Григорьев С.А. "Вратарь"
Автор публикации: Н. Генералов, ученик 9А класса
Картина Сергея Алексеевича Григорьева «Вратарь»
Перехватывает дух! Напряжение чувствуется всем телом. Пальцы сжимают колени, а глаза неотрывно смотрят, чтобы ничего не упустить. Что же будет дальше? Исход зависит от каждого конкретного человека, рассматривающего картину…
Благодаря умелому использованию художественных инструментов, не удивительно, что капртина Сергея Алексеевича Григорьева "Вратарь", написанная в 1949 году, остается популярной и по сей день.
На полотне изображено одно мгновение - напряжение перед поимкой вратарем мяча. А ведь сам футбольный матч даже не изображен! Изображен мальчишка, сосредоточенно наблюдающий за тем, что происходит на импровизированном поле, изображены дети, внимательно глядящие во все глаза за происходящим, но никак не сам футбольный матч. Художник очень грамотно сместил центр композиции влево, чтобы у вратаря было пространство для взгляда. Смотрит он за пределы картины. Остается только домысливать, какой же бой ведут дворовые мальчишки. Это и создает напряжение. Зритель может лишь предполагать.
Судя по одежде детей, пожухшей траве и пожелтевшим листьям, почти полностью опавшим на землю, на картине изображена осень. Но ведь вратарь одет совсем не по-осеннему. В чем же дело? На парне легкая одежда – верх от школьной формы и спортивные шорты, доходящие до середины бедра, пока люди на заднем плане довольно тепло одеты. Он опирается руками в перчатках о колени, чуть сжимая их. Одно из колен перевязано белым бинтом, значит мальчик совсем недавно получил небольшую травму. Как обычно это бывает при активных играх, холод совсем не чувствуется из-за физической активности. Именно в этом и кроется секрет юного футболиста-защитника, который не мёрзнет в по-настоящему осеннюю погоду.
Взгляды всех людей направленны в одну точку. Зрители матча - преимущественно дети от мала до велика, однако можно заметить и мужчину в костюме и шляпе с записной книжкой в руках. Вероятно, он шел по делам, но футбольный матч захватил его, поэтому он тоже решил присоединиться к ребятам. Дети наклоняются, вытягивают шеи, любопытничают. По ним видно, что они вовлечены в игру, заинтересованы ею, хоть и не принимают в ней непосредственное участие. Они болельщики и это тоже очень ответственная роль. Среди зрителей есть и дети в школьной форме. Можно предположить, что футбольная битва состоится в послеурочное время. На это намекает и школьный раскрытый портфель, лежащий справа от вратаря.
Сидят внимательные зрители на уложенных друг на друга досках. Единственный незаинтересованный объект на полотне – собака под ногами детей. Она свернулась калачиком и свыклась с криками мальчишек, ведущих ожесточенный бой за первое место в футбольном матче, совершенно не обращая на них внимание.
Задний план картины достаточно размыт и находится в одной серо-дымчатой цветовой гамме. Это придает небольшую глубину картине, упрощает задачу зрителю, оставляя акцент на действующих лицах – вратаре и наблюдателях. Фон состоит из современных на то время каменных зданий, отличающихся высотой. Лишь небольшой процент архитектурных сооружений не выше двух этажей.
Цветовая гамма данной картины достаточно интересна. Картина буквально пропитана эпохой того времени, а на фоне современных картин выглядит достаточно потрепанной. Основные цвета в одежде персонажей и окружающей обстановке - бордовый, красный, коричневый, грязно-желтый, грязно-серый. Все это художник выплеснул на полотно, создавая определенную атмосферу, расставляя цветовые акценты и ассоциации.
Картина «Вратарь» не может не удивлять. Художник грамотно подобрал цветовую гамму, состоящую преимущественно из теплых оттенков цветов, а также сумел изобразить ощутимое невооруженным взглядом напряжение. Эта картина заслужила премию Сталина второй степени, что говорит о ее значимости и признанности на тот момент времени. Однако и сейчас эта картина не может не восхищать. Удивительно на что способно человеческое сознание и руки мастера, который умело пользуется такими инструментами как цвет и композиция!