Больница для словарных слов
Автор публикации: К. Кокарева, ученица 3Д класса
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Больница для словарных слов»
(проектная работа)
Кокарева Ксения,
МОАУ «СОШ № 85», 3 класс
Школьный учитель:
Дерябина Светлана Игоревна, учитель начальных классов
2020
Оглавление
Актуальность проекта 3
1.Теоретическая часть.
1.1. Что такое словарные слова. 4
1.2. Словарные слова по русскому языку: как запомнить? 5
Список литературы 10
Приложение. №1 11
Приложение. №2 11
Приложение. №3 12
Приложение. №4 12
Приложение. №5 13
Приложение. №6 13
Приложение. №7 14
Приложение. №8 15
Приложение. №9 15
Приложение. №10 16
Введение.
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык ,как предмет, открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе. [1]
На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной программы. Несмотря на то, что мы занимаемся русским языком в течение одиннадцати лет, оканчивая школу и поступая в высшие учебные заведения, многие продолжают делать в своих письменных работах орфографические ошибки. Часть ошибок относится к так называемым непроверяемым орфограммам или проще говоря «словарные слова».
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Актуальность.
Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для заучивания. Даже если эти слова и заучиваются, то иногда ты помнишь, что это словарное слово ,но не можешь вспомнить букву, которая должна быть в нем написана. А ведь только из-за этой буквы заучивалось слово!
На процесс заучивания уходит большое количество времени и сил для того, чтобы получить заветную пятерку. Но остаются слова, написание которых так и остается сложным, перед написанием такого слова волнуешься и можешь сделать ошибку. Бывает обидно, что ты учил, учил слова и написал, допустив одну только ошибку. А как так получилось ?! Рассуждая и анализируя очередную словарную работу с мамой, я задумалась, как же запомнить написание таких слов.
Цель проекта: создать собственные «карточки –помощники» для заучивания словарных слов.
Задачи проекта:
- изучить литературу по выбранной теме;
- отобрать слова, в которых чаще всего делаю ошибки;
- составить свои «карточки- помощники» с интересными и лёгкими способами запоминания словарных слов.
1.Теоретическая часть.
1.1. Что такое словарные слова.
Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не поддаются правилам русской орфографии. Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относится к литературному языку и т.п.) К таким словам относятся исконно русские слова, всякие заимствования из других языков. Объяснить написание заимствованных слов особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить. [1]
Все словарные слова можно условно разбить на группы:
слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход);
слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм);
слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный);
слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит);
слова с приставками пре-/при- (прЕзреть сравните с прИзреть);
слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк);
слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз);
слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку);
Самые распространенные из них предлагаются ученикам для заучивания наизусть. Начинается такая практика с первого класса. К концу школы дети должны знать около полусотни словарных слов.
1.2. Словарные слова по русскому языку: как запомнить?
Есть дети, которые с легкостью заучивают словарные слова. Как правило, у них хорошо развита зрительная память. Однако большинству школьников требуется написать словарное слово около сотни раз, чтобы оно запомнилось намертво. Вот тут-то и начинаются трудности!
Существуют разные способы, помогающие детям учить с удовольствием словарные слова.
Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму .[5]
Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания. [5]
Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.[5]
Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.[5]
Метод «пишем рассказ». Можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.
Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».
Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказ, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».
Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.[6]
Этимологический метод. Этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. При сознательном интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.[6]
Кроме заучивания наизусть словарных слов, многократного их написания, очень действенна запись в специальный самодельный словарик (Приложение №1) и т.д. Существуют и другие способы запоминания словарных слов .
2.Практическая часть.
Способов заучивания словарных слов, как оказалось, очень много. Изучая литературу по этой теме, я узнала, что ряд способов применяет наш учитель на уроке. Оказывается, в работе над словарными словами Светлана Игоревна использует: этимологический метод, метод миниатюр, метод созвучий, метод графических ассоциаций (Приложение № 2 ).
Но все это готовое, да и учитель подбирает методы к словам на свой взгляд. Теперь, разобравшись в способах запоминания словарных слов , я решила , что способы, которые я выберу для запоминания «трудных» для меня словарных слов,- это будет метод ассоциаций , миниатюр и крестика .
Выбрав методы, я приступила к анализу слов, написание которых мне дается труднее всего (Приложение №3). В этом выборе я опиралась на слова, в которых чаще всего делаю ошибки: не только в классных словарных диктантах, но и при подготовке к ним дома. Таких слов оказалось 15.
Следующий шаг – это анализ слов. Нужно было проанализировать каждое слово, увидеть в нем ассоциацию, миниатюру или крестик. Работа оказалась непростой! Каким- то словам ассоциации и миниатюры, образ крестика давались легко (Приложение №4), а были слова, над которыми приходилось подумать. Очень долго не могла придумать, как представить слово до свидания. Сразу несколько орфограмм в этом слове – написать слитно или раздельно , све или сви , но вскоре ассоциации возникли. Слово до свидания было готово. (Приложение № 5). Для изготовления карточки- помощника к слову до свидания обратилась к методам миниатюр и графической ассоциации.
После сделанных набросков к каждому из выбранных слов перехожу к следующему шагу. Выполнение карточек – помощников. Тут я задумалась, а как мне их оформить ?! На память мне пришли строчки поэта Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова [9] «СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ»:
Грустный, сонный, невеселый
Ежик наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежик, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, - воскликнул «Апельсин», -
Никакой не «Опельсын»!» –
«Я, - расплакалось «Колечко», -
Никакая не «Калечка»!»
«Я, - разгневалась «Сосна», -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
Стало понятно, что когда допускается ошибка в словах, мы раним слово. А мои карточки - это лекарство для словарных слов , чтобы не допускать ошибок. Так и возникла идея сделать больницу для словарных слов (Приложение № 6). Зданием больницы будет служить коробка из- под обуви . В эту коробку – больницу , я и буду складывать слова – помощники .
Последним шагом стало изготовление карточек. Мои эскизы нужно было перенести на заготовки формата А5. Это самый интересный процесс! Когда обычное словарное слово оживает и возникает ощущение , что ты являешься создателем этого слова (Приложение № 7).
Заключение.
Выполняя словарные диктанты, для меня уже не возникает сложности написания слов, в которых я часто допускала ошибки. Образы этих слов возникают у меня в голове, т.к. в процессе создания я обдумываю образ , потом переношу его на карточку- помощницу.
Когда мои одноклассники стали замечать , что за словарные диктанты у меня пятерки , многие спрашивали, как мне это удается. На одном из уроков русского языка, когда мы знакомились с новым словарным словом, я поделилась способом запоминания (Приложение № 8) . Многих из ребят заинтересовал он. Наш учитель предложил каждому подумать и найти, такое слово, написание которого дается тяжело. Многие ребята активно включились, и уже на следующем уроке многие поделились своими карточками – помощниками (Приложение № 9).
Я была очень рада, что смогла помочь своим одноклассникам в преодолении трудностей при изучении словарных слов. Теперь, зная о такой возможности, каждый сможет открыть свою больницу для словарных слов. А потом мы сможем обменяться опытом, улучшились ли их результаты.
Сейчас в моей больнице 15 слов (Приложение №10), но в будущем моя копилка будет пополняться, т.к я знаю, как запомнить словарные слова , а самое главное,- не ранить их.
Профилактика- лучший способ предотвратить болезнь , а для меня- ошибку в словарном слове.
Список литературы.
1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
3. Л.Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. ОАО «Издательство «Лицей». 2004.
4. Волина В.В. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996. – 64 с.
5. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997.
6. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
6. В.В.Агафонов. «Неправильные правила» или как запомнить словарные слова.- М.:Ювента.2007.
7. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках.- М.: Владос,2004.
8.Людмила Парамонова. «Как овладеть правописанием "словарных" слов».-М.:Союз,2005.
9. Сергей Михалков. Стихи друзей. - М.: Малыш, 2013 г.
Интернет ресурсы.
1.http://www.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slov
2.https://infourok.ru/vistuplenie-na-rmo-zapominanie-slovarnih-slov-metodom-associaciy-1023204.html
3.http://pochemu4ka.ru/
4.https://obuchonok.ru/node/1302
Приложение №1
Мой школьный словарик.
Приложение №2
Метод созвучий. Метод миниатюр .
Этимологический метод. Графические ассоциации.
Приложение №3
Отбор слов.
Приложение №4
Метод крестика, или кроссворда. Графические ассоциации.
Метод миниатюр
Приложение №5
Работа над словом «до свидания».
Приложение №6
Приложение №7
Создаю карточки- помощники.
Приложение №8
Делюсь опытом.
Приложение №9
Одноклассники, перенявшие мой опыт.
Приложение №10
Карточки – помощники.