Статья на тему «Шпаргалки для определения падежей русского языка»

8
1
Материал опубликован 5 April 2022

Статья

«Шпаргалки для определения падежей русского языка»


Известно, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. Для того чтобы развивать познавательную активность на уроках, надо стремиться сделать серьёзное обучение занимательным, не только наполнять детей знаниями, а зажигать интересом. Я убеждена в том, что любое запоминание (особенно механическое) интересно и легко для учащихся, если использовать занимательный материал, ритмику, сказки, стихи, загадки и т. д.

Изучение падежей русского языка начинается в начальной школе в 3-4 классах. Из личного опыта наблюдаю, что часто данная тема вызывает определённые затруднения у детей: не могут запомнить названия падежей, вопросы к ним, определить падеж в тексте. Для решения этих проблем я применяю на уроках игровые моменты. В самом начале изучения темы, когда происходит знакомство с названиями падежей, можно использовать грамматические сказки, например

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

Беседа о падежах имён существительных

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например? Их количество тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний?

Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма именования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в происхождении которого было значение «причина». Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия. Предложный падеж назван так Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.

В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся со звательным падежом, который употреблялся в древнерусском языке. Необходимость рассказать детям об этой форме объясняется тем, что она часто встречается в художественной литературе. Известная фраза из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина «Что тебе надобно, старче?» - как раз содержит эту форму звательного падежа.

На более позднем этапе изучения темы полезно также сообщить детям сведения о значениях и синтаксических функциях падежей:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж – падеж главного члена предложения;

РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж – падеж определения и границ перемещения в пространстве;

ДАТЕЛЬНЫЙ падеж – падеж косвенного дополнения, функция адресата;

ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж – падеж прямого дополнения, функция объекта;

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж – падеж орудия или способа действия, а также времени, пространства, сравнения и т. д.;

ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж – падеж нахождения в пространстве или во времени, а также падеж изъяснения.

Для развития умений быстро и безошибочно определять падежи имен существительных можно применять дидактические игры, упражнения, головоломки.

Например, игра «Заказ» развивает быстроту распознавания падежей, закрепляет навыки грамматического разбора, а в связи с этим и правописание.

Правила игры: дети получают карточки, на которых записаны предложения, в них выделены слова, падеж которых надо определить, чтобы выполнить «заказ».

У ведущего карточки:

Требуется сущ. ед. ч. И.п. (кто? что?)

Р. п. (кого? чего? откуда?)

Д. п. (кому? чему? к чему?)

В. п. (кого? что?)

Т. п. (кем? чем?)

П. п. (на чём? о ком?)

Требуется сущ. мн. ч. И.п. (кто? что?)

Р. п. (кого? чего? для кого?)

Д. п. (кому? чему? к чему?)

В. п. (кого? что? на кого?)

Т. п. (кем? чем? за чем?)

П. п. (на чём? о ком? где?)


Набор 1.

В темную нору забилась ЛИСИЦА

Птичка над моим окошком

Гнёздышко ДЛЯ ДЕТОК вьёт

Взгляни на маленьких СОВЯТ –

Малютки рядышком сидят

ЗА ГОРАМИ, ЗА ЛЕСАМИ,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.


Набор 2.

Рвать цветы легко и просто

ДЕТЯМ маленького роста.

Пушки С ПРИСТАНИ палят..

Пришёл невод С ТРАВОЮ

морскою.

Не зови трусишкой зайца:

ЗАЙЦЫ тоже огрызаются.

РОСОЙ окропились цветы

на полях.

Попрыгунья Стрекоза

ЛЕТО красное пропела.


Набор 3.

НА КРАЮ далёком неба

Зорька заалела.

На шапочке красной у Тани

СНЕЖИНКИ сложили узор.

Румяной ЗАРЁЮ

Покрылся восток.

Избушка там на курьих ножках

Стоит БЕЗ ОКОН,

БЕЗ ДВЕРЕЙ.

Набор 4.

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА не выкинешь

Встаёт заря во мгле холодной,

НА НИВАХ шум работ умолк.

Под голубыми НЕБЕСАМИ,

Великолепными КОВРАМИ,

Блестя на солнце, снег лежит.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей ВОЗ взялись,

И вместе трое все в него впряглись.


Кроме этого, освоить запоминание падежей помогает мнемотехника – техника запоминания. Она основана на искусственных ассоциациях, которые запоминаются легко и быстро.

Запомнить названия падежей помогают фразы, где первые буквы в словах совпадают с начальной буквой названия падежа. Например, Иван Рубит Дрова, Вероника Топит Печку.( И. п., Р. п, Д. п. В. п., Т. п., П. п.)

Для усвоения сложного материала иногда недостаточно только заучивания строгих правил, определений, алгоритмов. Особенно в начальной школе обучение основано на образном мышлении, наглядном восприятии. Как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталия Алексеевна, спасибо за подбор интересного материала по достаточно сложной теме русского языка!

5 April 2022