12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Lesj.94102
Преподаватель истории искусств в ДХШ
Россия, Омская обл., Омск

ЭССЕ ПО ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

ИЛЬИ ЕФИМОВИЧА РЕПИНА

ВИКТОРИЯ МЯКИШЕВА

БОУ ДО «ДХШ №1 ИМ.САНИНЫХ» Г.ОМСКА

Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Репин был выдающимся портретистом, чем и прославился на всю страну и далеко за ее пределами. Лично для меня жанр портрета кажется одним из самых сложных, как для художника, так и для натуры с которой пишется портрет. Художник должен уловить не только внешнее, но и внутреннее состояние, характер. И первое произведение, которое мы с вами рассмотрим у Ильи Репина «Портрет М.К. Тенишевой».

На этом портрете, отличающимся яркой убедительностью внешней характеристики модели, с тщательно выписанными деталями костюма и интерьера. Немаловажная роль серди них отведена изображению нот – напоминанию о певческом таланте княгини. Во взгляде модели читается сила характера.



t1698580798aa.jpg

Илья Репин. Портрет М.К. Тенишевой

Самой Тенишевой портрет не понравился – и это еще мягко сказано. Вот как она описывает связанный с ним эпизод в биографической книге «Впечатления моей жизни»:

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась.»

Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.

Но все бы это ничего – портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул.

Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...»

Художнику удалось необычайно красивое и живое произведение. Его труд был оценен по-достоинству. Я была рада увидеть данное полотно в списке для написания ЭССЕ.

.Репин известен прежде всего как непревзойденный портретист. Поэтому особую ценность представляют те его картины, где природа соединяется с человеком, архитектурой, предметами быта. Усадьба Абрамцево с ее удивительной природой стала местом паломничества многих русских художников – Сурикова, Васнецова, Поленова.

Именно поэтому эти места можно увидеть на многих картинах. Но только на картинах Репина Абрамцево предстает особенно трогательным и лиричным. Ярким примером тому является его полотно «Абрамцево. Летний пейзаж».

t1698580798ab.jpg

И. Репин "Абрамцево. Летний пейзаж".

Перед нами – солнечный летний день в парке. Парк заложен уже давно, поэтому могучие деревья кое-где вдали представляют собой густые заросли. Но в центре парка аллея очень ухожена: засеяна травой и засажена цветами. Аллея ведет куда-то вниз, поэтому ее ступени каскадом спускаются по небольшому склону.

Вход в парк оформлен очень высокими, в два-три человеческих роста белыми колоннами, сразу отсылая ко временам античности. Тут же, на широкой смотровой террасе стоят зеленые скамейки в тон окружающей зелени. На них сидят отдыхающие и любуются открывающимся видом, который нам на картине не виден. Но его легко додумать: может, там большая поляна или клумба с цветами, может быть, фонтан. А может быть, парк и дальше продолжается так, что сверху видны только верхушки деревьев, создавая впечатление зеленого моря, колышущегося от ветра.

Парк не стоит пустым – в нем гуляют. Кто-то спускается вдали по дальней лестнице. Лучше всего нам видно девушку на переднем плане. В платье для прогулок, модного в конце 19 века травяного цвета, с платочком в руке она не спеша вышла на террасу, чтобы спуститься по центральной лестнице аллеи. Художник рисует ее в движении, но все ее жесты и походка плавны и неторопливы – видно, что она наслаждается свежим воздухом, красотой парка, запахом цветов на аллее. Художнику удалось на этой картине передать всю красоту рукотворной природы, тишину и спокойствие, которое она создает для человека. Именно на лоне природы человек отдыхает своей душой.

Глядя на данное произведение, мне очень хочется приближения лета и скорых прогулок в парке с друзьями, а также радует возможность ходить на пленэр в теплые и солнечные дни.

Следующее представленное нам полотно в духе голландских натюрмортов. Изображает шесть спелых яблок на фоне листьев разных растений. Казалось бы, ничего особенного, обычная картина, однако она говорит о высоком мастерстве художника.

t1698580798ac.jpg

И. Репин "Яблоки и Листья"

Яблоки и листья изображены на плотном темном «глухом» фоне, который плавно переходит в коричневое основание композиции. По нему разбросаны листья разных форм и очертаний – маленькие и большие, с цельным и резным краем, одиночные и тройные. Для них использована приглушенная гамма зеленых оттенков, что создает отличный фон для ярких и выразительных яблок. Они – центральный элемент композиции. Мастеру отлично удалась передача их объема и глянцевого, будто лакированного блеска. Желтовато-зеленые и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности и вмятинки, небольшие пятнышки и следы погоды. Возможно, где-то в глубине сочной мякоти яблок спрятался маленький червячок. Сочетание блестящих и матовых яблок, мягких и рыхлых листьев придает изображению объем, насыщает его воздухом. Кажется, что мы можем даже ощутить запах зелени и свежих спелых яблок. При всей своей простоте это очень яркое и выразительное полотно.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.



Автор материала: В. Мякишева (2 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Lesj.94, 06.11.23 в 17:22 0Ответить Пожаловаться
При регистрации работ, указывала класс в ДХШ, а не общеобразовательной школе. В первый класс ДХШ они поступают в возрасте 10-12 лет.

Отредактировано 06-11-2023 17:26

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.