"До последнего вздоха"

8
1
Материал опубликован 13 June в группе

Автор публикации: Сабина Казиева, ученица 8В класса

                                                        До последнего вздоха


Мы считаем, что мужчины-сильная половина человечества. Но ничего не говорим о женщинах. Существуют ли сильные женщины? Что им пришлось вынести на своих хрупких плечах?

Мне бы хотелось рассказать о своей прабабушке. Зовут её Сарат. Мы часто навещаем её, долго разговариваем на разные темы. Я очень люблю слушать истории о ее жизни. Но есть одна, которую я готова слушать с замиранием сердца каждый раз, хоть знаю ее наизусть. «До последнего вздоха» - именно такие слова приходят в голову, когда она рассказывает её.

1941 год… Война. Отца забрали на фронт, а мы с мамой и братом остались втроем. Каждое утро мама уходила на работу, а мы с Гаджимурадом ждали ее. Мне было пять лет, а брату около двух, толком я ничего еще не понимала, но, помню, нас эвакуировали в Чеченскую республику. Дорога была долгой, но утомительнее было то, что происходило потом. Мама тяжело заболела. Как она переживала, успокаивала меня, видя страх в моих глазах.

«Сарат, скоро все закончится, мы доедем и будем жить спокойно»,- говорила она часто. И мы действительно доехали…, но без мамы. Жизнь после была нелегкой. Хотя мама была молода, она не смогла перебороть болезнь. В Чечню мы с Гаджимурадом прибыли вдвоём. Каждую ночь я тосковала по маме, много слез было пролито, а при виде скучающего брата боль становилась мучительнее. «Мама»- первое слово брата, столько радости оно принесло в свое время, а теперь он повторял его ежедневно и плакал так горько, что сердце сжималось, и это слово камнем ложилось на душу. На какое-то время нас приютил дедушка, но и на этом страх не закончился. Однажды утром по его просьбе я ушла помочь соседке, Гаджимурад еще спал. Вернулась только вечером. Дома никого не было, спустя некоторое время пришел дедушка один. Я спросила о брате, дедушка Али погладил меня по голове, не сказав ни слова, отвернулся и вышел во двор. Тогда я не смогла понять, что Гаджимурада больше нет… Теперь в ночных молитвах я просила вернуть брата вместе с мамой.

О причине его смерти можно было только догадываться, почти все то время, что мы провели у дедушки, брата мучали приступы сильного кашля. Возможно, это была астма.

В скором времени, старик Али захворал, мои опасения стали реальностью: я потеряла и его… Он много работал, не жалея себя, и возраст дал о себе знать. Я осталась одна, дедушка был моим единственным близким человеком.

А дальше все, как в тумане: помню детский дом, где я тосковала по родителям и брату. Я отучилась четыре года в начальной школе. Война к тому времени уже закончилась. В первом классе я сильно заболела и лежала в больнице почти до лета. Видя, что меня никто не навещает, медсестры жалели меня и ухаживали.

После окончания войны меня забрал к себе дядя, но и оттуда я в скором времени уехала: его жена невзлюбила меня, и приходилось жить у разных родственников. В двенадцать лет я уже работала. Сначала в совхозе готовила еду для рабочих, доила коров, а позже начала трудиться в поле. День начинался с рассвета, мы вставали под пение петухов и шли прямиком в поле собирать пшеницу.

Глядя на собранное зерно, я невольно думала: сколько же испытаний приходится ему перенести, прежде, чем превратиться в душистый хлеб, и я: сколько же мне выпадало пережить за день, чтобы ночью можно было спокойно уснуть…

Каждый день был похож на предыдущий, работа стала для меня домом, моя фотография всегда висела на Доске почета работников месяца. «Родители гордились бы мной», -думала я. Так работала больше десяти лет, не было ни одной должности в совхозе, которую бы я не опробовала на себе. А рабочие стали моей семьей.

Когда меня выдали замуж за Муртузали, мне было 20 лет. Своего супруга я почти не знала, он был родственником. А впервые увиделись в день свадьбы. Вскоре у нас родилась дочь, и мы переехали жить в Дагестан, где прожили счастливую жизнь и вырастили восьмерых детей.

Очередным ударом для меня стала потеря Муртузали. Его легкие были поражены, туберкулез забрал из жизни отца моих детей в возрасте 57 лет. И снова я была вынуждена бороться с ударами судьбы одна.

Было трудно. Воспоминания и сейчас не дают покоя: пустые лавки, голод, безработица… жили на что придется. Дети помогали по хозяйству. Со временем стало легче, сейчас я рассказываю эту историю тебе…

Слезы катились по щекам одна за другой, я смотрела на улыбку прабабушки, которая почти никогда не стиралась с ее изрытого морщинами лица, и глаза, в которых всегда таилась боль…

Прабабушка обняла меня со словами: «Всегда помни, что мы можем больше, чем кажется, даже тогда, когда думаем, что все потеряно. Нужно всегда бороться до последнего вздоха».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за сочинение, за историю настоящей женщины своего поколения!

14 June

Сборник методических разработок и педагогических идей