Автор публикации: А. Буравкова, ученица 10А класса
Автор публикации: В. Олейникова, ученица 10А класса
Автор публикации: С. Степанова, ученица 10А класса
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Багаевская Средняя Общеобразовательная Школа №2
Проект на тему:
«Художественная роспись на стене»
Выполнили: обучающиеся 10 класса
Олейникова Валерия, Буравкова Анна, Степанова Снежана
Руководитель проекта и консультант: Горбачева О.И.
2020-2021гг
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..………3
Описание проекта…………………………………………………………………………..….4-9
Заключение……………………………………………………………………………………9-11
Список используемой литературы……………………………………………………………12
Приложение ……………………………………………………………………………….13 - 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Данная тема проекта для нашей школы актуальна, так как в настоящее время большое внимание уделяется благоустройству территорий, прилегающих к образовательным учреждениям, а также интерьерам внутренних помещений. Необходимо сделать всё, чтобы помещение школы, её территория были привлекательными. Поэтому мы решили уделить внимание эстетическому оформлению спортивного зала. Наш проект должен сформировать у детей не только эстетический вкус, чувство ответственности за свою школу и желание изменить её облик к лучшему, но и желание заниматься спортом.
Цель проекта:
Создание эстетически благоприятных условий для занятий спортом.
Задачи проекта:
-улучшить эстетический вид спортивного зала;
-пропаганда спорта и здорового образа жизни;
- мотивация посещаемости спортивного зала учащимися.
Методы исследования:
- знакомство с техниками росписи на стене;
-выбор необходимых инструментов и приспособлений;
- разработка варианта оформления;
-выбор способа нанесения красок на стену .
Практическая значимость:
Наш проект будет мотивировать учащихся посещать спортивный зал и вести здоровый образ жизни.
Этапы реализации проекта
№ | Название | Сроки выполнения | Описание |
1 | Подготовительный | Сентябрь-Ноябрь | Проведение опроса, изучение литературы, выбор оформления стены, составление эскиза. |
2 | Основной | Декабрь-Февраль | Выбор материалов и инструментов, определение цветовой гаммы, процесс работы. |
3 | Заключительный | Март-Май | Заключение ,экономическое обоснование. |
Реализация проекта.
1.Подготовительный этап.
Опрос.
Чтобы выявить, насколько эффективен наш проект мы провели социологический опрос с целью узнать мнение учащихся начальных классов о существующем оформлении стены малого спортзала. Внешний вид спортзала, к сожалению, далек от совершенства. Это же показали и результаты опроса учащихся. Было опрошено 48 учащихся 3-4 классов. (приложение 1)
Изучение литературы.
С древнейших времен человек стремился к тому, чтобы сделать свой дом уютным и красивым: он выбирает мебель, текстиль, различные элементы декора и «одежду» для стен. Так на стенах появилась декоративная и художественная роспись, декоративные штукатурки, барельефы и обои. Первая роспись стен датируется в эпоху палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.), когда появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Особенно творчески себя проявил человек в росписи стен и потолков пещер. Ранние росписи стен примитивны - это контурные изображения голов зверей на известняковых плитах, оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени. Фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь.
В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н.э.) появились первые изображения человека, его деятельности и взаимодействия с природой.
Огромную роль в развитии настенной живописи сыграл Египет - одно из древнейших государств мира. Нигде и никогда до этого времени не было создано столь грандиозных монументальных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, и тема человеческого труда не была так акцентирована.
Одним из древнейших центров культуры был остров Крит. Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворцов. Здесь изображалась жизнь обитателей: ритуальные танцы, полуобнаженные женщины и юноши, животные, рыбы, птицы, яркие цветы. В изображениях встречаются нарядные женщины с пышными прическами, украшенными жемчугом. В росписях преобладали яркие краски: желтая, синяя, зеленая, красная.
В Древней Греции (конец 5 - 4 в. до н.э.) художественной задачей оставалось изображение человека. Стояла проблема передачи его чувств и эмоций. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах стала разрабатываться система настенных росписей.
В средние века, одновременно с усилением роли церковного интерьера, начали формироваться новые принципы росписи стен. Именно в этот период появился термин «фреска» («affresco» - свежий – техника настенной росписи по сырой штукатурке). Наверное, все мы, хотя бы раз в жизни, слышали такие имена как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мазаччо. Именно они создали в технике фреска самые выдающиеся и значительные произведения стенописи.
В этот период живопись постепенно возвращалась к идеалам античности, становясь все более светской. Художниками расписывались уже не только храмы, но и жилые интерьеры. Постепенно истинная фреска уступила свое место «all fresco» - росписи по сухой штукатурке. Именно в это время появился такой термин как альфрейская живопись. Известные всему миру «Лоджии Рафаэля» - яркий пример allfresco, где орнаменты (арабески и гротеск и др.) соседствуют с росписями на библейские сюжеты и античными мотивами.
В эпоху барокко (18 век) настенная роспись, при декорировании интерьера, вышла на первый план. Насыщенные настенные панно создавали атмосферу праздничности и пышности. При этом художественный уровень росписи на таком высоком уровне, что иногда очень сложно определить, где рисунок, а где настоящие архитектурные элементы. Вслед за барокко появился стиль рококо, но просуществовал он недолго, но тоже внес свою лепту в настенную живопись. Она стала более деликатной и воздушной. Самым характерным образцом интерьерной живописи этого периода можно назвать дворец Ротшильдов во Франции.
В 19 и 20 веках искусство переживало упадок. Современная роспись зарождается в 20-30-е годы параллельно в Советском Союзе и в Мексике. Скачком в развитии мексиканского монументального искусства стал выход росписей из интерьеров в городскую среду, на фасады зданий. В 1950-е годы роспись занимает ключевое место в композиции крупных зданий. И этим примером уже пользуются многие художники разных стран мира, в том числе и Советского Союза.
Современная же роспись стен – это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого и современные технологии.
Выбор оформления стены.
Чтобы выбрать вариант оформления стены нам предстояло изучить множество настенных изображений. Далее был проведён опрос, результаты которого показали, что большая часть учащихся хочет видеть на стене иллюстрации из мультфильма "Смешарики". (приложение 2)
Самым сложным оказалось то, чтобы изображение подошло под все критерии:
1)яркая, красочная красивая картинка
2) цветовая гамма должна соответствовать детской психике и особенностям помещения (изначальные персиковые оттенки помещения);
3)нужно учесть планировочные особенности помещения(баскетбольное кольцо)
4)работа должна быть максимально проста (для экономии материалов и времени)
Далее мы провели мероприятия, направленные на определение сюжета из мультфильма "Смешарики". (приложение 3)
В итоге мы выбрали вот такие варианты, которые одобрила наш консультант Горбачева Ольга Ивановна. (приложение 4)
Составление эскиза.
Путём группировки изображений, мы получили эскиз: (приложение 5)
Подготовительный этап работы полностью завершён. Пора приступить к действиям.
2.Основной этап.
Выбор материалов и инструментов.
Материалы для росписи стен являются одним из самых важных компонентов, так как от них зависит качество и долговечность изображения.
В своем проекте мы использовали материалы и инструменты:
1. Карандаш, линейка, ластик, циркуль, рулетку для нанесения карандашного наброска
2. Масляные краски для покрытия стены
3. Пластиковые стаканы для разведения краски, чтобы краска не стекала
4. Кисти (плоские (синтетика, щетина, белка))
5. Поролон (губка)
6. Перчатки одноразовые для защиты кожи
7. Скотч малярный, трафареты для точного и аккуратного контура
8.Масло подсолнечное(дешёвые аналог разбавителя)
9.Влажные салфетки
10.Чистящее средство "Фери" (для мытья кистей и ёмкостей)
11. Лак для закрепления рисунка
Для оформления стен можно использовать масляные, акриловые или темперные краски. В своей работе мы решили использовать масляные. Одной из причин, объясняющих наше решение, является их пластичность, а также невероятное разнообразие тонов и характеристик, что позволяет использовать их в различных техниках. Масляная краска высыхает не сразу, что дает возможность довольно длительное время вносить изменения в колористический и фактурный характер письма.
Определение цветовой гаммы.
Цвет может и должен решать широкий круг задач физиологического, психологического, гигиенического, эмоционального и информационного порядка. В конечном итоге цветовое оформление спортивного сооружения должно повышать работоспособность спортсмена, создавать у него хорошее настроение и в определенной мере предохранять от травм. К тому же правильное цветовое оформление помогает зрителям следить за ходом спортивной борьбы, повышает зрелищность состязаний. Действие цвета на психику человека в значительной мере зависит от его места в цветовом спектре. Отрицательно влияют на организм работающих насыщенные цвета крайних участков спектра. Зеленый цвет оказывает наиболее благоприятное стимулирующее воздействие на зрительный анализатор и в целом на организм (уменьшает внутриглазное давление, предупреждает раннее утомление).
В вопросе цветового оформления большее значение имеют не отдельные цвета, а их комбинации и сочетания. Их воздействие зависит от многих факторов: площади поверхностей, расстояния от них, относительного расположения рассматриваемых предметов, их формы и конфигурации, количества, фактуры поверхностей (матовая или зеркальная, шероховатая или гладкая), угла, под которым их рассматривают, характера освещения и др.
Г. Д. Кермелашвили (1972) считал ,что при правильном использовании цвета можно создать благоприятные условия для более четкого выявления функциональных возможностей спортсмена и тем самым оказать воздействие на его нервно-мышечную деятельность и эмоциональное состояние.
Поверхности в спортивных помещениях должны быть окрашены в светлые тона, т. е. в цвета с относительно небольшой насыщенностью и высоким коэффициентом отражения. Красный цвет в спортзале хоть и может оказать стимулирующий эффект, но также может усилить атмосферу напряжения и жары, поэтому для основного фона лучше использовать теплые цвета (например, персиковый, сочетание голубого и желтого; зелёного и голубого). Также на теплом фоне проще выразить замысел основного рисунка, который будет белее ярких тонов.
Процесс работы.
И вот началось оформление стены спортивного зала, где сам процесс постепенно стал превращаться в огромное удовольствие от работы. Разбросав наброски эпизодов рисунков на стену, мы постепенно начали втягиваться в организацию работы раскрашивания рисунков на стене. Все композиции на спортивную тематику стали приобретать яркие цвета и самое важное они создаются самими руками для уюта. (приложение 6)
3. Заключительный этап.
Заключение.
После завершения проектной деятельности спортивный зал приобрёл новый образ, улучшился его эстетический вид, то есть цель работы была выполнена. Реализованы и задачи проекта, а именно: пропаганда спорта и здорового образа жизни, так как изображения на стенах иллюстрируют виды спорта; новое оформление стен спортивного зала способствует посещаемости спортивного зала учащимися и привитию им эстетического вкуса.
Результаты проекта, и их социальная значимость.
1. Комплексный подход к воспитанию здорового образа жизни.
2. Создание благоприятных условий для занятий физкультурой и спортом.
3. Способствование развитию у учащихся познавательного интереса и развитие эстетического вкуса.
Экономическое обоснование.
№ | Наименование | Количество | Цена за единицу | Сумма | |
1 | Простой карандаш | 3 | 30руб. | 90руб. | |
2 | Кисть из щетины широкая | 1 | 61руб. | 61руб. | |
3 | Кисть из щетины узкая | 1 | 25руб. | 25руб. | |
4 | Кисть из щетины средняя | 1 | 43руб. | 43руб. | |
5 | Масло подсолнечное | 1 | 90руб. | 90руб. | |
6 | Влажные салфетки | 3 | 70 руб. | 210руб. | |
7 | Малярный скотч | 1 | 70руб. | 70руб. | |
8 | Краски масляные | 8 | 180руб. | 1440руб. | |
9 | Фери | 2 | 80руб. | 160руб. | |
10 | Кисти художественные | 3 | 25руб. | 75руб. | |
11 | Салфетки для уборки | 1уп. | 50руб. | 50руб. | |
12 | Палитра | 1 | 60руб. | 60руб. | |
13 | Стаканы пластиковые | 1уп. | 25руб. | 25руб. | |
14 | Перчатки | 15пар | 25руб. | 375руб. | |
15 | Линейка | 1 | 20руб. | 20руб. | |
16 | Циркуль | 1 | 60руб. | 60руб. | |
17 | Губка | 1 | 20руб. | 20руб. | |
Итого: | 2874руб. |
Оценка и самооценка.
Работа выполнена аккуратно, все технологические операции и материалы доступны. Процесс работы над проектом был необычен, интересен и успешен, его оценивали учителя и ученики, указывали на ошибки и недочёты. Полученный опыт мы будем использовать для оформления других помещений школы. (приложение 7)
Список используемой литературы.
1.Мелани и Джон Эйвис. Интерьер. Выбираем цветовой дизайн. М. Ниола 21 век 2006. 168 с.
2.Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. Санкт-Петербург. Речь. 2005. 208 с.
3.Анна Стармер. Дизайн. Цвет. Энциклопедия. М. Арт-родник. 2005. 256 с.
4.Д.И. Киплик. Техника живописи. М.: СВАРОГ и К. 1998. 504с.
5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=538306
6. https://www.fizkulturaisport.ru/biologiya/gigiena/454-gigienicheskie-aspekty-czvetovogo-oformleniya-sportivnyx-sooruzhenij.html
7. https://www.livemaster.ru/topic/1537675-materialy-dlya-zhivopisi-maslom
8. https://kraska.guru/kraski/vidy/dlya-rospisi-sten.html
9. http://artultra.ru/istorija-nastennoj-rospisi.php
Приложение 1.
1.Нравится ли тебе оформление нашего малого спортзала?
2.Хотел бы ты изменить оформление стен спортзала?
Приложение 2.
1.Какое изображение на стене ты бы хотел видеть?
а) иллюстрации к мультфильму
б) изображения разных видов спорта
2.Если ты предпочёл иллюстрации к мультфильму, то какой из ниже перечисленных тебе нравится больше?
а) Ну, погоди б) Смешарики в) Ми-ми-мишки
г) Маша и медведь д) Барбоскины е) Белка и Стрелка
ж) Фиксики з) Клуб Микки Мауса и) Турбо
Приложение 4
Приложение 3
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
22