(Слайд 11)
Зависит от суффикса А |
Зависит от ударения |
Зависит от последующей согласной корня |
Зависит от значения |
пологом располагался подбирал обдирал почитал прикосновение слагая словосочетания излагать постирать расстилавшийся замершими разжигали |
утварью поклонялся загоралась заря растворялся загорелых |
Ростов заросшем Ростислав растущих возраста зараставшей зарослям водорослей ростков |
непромокаемое уровня плывунов плавучие уравнения поравнявшись поплавками равнине намочила |
Критерии оценивания: (слайд 13)
За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово – 1 балл.
Если слово не выписано – (-1 балл)
Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке – 0,5 балла.
Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква – 0,5 баллов.
Подсчитайте количество набранных баллов: 37-36 баллов – «5»
35-35 баллов – «4»
29-19 баллов – «3»
менее 19 баллов – «2»
Слабые учащиеся работают по карточкам.
6.Проверка написанного. Подведение итогов урока.
Правописание гласных в корнях с чередованием
1) Зависит от суффикса а
В корне пишется и, если суффикс а
-бер- – -бир-
-дер- – -дир-
-мер- – -мир- умереть – умирать, но: мерить, мирить
-пер- – -пир-
-тер- – -тир-
-блест- – -блест- но: блеснуть
-жег- – -жиг-
-стел- – -стил-
-чет- – -чит- но: сочетать, сочетание
-а(я)- – -им-
-а(я)- – -ин-
В корне пишется а, если суффикс а
-кос- – -кас-
-скоч- – -скак- Исключение: скачок,
-лож- – -лаг-
Зависит от последующей согласной корня
-раст- – -ращ-
-рос- Исключения: росток, ростовщик, отрасль
2) Зависит от ударения:
-гор- – -гóр-
-зóр- – -зар- Исключения: зоревать, зорянка
-твор- – -твар- Без ударения о, под ударением –
-клон- – -клан- как произносится. Исключение: утварь
3) Зависит от лексического значения:
ровн-, равн- равный – одинаковый
ровный – гладкий, спокойный
Исключение: равнина
плав- – плов- о в словах, обозначающих людей
– плы-
мак- – мок(ч)- -мак- – отпускать в жидкость
мок(ч)- – пропускать жидкость