Конспект урока информатики для 11 класса на тему «Защита информации. Правовая охрана программ и данных»
Шаповалов Иосиф Леонидович
г. Ялта
Цель:
ознакомление обучающихся с возможностями защиты информации, с документами, определяющими права на компьютерную информацию, и нормативными актами, охраняющими данные права; уголовной ответственностью за компьютерные преступления; привлечение особого внимания к моральной ответственности за компьютерные преступления, т.к. часть из них не подвергается наказанию, но имеет серьезные последствия.
Задачи:
Образовательные:
Формирование умений работать в текстовом редакторе;
знакомство с разными видами работы с электронной информацией;
формирование необходимых умений в работе с документами;
Развивающие:
развитие умения работать коллективно;
пополнение словарного запаса обучающихся специфическими терминами;
развивать умение использовать в деятельности данные cправочно-правовой системы «Консультант Плюс».
опыт создания документа – отчёта на основе существующих.
развитие логической мыслительной деятельности
Воспитательные:
правовое воспитание через знакомство с законодательными документами РФ.
формирование уважительного отношения к законодательным нормам.
формирование внимания и уважения к чужому труду.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: сформировать у обучающихся информационной культуры; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;
регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели.
уметь планировать и регулировать свою деятельность.
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Тип урока: изучения нового материала
Методические приемы: аналитическая работа с текстом (печатным и электронным), приемы сравнения, самостоятельная работа в группах.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, исследовательская работа.
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор, Справочная правовая система «Консультант Плюс», раздаточный материал: вопросы по группам (ПРИЛОЖЕНИЕ №1), документы для учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ №2), карточки с домашним заданием (ПРИЛОЖЕНИЕ №3), презентация «Правовая охрана программ и данных. Защита информации» (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
Ход урока
Орг. Момент
Приготовили все необходимое для успешной работы на уроке: учебники, тетради, линейки, простые карандаши, ручки. Откройте тетради, запишите число, классная работа
Актуализация
Обобщение пройденного материала.
Слово учителя:
Роль информации в современном мире. Что такое информатизация общества?
Почему информацию можно считать объектом собственности?
- Что такое право распоряжения?
- Что такое право владения?
- Что такое право пользования?
- В чём суть этических норм при работе с информацией?
- Какие существуют законы, указы, постановления об авторском праве?
На прошлом уроке мы узнали, что такое информационная культура, что такое информационное общество, его особенности и признаки. Повторим пройденный материал. Работать будем по группам. (Учитель делит ребят на 2 группы. Каждая группа получает 2 вопрос по прошедшей теме. Отвечает один представитель группы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
Целеполагание
- Что такое информационная культура?
- Можно ли использовать нелицензионные программы?
- Сколько средств ежегодно тратится на сохранение конфиденциальности информации?
(Формулируем цели урока, исходя из ответов обучающихся).
Сегодня на уроке Вы узнаете, каковы основные цели и задачи информационной безопасности, что такое информационные угрозы и как они проявляются, что является источником информационных угроз, какие существуют методы защиты информации от информационных угроз. Наиболее актуальным в современном обществе считается вопрос о безопасности в сети Интернет. Рассмотрим вопрос о необходимости правового регулирования в области информации и ее защиты.
Изучение нового материала
Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.
Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.
Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.
О важности этой проблемы свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.
Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?
Далее, обсуждение новой темы идёт с помощью презентации. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
Закрепление пройденного материала
Слово учителя:
Для закрепления сформированных понятий посмотрим небольшой видео урок и кратко рассмотрим основные понятия, излагаемые в представленном видеоматериале: (https://resh.edu.ru/subject/lesson/6472/main/5536/).
После просмотра видеоролика обучающимся предлагается дать отвты на следующие вопросы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6472/train/5539/ .
Самостоятельная работа
И так, ребята мы познакомились с различными мерами защиты. Но поподробнее мы остановимся на правовых мерах защиты информации.
Мы проведём исследовательскую работу Разделимся на группы по 3 человека. Ваша задача будет найти документы, которые защищают:
1. авторское (как и патентное) право
2.от компьютерных преступлений
3. изобретения, программы
Информацию надо записать в текстовом редакторе для дальнейшего выступления. Ребята пользуются информационными ресурсами cправочно-правовой системе «Консультант Плюс».
Переходим по адресу: http://www.consultant.ru.
Обсуждение полученных документов. Учитель дополняет ответы ребят, у него тоже есть версии документов. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
По результатам обсуждения необходимо сделать вывод о тяжести преступлений, исходя из наказаний, предусмотренных законом и сравнить со своей оценкой. Подчеркнуть наиболее опасные преступления.
Рефлексия
И так, ребята, давайте посмотрим, что вы нашли по вашим вопросам?
(Полученный ребятами материал распечатать и отдать им домой.)
Пригодятся ли сегодняшние знания, полученные на уроке , вам в жизни?
Попробуйте, пользуясь вашими полученными знаниями, ответить на вопросы ( устно).
1. определить срок действия авторского права
#0 30 лет
#0 50 лет
#0 в течение всей жизни автора
#1 в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти
2. программы для ЭВМ
#1 являются объектами авторского права в случае их создания
#0 не являются объектами авторского права
#0 являются объектами авторского права после записи на носитель
3. программы для ЭВМ относятся к
#0 аудиовизуальным произведениям
#0 производным произведениям
#0 техническим произведениям
#1 литературным произведениям
4. объектом авторского права является
#0 только программы
#1 программы и базы данных
#0программы и любые файлы данных
#0 только базы данных
5. минимальный размер штрафа за компьютерные преступления
#0 100 МРОТ
#1 200 МРОТ
#0 300 МРОТ
#0 500 МРОТ
6. максимальный срок лишения свободы за компьютерные преступления
#0 3 ГОДА
#0 5 ЛЕТ
#1 7 ЛЕТ
7. Программным средством защиты лицензионных программ от копирования является
#0пароль
#0 ключ
#0 атрибут доступа
#1 код доступа
Учитель подводит итоги.
Домашнее задание.
Познакомиться со следующим понятием: «Персональные данные», «Защита персональных данных».
Ответ предоставить в виде краткого конспекта в тетради.
Познакомиться со следующими законами РФ:
Федеральный закон от 27 июля 2006 г, № 152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями и дополнениями.
Посетить и просмотреть материалы, расположенные на официальном сайте ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»:
http://инталшкола.рф/index.php/inform/template-features/deti-i-internet;
http://инталшкола.рф/index.php/2015-12-24-21-26-29/bezopasnost.
Литература:
1. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".
2. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006.
Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006.
Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005.
Закон РФ “Об электронно-цифровой подписи”.
Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”
Ресурсы портала http://Resh.edu.ru