12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана174
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«СОШ №85» г.Оренбург











«Больница для словарных слов»

(проектная работа)







Кокарева Ксения,

МОАУ «СОШ № 85», 3 класс

Школьный учитель:

Дерябина Светлана Игоревна, учитель начальных классов






2020


Оглавление

Введение. 3

Актуальность проекта 3

1.Теоретическая часть.

1.1. Что такое словарные слова. 4

1.2. Словарные слова по русскому языку: как запомнить? 5

2.Практическая часть.. 7

Заключение 9

Список литературы 10

Приложение. №1 11

Приложение. №2 11

Приложение. №3 12

Приложение. №4 12

Приложение. №5 13

Приложение. №6 13

Приложение. №7 14

Приложение. №8 15

Приложение. №9 15

Приложение. №10 16












Введение.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык ,как предмет, открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе. [1]

На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной программы. Несмотря на то, что мы занимаемся русским языком в течение одиннадцати лет, оканчивая школу и поступая в высшие учебные заведения, многие продолжают делать в своих письменных работах орфографические ошибки. Часть ошибок относится к так называемым непроверяемым орфограммам или проще говоря «словарные слова».

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Актуальность.

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для заучивания. Даже если эти слова и заучиваются, то иногда ты помнишь, что это словарное слово ,но не можешь вспомнить букву, которая должна быть в нем написана. А ведь только из-за этой буквы заучивалось слово!

На процесс заучивания уходит большое количество времени и сил для того, чтобы получить заветную пятерку. Но остаются слова, написание которых так и остается сложным, перед написанием такого слова волнуешься и можешь сделать ошибку. Бывает обидно, что ты учил, учил слова и написал, допустив одну только ошибку. А как так получилось ?! Рассуждая и анализируя очередную словарную работу с мамой, я задумалась, как же запомнить написание таких слов.

Цель проекта: создать собственные «карточки –помощники» для заучивания словарных слов.

Задачи проекта:

- изучить литературу по выбранной теме;

- отобрать слова, в которых чаще всего делаю ошибки;

- составить свои «карточки- помощники» с интересными и лёгкими способами запоминания словарных слов.

1.Теоретическая часть.

1.1. Что такое словарные слова.

Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не поддаются правилам русской орфографии. Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова.  Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относится к литературному языку и т.п.) К таким словам относятся исконно русские слова, всякие заимствования из других языков. Объяснить написание заимствованных слов особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить. [1]

Все словарные слова можно условно разбить на группы:

слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход);

слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм);

слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный);

слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит);

слова с приставками пре-/при- (прЕзреть сравните с прИзреть);

слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк);

слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз);

слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку);

Самые распространенные из них предлагаются ученикам для заучивания наизусть. Начинается такая практика с первого класса. К концу школы дети должны знать около полусотни словарных слов.

1.2. Словарные слова по русскому языку: как запомнить?

Есть дети, которые с легкостью заучивают словарные слова. Как правило, у них хорошо развита зрительная память. Однако большинству школьников требуется написать словарное слово около сотни раз, чтобы оно запомнилось намертво. Вот тут-то и начинаются трудности!

Существуют разные способы, помогающие детям учить с удовольствием словарные слова.

Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму .[5]

Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания. [5]

Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.[5]

Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.[5]

Метод «пишем рассказ». Можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.

Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».

Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказ, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».

Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.[6]

Этимологический метод. Этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. При сознательном интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.[6]

Кроме заучивания наизусть словарных слов, многократного их написания, очень действенна запись в специальный самодельный словарик (Приложение №1) и т.д. Существуют и другие способы запоминания словарных слов .





2.Практическая часть.

Способов заучивания словарных слов, как оказалось, очень много. Изучая литературу по этой теме, я узнала, что ряд способов применяет наш учитель на уроке. Оказывается, в работе над словарными словами Светлана Игоревна использует: этимологический метод, метод миниатюр, метод созвучий, метод графических ассоциаций (Приложение № 2 ).

Но все это готовое, да и учитель подбирает методы к словам на свой взгляд. Теперь, разобравшись в способах запоминания словарных слов , я решила , что способы, которые я выберу для запоминания «трудных» для меня словарных слов,- это будет метод ассоциаций , миниатюр и крестика .

Выбрав методы, я приступила к анализу слов, написание которых мне дается труднее всего (Приложение №3). В этом выборе я опиралась на слова, в которых чаще всего делаю ошибки: не только в классных словарных диктантах, но и при подготовке к ним дома. Таких слов оказалось 15.

Следующий шаг – это анализ слов. Нужно было проанализировать каждое слово, увидеть в нем ассоциацию, миниатюру или крестик. Работа оказалась непростой! Каким- то словам ассоциации и миниатюры, образ крестика давались легко (Приложение №4), а были слова, над которыми приходилось подумать. Очень долго не могла придумать, как представить слово до свидания. Сразу несколько орфограмм в этом слове – написать слитно или раздельно , све или сви , но вскоре ассоциации возникли. Слово до свидания было готово. (Приложение № 5). Для изготовления карточки- помощника к слову до свидания обратилась к методам миниатюр и графической ассоциации.

После сделанных набросков к каждому из выбранных слов перехожу к следующему шагу. Выполнение карточек – помощников. Тут я задумалась, а как мне их оформить ?! На память мне пришли строчки  поэта Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова [9] «СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ»:

Грустный, сонный, невеселый

Ежик наш пришел из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежик, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсын»!» –

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!»

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

Стало понятно, что когда допускается ошибка в словах, мы раним слово. А мои карточки - это лекарство для словарных слов , чтобы не допускать ошибок. Так и возникла идея сделать больницу для словарных слов (Приложение № 6). Зданием больницы будет служить коробка из- под обуви . В эту коробку – больницу , я и буду складывать слова – помощники .

Последним шагом стало изготовление карточек. Мои эскизы нужно было перенести на заготовки формата А5. Это самый интересный процесс! Когда обычное словарное слово оживает и возникает ощущение , что ты являешься создателем этого слова (Приложение № 7).





Заключение.

Выполняя словарные диктанты, для меня уже не возникает сложности написания слов, в которых я часто допускала ошибки. Образы этих слов возникают у меня в голове, т.к. в процессе создания я обдумываю образ , потом переношу его на карточку- помощницу.

Когда мои одноклассники стали замечать , что за словарные диктанты у меня пятерки , многие спрашивали, как мне это удается. На одном из уроков русского языка, когда мы знакомились с новым словарным словом, я поделилась способом запоминания (Приложение № 8) . Многих из ребят заинтересовал он. Наш учитель предложил каждому подумать и найти, такое слово, написание которого дается тяжело. Многие ребята активно включились, и уже на следующем уроке многие поделились своими карточками – помощниками (Приложение № 9).

Я была очень рада, что смогла помочь своим одноклассникам в преодолении трудностей при изучении словарных слов. Теперь, зная о такой возможности, каждый сможет открыть свою больницу для словарных слов. А потом мы сможем обменяться опытом, улучшились ли их результаты.

Сейчас в моей больнице 15 слов (Приложение №10), но в будущем моя копилка будет пополняться, т.к я знаю, как запомнить словарные слова , а самое главное,- не ранить их.

Профилактика- лучший способ предотвратить болезнь , а для меня- ошибку в словарном слове.









Список литературы.

1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.

3. Л.Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. ОАО «Издательство «Лицей». 2004.

4. Волина В.В. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996. – 64 с.

5. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997.

6. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

6. В.В.Агафонов. «Неправильные правила» или как запомнить словарные слова.- М.:Ювента.2007.

7. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках.- М.: Владос,2004.

8.Людмила Парамонова. «Как овладеть правописанием "словарных" слов».-М.:Союз,2005.

9. Сергей Михалков. Стихи друзей. - М.: Малыш, 2013 г.

Интернет ресурсы.

1.http://www.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slov

2.https://infourok.ru/vistuplenie-na-rmo-zapominanie-slovarnih-slov-metodom-associaciy-1023204.html

3.http://pochemu4ka.ru/

4.https://obuchonok.ru/node/1302






Приложение №1

Мой школьный словарик.

t1610273735aa.png

Приложение №2

Метод созвучий. Метод миниатюр .

t1610273735ab.pngt1610273735ac.png

Этимологический метод. Графические ассоциации.

t1610273735ad.jpgt1610273735ae.png


Приложение №3

Отбор слов.

t1610273735af.pngt1610273735ag.jpg



Приложение №4

Метод крестика, или кроссворда. Графические ассоциации.

t1610273735ah.pngt1610273735ai.jpg



Метод миниатюр

t1610273735aj.jpg

Приложение №5

Работа над словом «до свидания».



t1610273735ak.jpgt1610273735al.jpg



Приложение №6



t1610273735am.jpgt1610273735an.jpg



Приложение №7

Создаю карточки- помощники.

t1610273735ao.jpg



t1610273735ap.jpgt1610273735aq.png





Приложение №8

Делюсь опытом.

t1610273735ar.jpgt1610273735as.jpg



t1610273735at.jpg

Приложение №9

Одноклассники, перенявшие мой опыт.

t1610273735au.jpgt1610273735av.png

Приложение №10

Карточки – помощники.

t1610273735aw.pngt1610273735ax.png



t1610273735ay.pngt1610273735az.png



t1610273735ba.pngt1610273735bb.png





Автор материала: К. Кокарева (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.