Конспект урока информатики для 11 класса на тему «Защита информации. Правовая охрана программ и данных»

4
0
Материал опубликован 21 December 2023


 

Урок по информатике в 11 класс Тема урока: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных»

Шаповалов Иосиф Леонидович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ялта

Цель: 

ознакомление обучающихся с возможностями защиты информации, с документами, определяющими права на компьютерную информацию, и нормативными актами, охраняющими данные права; уголовной ответственностью за компьютерные преступления; привлечение особого внимания к моральной ответственности за компьютерные преступления, т.к. часть из них не подвергается наказанию, но имеет серьезные последствия.

Задачи:

Образовательные:

Формирование умений работать в текстовом редакторе;

знакомство с разными видами работы с электронной информацией;

формирование необходимых умений в работе с документами;

Развивающие: 

развитие умения работать коллективно;

пополнение словарного запаса обучающихся специфическими терминами;

развивать умение использовать в деятельности данные cправочно-правовой системы «Консультант Плюс».

опыт создания документа – отчёта на основе существующих.

развитие логической мыслительной деятельности

Воспитательные:

правовое воспитание через знакомство с законодательными документами РФ.

формирование уважительного отношения к законодательным нормам.

формирование внимания и уважения к чужому труду.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: сформировать у обучающихся информационной культуры; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;

регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели.

уметь планировать и регулировать свою деятельность.

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

 

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

 

Тип урока: изучения нового материала

Методические приемы: аналитическая работа с текстом (печатным и электронным), приемы сравнения, самостоятельная работа в группах.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, исследовательская работа.

Оборудование:

 компьютеры, мультимедийный проектор, Справочная правовая система «Консультант Плюс», раздаточный материал: вопросы по группам (ПРИЛОЖЕНИЕ №1), документы для учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ №2), карточки с домашним заданием (ПРИЛОЖЕНИЕ №3), презентация «Правовая охрана программ и данных. Защита информации» (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).


 

Ход урока
 

Орг. Момент

Приготовили все необходимое для успешной работы на уроке: учебники, тетради, линейки, простые карандаши, ручки. Откройте тетради, запишите число, классная работа

Актуализация

Обобщение пройденного материала.
Слово учителя:

Роль информации в современном мире. Что такое информатизация общества?

 Почему информацию можно считать объектом собственности?

- Что такое право распоряжения?

- Что такое право владения?

- Что такое право пользования?

- В чём суть этических норм при работе с информацией?

- Какие существуют законы, указы, постановления об авторском праве?

 

На прошлом уроке мы узнали, что такое информационная культура, что такое информационное общество, его особенности и признаки. Повторим пройденный материал. Работать будем по группам. (Учитель делит ребят на 2 группы. Каждая группа получает 2 вопрос по прошедшей теме. Отвечает один представитель группы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). 

Целеполагание

- Что такое информационная культура?

- Можно ли использовать нелицензионные программы?

- Сколько средств ежегодно тратится на сохранение конфиденциальности информации?

(Формулируем цели урока, исходя из ответов обучающихся).

 

Сегодня на уроке Вы узнаете, каковы основные цели и задачи информационной безопасности, что такое информационные угрозы и как они проявляются, что является источником информационных угроз, какие существуют методы защиты информации от информационных угроз. Наиболее актуальным в современном обществе считается вопрос о безопасности в сети Интернет. Рассмотрим вопрос о необходимости правового регулирования в области информации и ее защиты.

Изучение нового материала

Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

О важности этой проблемы свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?

 

Далее, обсуждение новой темы идёт с помощью презентации. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4). 

 

Закрепление пройденного материала

 

Слово учителя:

 

Для закрепления сформированных понятий посмотрим небольшой видео урок и кратко рассмотрим основные понятия, излагаемые в представленном видеоматериале: (https://resh.edu.ru/subject/lesson/6472/main/5536/).

После просмотра видеоролика обучающимся предлагается дать отвты на следующие вопросы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6472/train/5539/ .

 

Самостоятельная работа

 

И так, ребята мы познакомились с различными мерами защиты. Но поподробнее мы остановимся на правовых мерах защиты информации.


Мы проведём исследовательскую работу Разделимся на группы по 3 человека. Ваша задача будет найти документы, которые защищают:


1. авторское (как и патентное) право
2.от компьютерных преступлений
3. изобретения, программы

 

Информацию надо записать в текстовом редакторе для дальнейшего выступления. Ребята пользуются информационными ресурсами cправочно-правовой системе «Консультант Плюс».

Переходим по адресу: http://www.consultant.ru.

Обсуждение полученных документов. Учитель дополняет ответы ребят, у него тоже есть версии документов. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

По результатам обсуждения необходимо сделать вывод о тяжести преступлений, исходя из наказаний, предусмотренных законом и сравнить со своей оценкой. Подчеркнуть наиболее опасные преступления.

Рефлексия

И так, ребята, давайте посмотрим, что вы нашли по вашим вопросам? 
(Полученный ребятами материал распечатать и отдать им домой.)
Пригодятся ли сегодняшние знания, полученные на уроке , вам в жизни?
Попробуйте, пользуясь вашими полученными знаниями, ответить на вопросы ( устно).

1. определить срок действия авторского права 
#0 30 лет
#0 50 лет
#0 в течение всей жизни автора
#1 в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти

2. программы для ЭВМ
#1 являются объектами авторского права в случае их создания
#0 не являются объектами авторского права
#0 являются объектами авторского права после записи на носитель

3. программы для ЭВМ относятся к
#0 аудиовизуальным произведениям
#0 производным произведениям
#0 техническим произведениям
#1 литературным произведениям

4. объектом авторского права является
#0 только программы
#1 программы и базы данных
#0программы и любые файлы данных
#0 только базы данных
5. минимальный размер штрафа за компьютерные преступления
#0 100 МРОТ
#1 200 МРОТ
#0 300 МРОТ
#0 500 МРОТ

6. максимальный срок лишения свободы за компьютерные преступления
#0 3 ГОДА
#0 5 ЛЕТ
#1 7 ЛЕТ

7. Программным средством защиты лицензионных программ от копирования является 
#0пароль
#0 ключ
#0 атрибут доступа
#1 код доступа

Учитель подводит итоги.

Домашнее задание. 

Познакомиться со следующим понятием: «Персональные данные», «Защита персональных данных».

Ответ предоставить в виде краткого конспекта в тетради.

 

Познакомиться со следующими законами РФ:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Концепция детской информационной безопасности»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г, № 152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями и дополнениями.

Посетить и просмотреть материалы, расположенные на официальном сайте ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»:

http://инталшкола.рф/index.php/inform/template-features/deti-i-internet;

http://инталшкола.рф/index.php/2015-12-24-21-26-29/bezopasnost.
 

Литература:
1. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".

2. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006.

Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И.  Информатика  и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006.

Хореев П.Б. Методы и средства защиты  информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005.

Закон РФ “Об электронно-цифровой подписи”.

Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

Ресурсы портала http://Resh.edu.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации