Проектная работа «Значение падежей русского языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 68»
Проектно - исследовательская работа
“ЗНАЧЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА”
Работу подготовил:
ученик 3а класса
Ершов Марк
Руководитель:
Овчарова К.А.
2019 г.
Содержание
1.Значение слова «падеж», роль падежа в языке 5
2.Значение названий падежей в русском языке 7
3. Проблема определения падежа 12
3.2. Как различить Именительный, Родительный и Винительный падежи? 15
Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово, используемое в нашей речи – существительное (по данным частотного словаря РЯ из 9 тыс. частотных слов, существительных – 4 тыс.). Связь одних слов с другими устанавливают падежи имён существительных. Падежи существуют практически в любом языке. Так, в английском языке 2 падежа, в немецком – 4, во французском – 3.
Когда мы начали проходить склонение имен существительных, я смог быстро запомнить названия падежей с помощью маленького стишка: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку. Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван – именительный падеж, Родил – родительный, Девчонку – дательный, Велел – винительный, Тащить – творительный и Пеленку – предложный. Таким образом запомнить последовательность падежей оказалось несложно. Гораздо сложнее научиться правильно определять падеж имени существительного. Мне захотелось в этом разобраться, а заодно узнать, как в русском языке появились падежи и почему у них такие названия.
Объект исследования: падежи русского языка.
Цели исследовательской работы:
Проанализировать названия падежей русского языка и особенности их употребления в устной и письменной речи.
Разработать наглядный материал для изучения темы «Изменение по падежам имён существительных»
Задачи:
Узнать значение слова «падеж».
Выяснить, сколько падежей в русском языке, чем они различаются и почему так называются.
Научиться правильно, определять падеж имени существительного.
Провести социологический опрос среди одноклассников.
Разработать памятку «Изменение по падежам имён существительных».
Сделать плакат «Падежи русского языка».
Методы исследования:
Изучение и анализ различных источников информации: научная литература, энциклопедии, интернет.
Беседа.
Систематизация знаний.
Опрос.
ПАДЕЖИ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.Значение слова «падеж», роль падежа в языке
Пaдeж - этo пepeмeнный мopфoлoгичecкий пpизнaк cyщecтвитeльнoгo, oднa из нaибoлee вaжныx мopфoлoгичecкиx кaтeгopий, блaгoдapя кoтopoй выpaжaютcя oтнoшeния пpeдмeтa или явлeния, нaзывaeмoгo cyщecтвитeльным, к дpyгим пpeдмeтaм, явлeниям, a тaкжe пpизнaкaм и дeйcтвиям. Taк, в cлoвocoчeтaнии ‘пoдapoк oтцa’ poдитeльный пaдeж yкaзывaeт, кoмy пpинaдлeжит пoдapoк или ктo eгo cдeлaл; в дpyгoм coчeтaнии — ‘пoдapoк oтцy’ — фopмoй дaтeльнoгo пaдeжa oбoзнaчeн тoт, кoмy aдpecoвaн пoдapoк.
Согласно словарю Ушакова падеж – это название форм грамматического имени, выражающих отношения имен между собою или имен к другим словам в речи.
Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать». Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Учёные Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением имени существительного с получением разных окончаний. Таким образом, "падеж" обозначает изменение окончания слова.
Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании.
В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы слова в предложении были связаны и легко воспринимались, самостоятельные части речи принимают необходимую форму. К примеру: «На урок русский язык мы изучать падежи» или «На уроке русского языка мы изучали падежи». В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой некое перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, и этому способствовали падежи.
Когда-то греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение - изменение частей речи по падежам. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения.
В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
2.Значение названий падежей в русском языке
Количество падежей связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Самыми часто встречающимися являются именительный, родительный и винительный падежи.
№ |
Русское название |
Латинское название |
Вспомогательные слова |
Характеризующий вопрос |
1 |
Номинатив (Nominativus) |
Есть |
Кто? Что? |
|
2 |
Генитив (Genitivus) |
Нет |
Кого? Чего? |
|
3 |
Датив (Dativus) |
Дать |
Кому? Чему? |
|
4 |
Аккузатив (Accusativus) |
Винить |
Кого? Что? |
|
5 |
Инструментатив (Instrumentalis) |
Доволен |
Кем? Чем? |
|
6 |
Препозитив (Praepositionalis) и местный (локатив, Locativus) |
Думать |
О ком? О чём? В ком? В чём? Где? (Локатив) |
Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и греческих и являются их калькой, т.е. представляют их дословный перевод.
2.1. Именительный падеж
Именительный - имя предмета - начальная форма наименования. Именительный падеж — является единственным прямым падежом в русском языке. Отвечает на вопросы — кто? что? Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.
Труд (И.п.) кормит, а лень (И.п) портит.
2.2. Родительный падеж
Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.).
Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имён.
Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:
- в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды.
- если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, нарубить дров.
Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:
принадлежность кому или чему- либо: дом матери, платье куклы.
отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева, страница журнала.
оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.
Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают: белее снега, быстрее поезда.
Родительному падежу соответствуют предлоги: без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до. Слова в родительном падеже отвечают на вопросы - кого? чего?
Без (чего?) труда (Р.п.) не выловишь и рыбку из (чего?) пруда(Р.п.)
2.3. Дательный падеж
Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Дательный падеж используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету. Этому падежу соответствуют предлоги: к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно. Вопросы падежа - кому? чему?
По(чему?) труду(Д.п.) о человеке судят.
2.4. Винительный падеж
Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике (происхождении) которого в древнерусском языке было также значение «причина».
Существительные в винительном падеже чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие: ловить рыбу, сшить юбку, выпекать пирог.
Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние: целое лето, каждая минута, на всю страну.
Предлоги винительного падежа: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.
Винительному падежу соответствуют вопросы - кого? что?
Человек воспевает (что?) труд (В.п.).
2.5. Творительный падеж
Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет. Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.
Он отвечает на вопросы кем? чем?
Человек (чем?) трудом (Т.П.) красен.
2.6. Предложный падеж
Предложный падеж назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным.)
Предложный падеж употребляется и при глаголах, и при именах (но всегда только с предлогом).
Отвечает на вопросы - о ком? о чём?
Есть много пословиц о (о чём?) труде (П.п.).
Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:
о, об, обо - обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе, рассказ о доме;
в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в сумке, во всей комнате;
на – указывает на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;
при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при директоре;
3. Проблема определения падежа
Уcтaнoвлeниe пaдeжнoгo знaчeния cyщecтвитeльнoгo вoзмoжнo тoлькo в пpeдлoжeнии. Kaждoe пpeдлoжeниe oтoбpaжaeт тy или инyю cитyaцию. Пpи пoмoщи пaдeжныx фopм cyщecтвитeльнoe cooтнocитcя c oпpeдeлeнным элeмeнтoм oтoбpaжaeмoй в пpeдлoжeнии cитyaции. Ocнoвными элeмeнтaми cитyaции, выpaжaeмыми пpи пoмoщи пaдeжныx фopм cyщecтвитeльнoгo, являютcя: 1) дeятeль (cyбъeкт); 2) пpeдмeт, нa кoтopый нaпpaвлeнo дeйcтвиe (oбъeкт); 3) oбcтoятeльcтвo; 4) oпpeдeлeниe.
3нaчeниe дeятeля (cyбъeктнoe знaчeниe) пaдeжнoй фopмы cyщecтвитeльнoгo зaключaeтcя в нaзывaнии тoгo, ктo ocyщecтвляeт дeйcтвиe (Cпopтcмeн бeжит), или жe нocитeля oпpeдeлeннoгo cocтoяния, oтнoшeния или пpизнaкa (Kнигa лeжит. Maть yвaжaeт coceдeй. Дoчь кpacивa).
3нaчeниe пpeдмeтa, нa кoтopый нaпpaвлeнo дeйcтвиe или oтнoшeниe, нaзывaeтcя oбъeктным знaчeниeм; cp.: Учитeль пoвecил кapтy. Hapoд любит cвoиx гepoeв.
Oбcтoятeльcтвeннoe знaчeниe зaключaeтcя в yкaзaнии нa пpocтpaнcтвeнныe, вpeмeнныe, пpичинныe и иныe ycлoвия пpoтeкaния дeйcтвия: Oтpяд шeл cтeпью. Beчepaми cын paбoтaл. Mы вepнyлиcь из-зa дoждя. (ecли имя yпoтpeбляeтcя в cocтaвe пpeдлoжнo-пaдeжнoй кoнcтpyкции, тo пaдeжнoe знaчeниe пpинaдлeжит coчeтaнию пpeдлoгa c cyщecтвитeльным).
Oпpeдeлитeльнoe знaчeниe cyщecтвитeльнoгo ycтaнaвливaeтcя в тex cлyчaяx, кoгдa пaдeжнaя фopмa имeни yпoтpeбляeтcя в poли oпpeдeлeния (кpышa дoмa; гopoд-гepoй) или в кaчecтвe имeннoй чacти cocтaвнoгo cкaзyeмoгo (Coceд cтaл paбoчим. Дoчь — cтyдeнткa пepвoгo кypca.) Kaждaя пaдeжнaя фopмa мнoгoзнaчнa.
Традиционным («школьным») способом определения падежа является вопросный метод, при использовании которого к форме имени задаётся один из так называемых падежных вопросов (в русском кто? что?, кого? чего?, кому? чему? и так далее). Этот метод интуитивно прост и нагляден, но обладает рядом теоретических недостатков:
- он предполагает опору на метаязыковую способность задавать вопросы и поэтому зависит от компетенции носителя, что препятствует его формализации (утверждению правил и инструкций);
- он не способен разграничивать падежные формы, к которым задаётся один и тот же вопрос (например, чего? - чая или чаю).
3.1. Социологический опрос
Одна из наших задач – провести социологический опрос среди одноклассников. Мы задали нашим одноклассникам следующие вопросы:
Определение какого падежа вызывает у вас наибольшие трудности?
Всего было опрошено 28 человек.
Результаты опроса мы отразили в таблице № 1.
Таблица № 1
Падежи |
Затрудняюсь в определении |
И. п. |
15 |
Р.п. |
13 |
Д.п |
4 |
В.п. |
16 |
Т.п. |
2 |
П. п. |
1 |
Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж (16 учеников из класса затрудняются в его определении), на втором месте – именительный падеж (15 учеников). На третьем месте по сложности – родительный падеж, на него указали 13 учеников.
Вывод: самыми сложными в определении падежами являются именительный, родительный и винительный.
3.2. Как различить Именительный, Родительный и Винительный падежи?
Винительный падеж позаимствовал вопросы у именительного падежа – что? и у родительного падежа – кого? Из-за схожести вопросов, достаточно трудно грамотно определить падеж. Чтобы сделать это без ошибки в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Имена существительные в именительном падеже в предложении всегда выступают в роли главного члена предложения – подлежащего.
Поэтому, если существительное в предложении отвечает на вопрос что? и выражено подлежащим, то сомнений быть не может, оно в именительном падеже. Например: (что?) Машина(И.п.) подъехала к дому. Девочка собирает (что?) малину (В.п.).
Очень часто путают родительный и винительный падежи, так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?" Как различить эти падежи? Для этого вместо слова, которое отвечает на вопрос кого? нужно поставить любое существительное женского рода. Например: кошка (я использую слово «лиса»). Если у этого слова появится окончание -у, значит ,оно стоит в винительном падеже. А, если окончание –и, то это родительный падеж. Например: У моей (кого?) мамы много домашних дел. Вместо слова мамы подставим слово кошка. Получится: У моей кошки много домашних дел. У проверяемого слова получилось окончание – и, значит это родительный падеж.
3.3. Памятка «Изменение по падежам имён существительных»
Изменение по падежам имён существительных
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
Найди в предложении слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
По падежному вопросу и предлогу (если он есть) определи падеж имени существительного.
Стучал клювом (Т.п.).
Падеж |
Вопросы |
Предлоги |
|
Именительный |
Кто? Что? |
||
Родительный |
Кого? Чего? |
Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг. |
У имён сущ. в Р. п. мн. ч. после шипящих мягкий знак не пишется. |
Дательный |
Кому? Чего? |
К, по. |
|
Винительный |
Кого? Что? |
Через, про, в, во, на, за, под. |
|
Творительный |
Кем? Чем? |
Над, за, под, перед, с, со, между. |
|
Предложный |
О ком? О чём? |
При, о, об, на, в, во. |
Имена сущ. в П. п. всегда употребляются с предлогами. |
Что? |
|
И. п. |
В. п. |
Имя сущ. является в предложении подлежащим. |
Имя сущ. является в предложении второстепенным членом. |
Кого? |
|
Р. п. |
В. п. |
Чтобы распознать падеж одуш. имени сущ. мужского рода, можно использовать приём замены этих имён сущ. одуш. именами сущ. женского рода. |
|
Р. п. (НЕТ) кого? ЛИСЫ |
В. п. (ВИЖУ) кого? ЛИСУ |
Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг. |
Через, про, в, во, на, за, под. |
Заключение
Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.
Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи, по-мнению, одноклассников. Таки образом, изучение падежей является необходимым для каждого.
Список литературы
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Ч. 1 /. – М. «Просвещение». – 2017.
2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2003;
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под. ред. Н. Ю. Шведовой, 20-е издание. - М.: Русский язык, 1989;
4. Соколова Э. В. Полный школьный курс. 1 – 4 класс. Справочное пособие. – СПб.: ИГ «Весь»,2014.
5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); М., 1995; М., 2000.
6. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой – Интернет сайт
7. http://mirslovarei.com/efr_a
Станислав