Воспитательное мероприятие «Защитим природу вместе!» (9 класс)
Воспитательное мероприятие «Защитим природу вместе!»
Экология Смоленской области
Экологический ликбез
Сообщения о пунктах приёма макулатуры, стекла, опасных отходов, местах утилизации мусора Смоленской области
«Горы — мои кости, реки — мои вены. Леса — это мои мысли, а звезды — мои мечты. Океан — моя земля, а его стук — мой пульс». — Альберт Эйнштейн
Описание методической разработки воспитательного мероприятия 1. Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление
Тематическое направление – экологическое воспитание.
1.2.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Экологическая ситуация в Смоленской области заметно ухудшается. Объёмы производства снижаются, а применения ядохимикатов регулируется. Но даже это не способно заметно улучшить её состояние. Не всё можно и нужно объяснять изменением климата, ведь зачастую в наше время происходят экологические катастрофы. Поэтому данная тема как никогда актуальна. Нужно прививать любовь к природе и формировать ответственность за её сохранность детям ещё с раннего детства, а продолжать в школьные годы. Я являюсь классным руководителем и считаю это своей обязанностью.
1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
9 класс, 26 человека, 14-15 лет.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Я являюсь классным руководителем 9 «Б» класса, тесно сотрудничаю с родителями этих детей, провожу тематические родительские собрания. Как я уже указывала в своих методических разработках для разных конкурсов, моя воспитательная программа называется «Надежда России». Она рассчитана на 5-7 лет (5-9/11 классы). Надежда – это аббревиатура. В 5м классе мы воспитывали нравственность, а в 6м – активность. В 7м классе формировали духовность. В 8 классе моя цель - формирование единства: воспитание чувства коллективизма, сплоченности. Прививать детям здоровый образ жизни также очень важно. Что это, как не воспитание нравственных качеств личности? Ведь они – Надежда России. В 9 классе мы формируем желание творить – всегда залог успеха. Только активные люди могут помочь защитить природу, создать (сотворить) что-то новое для неё. В общем, многопланово. В каждом классе я провожу мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. 2023-2024 учебный год также не станет исключением.
Родительские собрания я также провожу в соответствие с этими темами.
Данное воспитательное мероприятие тесно связано с другими: «Животные Красной Книги», «Защитим природу вместе» и «Экология и мы».
Преемственность
Конечно, формировать бережное отношение к окружающей среде у своих воспитанников педагоги начинают ещё в начальной школе, а классные руководители 5-11 классов продолжают это делать. Я тесно сотрудничаю со всеми преподавателями начальных классов и консультируюсь у них по поводу их программ воспитания. Это оказывает мне неоценимую помощь в работе. Также я всегда беру стенгазеты, изготовленные моими новыми подопечными в начальной школе, а ещё смотрю фотографии проведённых мероприятий. Благодаря этому я лучше узнаю свой будущий класс и делаю выводы.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель – формировать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Задачи
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе
- Способствовать формированию экологической культуры
- Познакомить учащихся с правилами поведения на природе
- Познакомить учащихся с пунктами приёма макулатуры, стекла, опасных отходов, местами утилизации мусора Смоленской области
- Познакомиться ребят с экологической ситуацией в Смоленской области
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Классный час (40 минут).
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
- Мозговой штурм;
- Беседа;
- Рефлексия.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Кадровые ресурсы – это участие в проведении нашего мероприятия учителя биологии и самого классного руководителя.
Методические ресурсы – это чтение классным руководителем (а можно и самими родителями) нужной методической литературы или информации в интернете.
Материально-технические ресурсы – это использование компьютера, проектора или интерактивной доски, а также картинки и рисунки по теме.
Информационные ресурсы – это ознакомление со статистикой по данной теме.
Итак, нам понадобятся:
- Доска;
- Распечатанные анкеты;
2) Компьютер;
3) Интерактивная доска;
4) Картинки по теме;
5) Рисунки по теме;
6) Плакаты по теме;
7) Видео по теме.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данную методическую разработку классным руководителям можно использовать в своей деятельности в готовом виде или на её основе составить свою. Рекомендую дополнять текст презентацией или слайд-шоу.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Подготовиться к такому воспитательному мероприятию, конечно, лучше заранее. Можно позаботиться о картинках на эту тему – наша планета «болеет», вырубленные леса, загрязнённые воды, пожары, работающие заводы, фабрики и так далее – и всё это закрепить на доске. Возможно также высветить такие картинки на экран через проектор. Придя в такой кабинет, учащиеся сразу поймут, какая будет тема собрания.
Данное воспитательное мероприятие рассчитано на 40 минут. Важно уложиться в это время, чтобы не утомлять детей.
Необходимо заранее подготовить классную комнату: стереть с доски, снять стулья, при необходимости протереть парты.
Перед проведением данного мероприятия можно провести среди детей анкетирование («Бережёшь ли ты природу?») и выставку рисунков «Защита природы»). Можно провести конкурс на лучшую фотографию природы.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с Вами собрались здесь не просто так. Пожалуйста, посмотрите на то, как украшен наш класс, и скажите, как Вы думаете, о чём мы с Вами поговорим на этом мероприятии.
Варианты ответов детей:
О Земле.
Об окружающей среде.
Об экологии.
Учитель:
Вы совершенно правы.
А сейчас давайте посмотрим чудесный видеоролик и обсудим его.
https://www.youtube.com/watch?v=Ej9Y4ymbg60
Ребята, какие мысли и чувства вызвал у Вас этот ролик?
Варианты ответов детей:
Нужно беречь нашу Землю, потому что это наш общий дом.
Нельзя загрязнять планету, если мы хотим жить на ней долго и счастливо.
Следует сохранять природу, потому что нам не выжить без неё.
Вы абсолютно правы, ребята.
Человечество живёт на Земле почти миллион лет, но люди мало задумываются о том, что ресурсы нашей планеты небезграничны, а также о том, как будут жить люди после них. Наша природа нуждается в заботе и защите, восполнении запасов и бережном отношении к ним. Человек грубо вторгается в природу, портит её. Раньше не было столько заводов и фабрик, а численность населения была меньше, поэтому и не было таких проблем. Научно-технический прогресс привёл к ухудшению ситуации. Почвы истощились, реки и озёра обмелели, растительность погибла, образовались пустыни. Экологическая обстановка стремительно ухудшается с каждым годом, многие животные и растения становятся редкими видами.
К доске выходит учащийся класса и читает стихотворение.
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
Как гласит «Википедия», экология – это естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы).
В наше время во всех уголках нашей Родины есть экологические проблемы. Сегодня мы затронем эту тему, а также поговорим о том, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию. В Смоленской области также немало проблем, потому что промышленность работает на всю мощь, порой забывая о грамотной уборке за собой. Люди не думают о том, как будут жить поколения после них, а жаль.
На прошлой неделе Вам была дана анкета. Давайте проанализируем, что у нас получилось. Анкета была анонимная, поэтому я надеюсь, что Вы честно ответили на её вопросы.
Анкета «Мое отношение к природе»
(Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг:
Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996)
Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите. Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы | ||
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
6 | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
7 | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 |
9 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
10 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
11 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
12 | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13 | Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14 | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15 | Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
16 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17 | Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18 | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19 | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | 2 | 0 | 1 |
20 | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
22 | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23 | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24 | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам | 2 | 0 | 1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Анализ анкет учащихся
Ребята, меня порадовало то, что у половины класса (13 человек) от 30 до 39 баллов, то есть у этих людей правильное и бережное отношение к природе.
У 7 человек от 21 до 29 баллов, то есть мало осознанное отношение к ней.
А у 6 учеников менее 20 баллов. Это очень печально. Природа не коснулась их душ. Хотелось бы верить, что ситуация улучшится.
Надо стараться, чтобы у всех детей нашего класса выработалось хорошее отношение к окружающей среде. Надеюсь, наше сегодняшнее мероприятие поможет нам в этом.
А сейчас давайте обсудит экологические проблемы нашего родного края.
Проблемы Смоленской области
Ученик 1:
Загрязнение водных объектов
Промышленные предприятия и объекты коммунального назначения сбрасывают отходы в водные объекты. Установление современных очистных систем, конечно, заметно улучшает ситуацию, но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Улица, Вязьма и Гжать – это наиболее загрязнённые рек нашей области.
В конце января 2010 года из-под льда реки Гжать выплыло много мёртвых и умирающих рыб. Сотни тысяч особей! Причиной послужило плохое очищение сбросов воды с предприятия.
Ученик 2:
Проблема утилизации отходов
Свалки мусора представляют огромную проблему, ведь внушительная их часто не соответствует санитарным требованиям. Даже после закрытия они представляют собой угрозу нашей природе. Имеет место быт недостаточный контроль и плохая защита грунтовых вод под свалками.
Например, полигон в Ивашково. Ближайшие жители жалуются на неприятный запах. Атмосфера и почвы загрязняются.
Ученик 3:
Загрязнение атмосферы
В последнее время ситуация улучшается лишь потому, что закрываются предприятия. А те, которые всё ещё работают, не имеют современных фильтров и неохотно соблюдают требования по охране окружающей среды.
Больше всего загрязняют воздух следующие предприятия:
- Смоленская ГРЭС.
- ТЭЦ-1.
- Автоагрегатный завод в Рославле.
- Первомайский стекольный завод.
- Авиационный завод в Смоленске.
К доске выходит следующий ученик и читает стихотворение.
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
А сейчас мы расскажем Вам о пунктах приёма макулатуры Смоленской области.
Фонд «Ресурсосбережение»
«Экотрейд-Смоленск»;
ООО «Эко-ресурсы»;
ООО «ВторТрейд»;
ООО «Гульден и К».
Рекомендации при сдаче бумажных отходов
Сдать бумагу и картон в Смоленске можно при выполнении ряда пунктов:
Удалите из бумажного вторсырья скрепки, металлические детали и пластиковые элементы.
Упакуйте макулатуру в удобные коробки или кипы.
Отходы, собранные на свалке или полигоне, не принимаются.
Материал должен быть сухим и чистым.
Цены на макулатуру в Смоленске за 1 кг
Виды бумажного вторсырья | Цена за 1 кг |
Белая бумага | От 17 рублей |
Обрезки белой бумаги | От 13 рублей |
Б/у бумажные мешки | От 8 рублей |
Гофроотходы | 9 рублей |
Картонные отходы | От 7 рублей за 1 кг |
Газетная бумага | 10 рублей |
Книги, журналы, брошюры | 11 рублей |
В доске выходит следующий ученик и читает стихотворение.
Нашу матушку-природу нужно сильно охранять!
Жечь нельзя сухие травы, птиц в обиду не давать!
И зверушек, братьев меньших, нужно всем нам полюбить!
Ведь природа – это жизнь. Нам другую не добыть!
Что можно и нельзя делать, чтобы защитить природу
- Нельзя жечь сухую траву.
- Нужно экономить ресурсы.
- Надо сортировать мусор.
- Необходимо сдавать вторсырьё.
- Следует выбирать экологичный транспорт.
- Надо использовать повторно.
- Нельзя брать лишнее.
- Нужно отвыкать от пластика.
- Следует обратить внимание на питание.
- Надо внедрять эко-привычки в свою жизнь.
К доске выходит следующий ученик и читает стихотворение.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
А сейчас, ребята, предлагаю Вам дополнить следующие экологические пословицы;
Экологические пословицы
Закончите, пожалуйста, пословицы.
- Не беречь поросли… (не видать и дерева).
- Был бы лес… (соловьи прилетят).
- Одно дерево… (ещё не лес).
- Под большим деревом… (и гриб вольготней живёт).
- Без корня… (и полынь не растёт).
- Не всё стриги… (что растёт).
- Кто не сажал дерева… (тому не лежать в тени).
- Ветра в рукавицу… (не поймаешь).
- Возле леса жить… (голодному не быть).
- Для муравья и роса… (наводнение).
А теперь, ребята, давайте напишем на листах бумаги А4 экологические слоганы, призывающие бережно относиться к природе.
- Не жги сухую траву!
- Береги воду!
- Береги продукты!
- Выключай свет!
- Оберегай растения!
- Изучай природу!
- Почини сломанный кран!
- Сортируй мусор!
- Используй повторно!
- Экономь горючее!
Пункты приёма стеклотары в Смоленске
ООО «Гульден и К» Московское шоссе, 3 27-00-47
ООО «Арена-принт» ш. Рославльское, 7 км 26-01-34
ООО «Редут» мкр-н Гнездово 67-28-78
ООО «Стеклотара» ул. Маршала Соколовского, д. 13 б 8-951-707-71-17
Карта пунктов приема опасных отходов в Смоленске
1. Тюменские аккумуляторы
г. Смоленск, ул. Шевченко, 79
Тел.: +7 (4812) 31–28–62
2. ЛЕДВАНС
г. Смоленск, ул. Индустриальная, 9А
Тел.: +7 (4812) 628–600
3. Артика
г. Смоленск, Нахимова, 21
Тел.: +7 (4812) 65–25–75
4. Арена-Принт
г. Смоленск, Рославльское шоссе 7 км, 7Б
Тел.: +7 (4812) 41–79–04
5. Экотрейд-Смоленск
г. Смоленск, ул. Крупской, 68
Тел.: +7 (4812) 60–55–72
6. Пункт приема вторсырья
г. Смоленск, Соболева, 102
Тел.: +7 (4812) 21–47–67
7. БМЗ
г. Смоленск, Лавочкина, 104
Тел.: +7 (4812) 41–57–54
Места утилизации мусора Смоленской области
БР-Трейд
Утилизация отходоввывоз мусора и отходовсмазочные материалы
Экорубеж
Вывоз мусора и отходовутилизация отходов
Центр СтопОтход
ИнфоТех
Утилизация отходовкомпьютерный сервис
КСТ Экология
Утилизация отходоврезиновые и резинотехнические изделия
Спецавтохозяйство
Вывоз мусора и отходовутилизация отходов
Полигон твёрдых коммунальных отходов
Остальные места (а их очень много) можно посмотреть на сайте
3. Библиография (оформление в соответствии с ГОСТ 7.0.5–2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования»)
© https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее мероприятие. Ребята, я надеюсь, Вам оно понравилось. Дома Вы можете попробовать сочинить стихотворение о бережном отношении к природе. Также можете подобрать к своему стихотворению красивую картинку из интернета или нарисовать сами. Спасибо Вам, ребята! До новых встреч!