12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суханова Ю.69
Россия, Архангельская обл., д.Рикасиха Приморского района

УРОК.РФ Всероссийский конкурс проектов для учащихся 1-4 классов «Достопримечательности моего города»





Тема проектной работы:

«Достопримечательности города Архангельска:

памятники – корабли»











Выполнила:

Блановская Есения Александровна,

ученица 3Б класса

МБОУ «Приморская средняя школа»


Руководитель:

Суханова Юлия Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Приморская средняя школа»









деревня Рикасиха Приморского района Архангельской области

Октябрь 2020 год

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Изучение истории судостроения в Поморье…………………………

6

       Освоение славянами Беломорского Севера. Возникновение судостроения в Поморье…………………………………………………….


6

Виды поморских судов…………………………………………………..

8

Развитие поморского судостроения в эпоху Петра I………………….

13

Глава 2. Практическая работа………………………………………………….

15

2.1. Посещение Северного морского музея в городе Архангельске……...

15

2.2. Поэтапное рисование «Поморская ладья» ………………………......

16

Заключение ……………………………………………………………………...

16

Список источников и использованной литературы……………………….…..

17

Приложение 1. Памятники в центре Поморья – городе Архангельске….…..

18

Приложение 2. Поморские суда: облас, карбас………………………………

19

Приложение 3. Ботик Петра Великого…………………………………………

20

Приложение 4. Постройка первых морских судов в Архангельске…………

21

Приложение 5. Архангельск – колыбель русского флота……………………

22

Приложение 6. Экскурсия в Северный морской музей города Архангельска

23

Приложение 7. Работы – рисунки поморской ладьи………………………….

24

























Введение



Город Архангельск – столица русского Севера, столица Поморья. Архангельск – город портовый. Его длинную береговую линию протяженностью около сорока километров омывают спокойные воды Северной Двины, впадающей в Белое море.

Подъезжающих к городу автомобилистов на трассе федерального значения М-8 встречает стела «Архангельск», она представляет собой бело-красный корабль, стоящий на высоком постаменте. Кораблик располагается в железобетонных руках. Достопримечательность является символом города.

На Набережной Северной Двины находится стела «Город воинской славы», высотой 12 метров, из гранита, на вершине – позолоченный герб РФ. Особенность монумента состоит в наличии символических носовых частей кораблей.

На мысе Пур-Наволок, где началась история города, установлен памятный знак «400 лет Архангельску». Памятник в виде носовой части ладьи, которая причалила к берегу, на монументе находится памятная доска с информацией об основании морского города.

Долгое время Набережную Северной Двины украшала шхуна «Запад», трехмачтовая парусно-моторная шхуна. Она была памятником северным деревянным парусным судам при Государственном Северном морском музее города. Шхуна была установлена на Красной пристани в качестве памятника и символа первого порта РФ. К сожалению, в 2016 году она пострадала от пожара и сейчас находится на демонтаже.

А совершенно недавно вид города украсил новый арт-объект – парусник у здания УФСИН по Архангельской области длиной 6 метров, шириной 1,5 метра. В мельчайших деталях выполнены обшивка, палуба и капитанский мостик. Корабль имеет такелаж, орудийные палубы, лафеты, трапы, фонари и штурвал. Все эти элементы максимально приближены к реальным (см. Прил.1).

В городе Архангельске есть различные достопримечательности в виде памятников: погибшим воинам, северным сказителям, выдающимся людям Севера и т.д.. Мы хотим узнать, почему много памятников именно в виде кораблей из далекого прошлого или составных частей этих кораблей, почему корабли считаются символами нашего родного края?

Цель:

Изучить историческую значимость кораблей для города Архангельска.

Задачи:

Изучить историю судостроения в Поморье по литературным источникам и Интернет-ресурсам.

Посетить «Северный морской музей» в г. Архангельске.

Установить значимость судостроения для Архангельского края.

Провести мастер-класс поэтапного рисования деревянного корабля – поморской ладьи среди одноклассников.

Объект исследования:

Исторические предпосылки появления памятников в виде кораблей.

Предмет исследования:

История судостроения в Поморье.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что в Архангельском крае не случайно так много достопримечательностей-кораблей, памятники в виде кораблей имеют исторически обусловленную важность.

Методы исследования:

Сбор информации из литературных источников и Интернет-ресурсов, посещение Государственного Северного морского музея.

Актуальность:

История родного края – всегда актуальная тема для изучения. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». Мы хотим уточнить, что не только нужно знать прошлое своей страны, но и прошлое своей малой Родины. Мы выбрали для исследования развитие судостроения в Поморье, потому что считаем, что не случайно люди пытаются сохранить и запечатлеть в настоящем времени достопримечательности прошлого родного края в виде различных видов кораблей.

























Глава 1. Изучение истории судостроения в Поморье

Освоение славянами Беломорского Севера.

Возникновение судостроения в Поморье

Около десяти тысячелетий назад племена первобытных людей впервые обосновались на Севере. Суровость северной природы не позволяла им заниматься земледелием и скотоводством, а близость к морю определила главное занятие поморов – морской промысел. Он был для местных жителей важнейшим и почти единственным источником существования, давал значительную часть продуктов для торговли внутри страны и за границей.

Труд на море требовал от человека не только физической силы, выносливости, закалки, сноровки, но и отличного знания морского дела, морского пути, навыков в промысле рыбы и зверя.

«Искусный мореплаватель, - писал М.В. Ломоносов, - не токмо в страшное волнение и бурю, и во время кратчайшей тишины бодрствует, укрепляет орудие, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены в воздухе, смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, мерит глубину моря и от потаенных водою камней блюдется» [1; 8].

Поморы досконально знали суровый нрав моря Студеного, неукротимую силу сжатия полярных льдов. К Студеному морю люди новгородские пришли в 10-11 веках, а уже в 12 веке северное поморье становится центром русского судостроения. Уже в далекие времена корабли, построенные на Беломорье, служили в 1,5 – 2 раза дольше, чем суда, сошедшие со стапелей лучших корабельных верфей Европы. Условия природы требовали от поморов улучшения построенных судов, развития судостроительных навыков.

Борьба за существование превратила поморов в искусных мореплавателей и не менее искусных кораблестроителей. И совсем не удивительно, что в каждом поморском селении были свои плотбища. Накопление опыта, расширение и совершенствование производства различных типов судов позволило выделить кораблестроение из мореходства в самостоятельную отрасль экономики, имевшую значение сначала для севера страны, а затем и для всего Русского государства.

Первыми северянами, превратившимися в кораблестроителей-профессионалов, были монахи старинных русских монастырей. Так, в Михайло-Архангельском монастыре суда для монастырских нужд строили плотники их монахов. В Соловецком монастыре была даже создана своя судостроительная верфь, при которой имелся сухой док для ремонта судов. Вслед за монахами стали специализироваться на кораблестроении и многие предприимчивые поморы. Они оставляли мореходство и все свои силы отдавали постройке судов. Целые династии семей занимались этим ремеслом. Так именитые предприниматели и купцы Строгановы – Аникий и его сын Яков, в 1570 году основали в Соломбале собственную судостроительную верфь.

Одним из центров кораблестроения во второй половине 15 века стали Холмогоры, а столетием позже Архангельск. Параллельно с судостроением развивается и судомоделизм.

Постройка моделей – очень древнее искусство. Раньше модели судов имели религиозное, ритуальное, культовое значение. Их изготавливали из золота, серебра, бронзы, украшали драгоценными камнями и хоронили в гробницах вместе со своими хозяевами. Начиная с 17 века, во всех странах к изготовлению моделей судов стали относиться, как к созданию произведений искусства, и сохранять модели в музеях и частных коллекциях.

Судостроение – одна из важнейших отраслей отечественной промышленности со своей очень древней историей. Русское судостроение, возникшее в первых веках нашей эры, прошло через ряд исторических этапов, сохранив при этом свой национальный характер.

Виды поморских судов

В 12 веке новгородцы вышли на просторы Белого моря. Пунктами судостроения на Севере были в то время многочисленные селения, расположенные в устье Северной Двины и на побережье Белого моря. В конце 16 века на Мурманском побережье занималось морским промыслом около 30 тысяч промышленников, которым принадлежало более 7400 судов, построенных местными мастерами. Северные славянские племена, особенно новгородцы и поморы, создавали суда с плавными мореходными обводами, с круто выгнутыми кормой и носом, высоко поднятыми над водой, что обеспечивало судну легкое восхождение на волну и предохраняло от сжатия во льдах.

Особенно славилась поморская ладья, которая по своим мореходным качествам (скорость хода до 7 узлов) и размерам превосходила суда подобных типов, строившихся в других странах. Постройка такого судна длилась около двух лет.

Одна их первых в России судостроительных верфей была основана в 1590 году в Соломбале – предместье Архангельска. Это первый исторически засвидетельствованный опыт русского судостроения, когда для постройки судов отвели специальную площадку, явившуюся прообразом современной верфи. Параллельно развитию судостроения на Севере возникают судостроительные верфи и в других районах России.

К 15-16 векам на севере Европейской России сложились все виды современного мореплавания: а) малый каботаж (плавание вдоль побережий и к островам Ледовитого океана), б) заграничное плавание (плавание к берегам Норвегии), в) большой каботаж (плавание в Мангазию).

Чтобы успешно продвигаться по многочисленным и полноводным рекам, а также переходить из одной в другую, новгородцам потребовалось создать легкие и прочные суда новый оригинальных типов. Одним из первых таких судов был плоскодонный шитик.

По конструкции шитик относился к типу наборных судов. Обшивочные доски крепили (пришивали) к набору и соединяли одну с другой распаренной вицей, иногда жгутами, сделанными из мочалы. Шитики строили длиной до 15 метров, грузоподъемностью до 30 тонн. Над средней частью судна устраивали крышу, защищавшую груз от дождя, в корме выгораживали жилье (кубрик) для команды. Судно оснащалось мачтой с парусом и приводилось в движение веслами и ветром.

Большое распространение во времена колонизации получила плоскодонная лодья – ушкуй. Название это в исторической литературе связывают со словом «ошкуй» – поморским названием белого медведя, известного своей силой и ловкостью. Людей, ходивших на таких судах, а также их строителей стали называть «ушкуйниками». Ушкуи представляли собою большие плоскодонные лодки, вмещавшие до 50 человек. Число ушкуев, отправлявшихся из Новгорода в Поморье, доходило до 250 в год. Ушкуи являлись судами озерно-речного типа.

Начиная с 11 века, на севере появились постоянные русские поселения. Достигнут берегов Белого моря, новгородцы двинулись дальше, обогнули Кольский полуостров и в устье реки Колы в 1264 году основали город Колу. Так, шаг за шагом, русские люди осваивали побережье Студеного моря, создавали зверобойные и рыболовные промыслы, и уже в 12 веке установили торговые связи со скандинавскими странами.

Для плавания по бурному морю и в ледовой обстановке старые суда, естественно, не годились. Для этого поморы создали принципиально новые суда. Первым таким судном на севере явился карбас (см. Прил.2).

Длиной он был до 10 метров, шириной – 2-3 метра и грузоподъемность имел до 4 тонн. Это судно приводилось в движение веслами, которых было до 6 пар, и имело 2 мачты с парусами. Корпус судна был приспособлен к плаванию в ледовых условиях: к днищу по обе стороны киля крепились два деревянных полоза, с помощью которых судно можно было вытаскивать из воды и передвигать по льду. Карбасы, таким образом, были первыми ледовыми судами, и были распространены по всему Поморью. Использовались карбасы для промысла рыбы и морского зверя и для небольших переездов в прибрежной зоне. В последнем случае применялись легкие, так называемые ездовые, карбасы. Кроме поморских карбасов, были и речные, рассчитанные на плавание одного-двух пассажиров при шести гребцах. На таких карбасах Петр I совершил свои переходы из Вологды в Архангельск в 1693 и 1694 годах.

Шняка – морская лодка (род карбаса) длиною 9-11 метров, шириною более 2 метров. Она имела одну мачту с прямым парусом, три пары весел, кормовые и носовые лари для груза, которого она принимала до 8 тонн. Команда состояла из 4 человек. Шняка – древнейшее рыбопромысловое судно, применявшееся главным образом у берегов Мурана.

Другим своеобразным типом поморских судов являлась раньшина, специально приспособленная для ранних весенних выходов на промысел. Подводная часть корпуса раньшины имела яйцевидную форму. Оказавшись зажатым между льдинами, корпус не испытывал большого напряжения и легко выжимался на лед, а при расхождении льдов вновь погружался в разводье.

Усовершенствованным типом раньшины явился коч, предназначенный уже для длительных плаваний в ледовых условиях. Коч представлял собой плоскодонное однопалубное деревянное парусно-гребное судно длиной до 24 метров и шириной до 8 метров с несколько приподнятым носом и кормой. На судне можно было разместить 30 человек и 25 тонн груза. Корпус имел эллиптическую (яйцевидную) форму. Благодаря этой особенности иностранцы называли кочи круглыми судами. Кочи имели дополнительную наружную ледовую обшивку, которая принимала на себя удары льдин и предохраняла от пробоин основную обшивку корпуса. Поэтому название этому типу судна дали от слова «коца» - ледовая обшивка.

Коч имел одну или две мачты, форштевень овальной формы и большой руль с румпелем внутри судна. На коче были одна-две каюты, в которых обычно жили хозяева судна. Экипаж помещался в «заборницах» под палубой. Мачта коча, а также элементы рулевого управления изготовлялась из «красного дерева».

Устройство и вооружение коча был довольно сложным, и управление им требовало большого опыта и сноровки как от кормщика, так и от остальной команды. Но, именно благодаря кочу поморы впервые увидели острова Грумант (Шпицберген) и Матку (Новую Землю), ходили на нем вдоль северного побережья Азии, бывали в Карском море и в Устье Оби. На таких судах совершил в 1684 году свое выдающееся плавание Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой.

Шитики, как и кочи, зародившись на беломорском побережье (где они просуществовали до 18 века), распространились в Сибири. Основу шитика составляло выдолбленное из одного дерева днище («труба»), к которому нашивались ивовыми прутьями боковые доски. Длина шитика достигала 11 метров, а ширина 4 метров. Шитики имели один парус и поднимали до 16 тонн груза. Использовались шитики как для речного, так и для морского плавания. Способность шитиков «расшиваться» облегчала их перенос через волоки и другие береговые препятствия, что являлось их существенным преимуществом перед другими судами того времени.

Интересные изменения претерпела в поморском крае старинная русская лодья, превращенная в чисто морское грузовое парусное судно. Большие лодьи строились здесь длиной до 25, шириной до 8 метров, вместимостью 30-40 человек, грузоподъемностью от 200 тонн и более. При плавании на сравнительно небольшие расстояния пользовались лодьями меньших размеров: длиной 15-20 метров, шириной 3-4, осадкой 1 метр. Поморская лодья была палубным судном, разделенным поперечными переборками на три отделения, каждое из которых имело свой входной люк. В носовом помещении устанавливали кирпичную печь – здесь готовили пищу и размещали команду. В кормовой части устаивали жилье (каюту) для кормщика (капитана). Тут же хранились и мореходные инструменты. В средней части судна находился грузовой трюм глубиной до 4 метров. Рангоут судна состоял из трех мачт с прямыми парусами. Общая площадь парусов достигала 460 квадратных метров. При попутных ветрах лодья делала переходы до 300 километров в сутки.

В начале 15 века русская лодья вполне соответствовала требованиям, предъявляемым к морскому парусному судну. К концу 16 века поморы еще более усовершенствовали старинную русскую лодью. Грузоподъемность лучших судов этого типа достигала 300 тонн. Уместно вспомнить, что самая большая из трех каравелл «Санта Мария», на которой Колумб совершил в 1492 году свое историческое плавание к берегам Америки, имела длину всего 22,5 метра и грузоподъемность около 120 тонн.

Таким образом, поморское судостроение к концу 16 века, то есть к моменту основания города Архангельска (1584 год), достигло высокого уровня. В тот год на поморские промыслы вышло около 7 тысяч поморских русских судов, разных по типам и размерам. На промыслах было занято около 30 тысяч человек.









Развитие поморского судостроения в эпоху Петра I



«…Однажды в одном сарае Петр увидел лодку громадных размеров. Борта ее почернели от времени.

Прежде Петр видел только маленькие утлые лодочки-челны, они плавали иногда по Москве-реке да ее притоку речке Яузе.

– Откуда такое чудо-юдо взялось? – удивился Петр.

– А никто и не помнит откуда. Называют его «ботик». Говорят, доставили его с Белого моря, из северного города Архангельска. Еще говорят, что будто это судно может ходить по морям без весел и против ветра, если на него парус поставить. – Так объяснили царю. – Только где ему теперь плавать? Ему простор нужен, да и борта прохудились, пусть уж тут догнивает.

Только Петр не захотел, чтобы ботик доживал свой век в сарае.

– Есть ли такой человек, который может ботик починить, на воду спустить и показать, как он против ветра плавает?

В Москве такого человека не нашли, зато нашелся он в Немецкой слободе.

«Судно хорошее, починить можно и против ветра ходить будет», - сказал иностранный мастер.

Скоро ботик уже плавал по реке Яузе, и Петр учился у иностранного мастера, как управлять парусами. Потом ботик перевезли на Плещеево озеро, к городу Переславлю-Залесскому. Паруса ботика расправлялись под свежим ветром, и Петр мчался по волнам с друзьями-единомышленниками.

Так началось увлечение будущего Петра Великого морским делом. Пройдет немного лет, и он отправится в Архангельск, чтобы увидеть настоящие большие морские корабли. Потом он поедет в Голландию и займется плотничьим делом – сам под руководством опытного мастера построит океанский парусный корабль. Потом он отвоюет для России выходы к морям. По его указу будет строиться мощный русский флот. А все началось в детстве с того самого ботика из Архангельска, который он однажды увидел в сарае. Этот ботик и сегодня хранится в музее, и его называют «дедушкой русского флота», - написано в книге В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей» (см. Прил.3).

Итак, 30 июля 1693 года Петр прибыл в город Архангельский, а уже через неделю совершил первое в своей жизни морское плавание. Царь не мог скрыть восторга от вида морского раздолья. В этот момент правитель России понял, что «государство, имеющее одну армию, - имеет одну руку. Государство, имеющее армию и флот, имеет их две» [3; 18]. Он тут же основал верфь на острове Соломбала, это было первое в нашей стране адмиралтейство (см. Прил.4).

18 мая 1694 года Петр I снова в Архангельске, он сам подрубил подпоры первого русского торгового судна «Святой Павел», целиком построенного на Соломбальской верфи.

Создание Петром I отечественного судостроения на Севере было стимулом для развития порта. Архангельск по праву стали называть «колыбелью» русского флота (см. Прил.5).

В 1721 году закончилась Северная война, Россия победила Швецию и укрепилась на Балтийском море. Главным морским портом становится город Санкт-Петербург.

В наши дни работа с морскими судами в Поморье продолжается: на территории Архангельской области существуют судоремонтные заводы и доки: в городе Северодвинск, в поселке Лайский Док, в Соломбале и т.д.

Глава 2. Практическая работа

Посещение Северного морского музея в городе Архангельске



Чтобы посмотреть на различные судна, которые строились и использовались в Поморье в разные эпохи, мы отправились на экскурсию в Северный морской музей (см. Прил.6), который находится в историческом центре города Архангельска, именно отсюда Архангельск начинался как монастырский центр и как главный порт.

Основная экспозиция музея называется «Тысячелетие северного мореплавания», представленные здесь экспонаты «рассказывают» всю историю морского освоения Севера. Здесь наряду с подлинными историческими памятниками (архивными документам, редкими книжными изданиями, картами, поморскими снастями и т.д.) представлены разнообразные вспомогательные материалы – модели судов и кораблей, макеты судового оборудования, различные судовые устройства и приборы.

Экспозиционное пространство стилизовано под «парусный корабль», где декоративные конструкции выполнены в виде различных фрагментов судовых чертежей, деталей такелажа, элементов внутреннего и внешнего устройства судна.

Витрины из прозрачного и матового стекла с подсветкой, где разместились музейные экспонаты, рождают в воображении образы огромных айсбергов в арктической пустыне.

Шум моря и крики чаек – еще один штрих, помогающий передать суровую и прекрасную атмосферу плавания по северным водам.





Поэтапное рисование «Поморская ладья»


Мы изучили историю кораблестроения в Поморье, познакомились со многими видами кораблей и даже познакомились с историей судостроения в музее города Архангельска. Нам захотелось самим нарисовать модель поморского судна, а вдруг в будущем кто-нибудь из наших одноклассников станет архитектором и захочет украсить улицы города еще одним памятником в виде корабля из прошлого?! Мы выбрали для рисования поморскую ладью, разработали поэтапное рисование поморской ладьи и предложили попробовать ее изобразить одноклассникам. Получившиеся работы представлены в Приложении 7.




Заключение

В ходе изучения истории возникновения и развития судостроения в Поморье мы убедились, что поставленная нами гипотеза о том, что памятники в виде кораблей в Архангельске имеют исторически обусловленную важность, подтвердилась. Более того, Архангельский край по праву называют «колыбелью» русского флота. Наше предположение нашло подтверждение в литературных источниках, в интернет-источниках, в документах, представленных на музейной экспозиции и т.п. Да, не зря в столице Поморья много достопримечательностей в виде памятников с корабликами… Ведь Поморье действительно – колыбель русского флота!





Список источников и использованной литературы



Аверкиева Г.В., Ваенская Е.Ю., Щекина С.С., Суриков Ю.Н. Поморские бывальщины. Рассказы о родном крае. – Архангельск: издательство «Бизнес-медиа», 2008. – 35 с.

Архангельск – город воинской славы. – Архангельск: Группа компаний «ОМ-медиа», 2015. – 303 с.

Беломорье / Сост. Д. Ушаков. – М.: Современник, 1984. – 503 с.

Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. Книга первая. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 184 с.

Киприянов Владимир. Архангельск. – Архангельск: издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 1993. – 206 с.

Щекина С.С., Аверкиева Г.В., Гринева О.Б., Суриков Ю.Н. «Поморская душа»: образовательно-воспитательная программа и методические рекомендации к первому циклу курса краеведения «Мы – Поморы!» – Архангельск: издательство «Бизнес-медиа», 2008. – 51 с.

https://must-see.top/pamyatniki-arhangelska/

http://northernmaritime.ru/

http://www.dvinatoday.ru/news/korabl-na-troitskom-v-arkhangelske-poyavilsya-novyy-art-obekt/









Приложение 1.

Памятники в центре Поморья – городе Архангельске

t1602420857aa.jpg


t1602420857ab.jpg

Стела «Архангельск»


Памятник «400 лет Архангельску»




t1602420857ac.jpg


t1602420857ad.jpg

Стела «Город воинской славы»


Шхуна «Запад» (в н.в. демонтирована)




t1602420857ae.jpg



Арт-объект «Модель парусного линкора»

Приложение 2.

Поморские суда: облас, карбас



t1602420857af.jpg





Приложение 3.

Ботик Петра Великого





t1602420857ag.jpg













Приложение 4.

Постройка первых морских судов в Архангельске





t1602420857ah.jpg























Приложение 5.

Архангельск – колыбель русского флота



t1602420857ai.jpg

Приложение 6.

Экскурсия в Северный морской музей города Архангельска





















t1602420857ak.jpgt1602420857al.jpg















t1602420857am.jpg



















Модели поморских судов

Приложение 7.

Работы – рисунки поморской ладьи

t1602420857an.jpgt1602420857ao.jpg















Рисунок Кати А. Рисунок Камилы Ш.

t1602420857ap.jpgt1602420857aq.jpg

Рисунок Софьи В. Рисунок Сергея Е.

t1602420857ar.jpgt1602420857as.jpg















Рисунок Виктории Ш. Рисунок Нелли Г.

24



Автор материала: Е. Блановская (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.