12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана35
3

Эмоциональный интеллект как ресурс психологического здоровья

Эмоциональный интеллект как ресурс психологического здоровья

Одним из необходимых элементов в формировании социально благополучной, самостоятельной личности, в настоящее время является не сколько высокий уровень образованности, и набор профессиональных знаний и умений, а умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, хорошие коммуникативные навыки. Это составляющие эмоциональной грамотности. Сегодня вопросы эмоциональной грамотности и нового современного понятия «эмоциональны интеллект» во всем мире переживают период мощного развития.

Воспитание эмоциональной грамотности и эмоционального  интеллекта развивает  понимание своих эмоций, способствует управлению своими чувствами, формирует навыки самомотивации, в значительной мере  способствует более осознанному поведению подростков, их более благополучному психологическому здоровью. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования. В качестве объектов исследования психологического здоровья мы выделили такие понятия как уровень тревожности и уровень саморегуляции.

   Цель исследования – проанализировать взаимосвязь уровня тревожности и саморегуляции  и уровня развития эмоционального интеллекта у подростков.

   Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».

2. Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта.

3. Провести исследование эмоционального интеллекта и уровня тревожности и саморегуляции учеников 10 класса.

4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.

5. Разработать рекомендации для школьников по развитию эмоционального интеллекта.

Гипотезой исследования является предположение о том, что чем выше у школьника эмоциональный интеллект, тем выше уровень саморегуляции и ниже уровень личностной тревожности.       

           Эмоциональный интеллект (EQ) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, достигать и генерировать эмоции так, чтобы содействовать мышлению пониманию эмоций, а также управлять ими таким образом, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту в целях решения практических задач.

Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:

1.Умение выражать эмоции и различать их.

2.Анализ и оценка.

3.Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими.

4.Способность управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность и качество образования школьников, так как эмоциональный интеллект позволяет повысить самостоятельность и уверенность в себе, позволяет ответственно поступать в ситуации выбора, проводить эффективную коммуникацию в социуме, спокойно реагировать на критическую или конфликтную ситуацию, справляться со своими эмоциями при стрессе. Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия и адекватного отношения к окружающему миру, которое является необходимой частью жизни человека и его полноценного развития. Одними из главных составляющих психологического здоровья являются тревожность и саморегуляция.

Саморегуляция — это умение управлять собственными чувствами, мыслями и поведением для достижения долгосрочных целей. Она помогает управлять сложными эмоциями и импульсами. Благодаря навыкам саморегуляции получается действовать в согласии с ценностями, даже если они сопряжены с разочарованием, тревогой, другими сложными переживаниями.

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Для того, чтобы выяснить насколько у подростков развит эмоциональный интеллект, мы провели исследование среди учащихся 10 класса Тарской гимназии №1 в количестве 19 человек. Мы предложили ребятам ответить на вопросы методики: опросника ЭмИн Д. Люсина.

Данные, полученные по методике 1, свидетельствуют о том, что у большинства школьников средний уровень развития эмоционального интеллекта. То есть ученики 10 класса недостаточно хорошо умеют понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять эмоциями, осознавать их.

Для изучения саморегуляции поведения личности школьников мы провели в той же группе десятиклассников методику В.И. Моросановой, которая  включает в себя 6 шкал: планирование, оценивание результатов, моделирование, гибкость, программирование, самостоятельность.

            По шкале «Общий уровень саморегуляции» у 2 учащихся высокое значение, а 17 школьников обладают средним уровнем саморегуляции. Можно сделать вывод, что практически все обладают средним уровнем саморегуляции своего поведения.

           Для изучения уровня тревожности личности школьников мы провели в той же группе десятиклассников методику Ч.Д. Спилбергера, включающая в себя 2 шкалы: личностная и реактивная тревожность.

          По шкале «Общий уровень тревожности» можно подытожить: у 1 - низкий уровень, у 5 – средний, у 13 - высокий показатель. Я считаю, что у большинство ребят высокий уровень тревожности вызван из-за предстоящих экзаменов и выбора будущей профессии.

         Мы считаем, что эмоциональный интеллект необходимо развивать для того, чтобы уметь понимать себя и окружающих, регулировать своё эмоциональное состояние и конструктивно строить взаимоотношения с людьми. С этой целью мы предлагаем подросткам приёмы развития эмоционального интеллекта.

          Пройти консультацию и тесты

В первую очередь нужно научиться понимать себя. Консультации с психологом не стоит бояться, она действительно позволит лучше понять себя и достичь понимания с родными. Грамотный специалист сможет задать нужные вопросы, расспросить в спокойной обстановке о том, что вас больше вдохновляет и найти правильную мотивацию.  

Пройти психологические тренинги

Тренинги стоит пройти, даже если вы считаете, что все в порядке. Они дадут основу для понимания себя и окружающих и, возможно, пробудят желание развивать какие-то другие аспекты эмоционального интеллекта. 

Вести дневник эмоций

Фиксируйте, что чувствовали в течение дня. Заведите дневник, календарик или таблицу. Организуйте это так, как вам это удобно, и записывайте то, что важно. Можно фиксировать пять эмоций дня или записывать события и чувства, которые вы испытали по этому поводу. В итоге вы будете видеть спектр своих эмоций, сможете понять, какие из них преобладают и вовремя заметить, что стоит изменить. Это научит переключаться с ситуативного мышления к обобщению: думать не об определенных событиях, а воспринимать общую картину.

Заводя дневник, обсудите с родителями, что это личное пространство. Если вы не хотите, чтобы они заглядывали в него, вы имеете на это право. Также можно договориться с ними избирательно обсуждать какие-то записи и ваши чувства. 

Прочитать книги про эмоции

Узнать больше об эмоциональном интеллекте можно в книгах. Рекомендуем прочитать:  

   «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томаса Армстронга;

   «Лифт настроения. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями» — Ларри Сенн

Они написаны специально для подростков и объясняют эмоции на примере понятных школьнику жизненных ситуаций. Здесь можно найти наглядные схемы, инфографику, упражнения и тесты. Они помогут лучше понимать себя и окружающих и открыть потенциал для внутреннего роста

 


 






Автор материала: А. Лебедева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.