ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Подростковая преступность на примере нашей школы.
Автор публикации: С. Кулик, ученица 10А класса
презентацияPPTX / 3.69 Мб
/data/files/j1714441623.pptx (презентация)Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ«СОШ»№2 п.Карымское.
Подростковая преступность на примере нашей школы.
Автор работы: Кулик Софья Дмитриевна
Класс:10 «а» Руководитель:Волкова Галина Юрьевна
Теоретическая часть
Статистика подростковой преступности в России… 4
История подростковой преступности в России 5
История подростковой преступности в Забайкальском крае и
Карымском районе 5
Практическая часть
Методы и материалы исследования 6
Подростковая преступность в нашей школе 6
Методы профилактики подростковой преступности… 9
Разработка буклета… 10
Список литературы и интернет ресурсов 12
ВведениеПодростковая преступность является серьезной проблемой в настоящее время. Взрослея, дети пытаются показать свою самостоятельность и правоту, чаще совершая необдуманные действия. Ощущение безнаказанности за совершение противоправных поступков также является причиной преступности несовершеннолетних. Не стоит забывать о том, что именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе, при которых он уже обзаводится моральными ценностями и формирует свой характер.
Хотя у многих подростков обнаруживается правовая безграмотность, и они даже не в курсе, что определенные виды нарушений плохо не только с точки зрения нравственности, но они могут нести за собой уголовную ответственность.
Актуальность: подростковая преступность актуальная проблема в любое время и в любой стране. С этим ведут борьбу и высшие органы власти, и родители, и учителя. Но с каждым годом преступность несовершеннолетних все жестче, а ее процент с каждым годом повышается. Это говорит о неэффективности работы по профилактике с детьми, а может и о полном отсутствии внимания на проблему.
Цель работы: определить причины подростковый преступности учеников нашей школы и найти способы воспрепятствовать им.
Задачи:-изучить статистику подростковый преступности и психологические особенности возраста от 12 до 18 лет.
-рассмотреть способы предотвращения подростковый преступности, посоветоваться с социальным педагогом.
-сделать выводы по полученной информации.
Гипотеза: если проводить дополнительные мероприятия в школьное время по профилактике подростковых преступлений, занимать детей в дневное время чем то полезным(подработка в школе, продленные занятия, помощь по уборке), то дети будут заняты почти ежедневно или просто в свое свободное время, почему у них и не будет времени на совершение противоправных действий.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: проблема подростковой преступности в нашей школе.
Теоретическое обоснование: тема подростковой преступности в основном освещается в средствах массовой информации (печатная пресса, аудиовизуальные СМК, информационные службы). Проблема подростковой преступности заключается в том, что нарушители наносят вред общественным отношениям или представляют опасность в возможном
3
нанесении ущерба. Вопросы о профилактике подростковой преступности, о снижении ее уровня и что является наиболее частыми причинами требуют дальнейшего изучения.
Методы исследования: анализ, беседа, сравнение, поиск информации в средствах массовой информации, чтение учебной, научно-популярной литературы.
С каждым годом подростки совершают всё больше преступлений. Уровень подростковой преступности растет(12,2%-2022 год, а в первом полугодии 2023 года зарегистрировано 14 214 преступлений несовершеннолетних россиян, что на 1,2% больше за такой же период прошлого года) По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений. Чаще всего совершают такие преступления как кража, хулиганство и мошенничество. Убийство обычно совершают по неосторожности. Доводят до самоубийства часто подростки, за что особо и не несут уголовную ответственность. Но уровень преступности несовершеннолетних ниже, чем у взрослых, из-за чего можно сделать возможный вывод о том, что юноши берут пример с тех, кто, как раз, и учит их жизни.
Подросток- это человек от 12 до 17 лет. В подростковый период ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Этот период как раз и считается для него сложным, так как в это время он переживает физиологические и психологические изменения. Проявляют интерес к нарушениям закона они, как раз, в переходный возраст, когда на них влияет отношения в семье, в классе, успеваемость и самое главное, по моему мнению гены.
«По статистике, гены влияют на преступные наклонности на 20%. В остальном все зависит от воспитания человека. Доказано, даже близнецы, выросшие в разных семьях, будут сильно отличаться. Еще одна проблема: должен ли суд учитывать наследственный фактор при вынесении приговора. В Великобритании правозащитники настаивают: судьи обязаны считать ген агрессии смягчающим обстоятельством. А в России создается геномный банк, в котором будут храниться не только данные преступников, но и образцы ДНК малолетних хулиганов. Вдруг, в будущем ученые научатся блокировать гены преступности.»
- История подростковой преступности
История подростковой преступности берет свое начало с XIX-XX веков.
Причинами нарушений законов являлась нищета, голод и безнаказанность.
Так например, в начале 20-го века устраивались террористические акты. Преступники, участвующие в них, приглашали своих детей для участия под предлогом игры. Для малолетних преступников тоже предусматривались наказания: дети от восьми до восемнадцати лет отбывали срок в колониях Москвы или Санкт-Петербурга. Уже в 90-е были известные преступники-А. Петраков, М. Третьяков, В. Винничевский, известные за кражи, нанесение умышленного вреда здоровью.
Тема группировок в 90-е была очень актуальна– 49% от всех совершенных преступлений. Их специализация — квартирные кражи, грабежи, вымогательства и похищения людей с целью получения выкупа. В основном главарями или авторитетами группировок были старшие и может даже уже совершеннолетние. А подростки помладше хотели быть уверены в том, что их обязательно защитят или же просто хотели проявить себя и показать, что они, совершая правонарушение, могут напугать и подчинить тех, кто не состоит в группировках. Известными группировками в 90-е были- Тамбовские, Ореховские, Хади Такташ.
В 2003 вновь начался Рост уровня преступности несовершеннолетних. И с этого момента, можно считать, уровень подростковой преступности до 2023 года никак не меняется. С одной стороны, это хорошо, что «прогресса» в этой статистики нет, но количество преступлений не меняется, а значит мы делаем что то не так.
- Подростковая преступность в Забайкальском крае и в Карымском районе
Зампредседатель правительства края Татьяна Цымпилова отметила, что уменьшение количества совершенных детьми и подростками преступлений за год составило 20% (до 587), повторно совершенных – 10% (до 207). Также она отметила основные причины совершения противоправных действий: в основном подростки нарушают закон в алкогольном опьянении. А способствуют им люди, на которых они должны равняться- взрослые продают или покупают им алкоголь. В принципе, таких людей можно назвать соучастниками преступлений. В прошлом году рост подростковой преступности показали такие районы, как: Могойтуйский, Читинский, Борзинский, Приаргунский и Карымский.
Из доклада МВД РФ о состоянии преступности в рейтинге российских регионов стало известно, что Забайкальский край находится на третьем месте по подростковой преступности. На первом месте по преступности подростков оказалась Новгородская область (6,2%), на втором – Республика Тыва (6,1%), на третьем – Забайкальский край (5,9%).
Карымский район является одним из районов, где уровень подростковой преступности очень высокий. В 2013 году произошел всплеск преступности в Забайкальском крае. Особенно популярной причиной правонарушений являлась тема АУЕ. АУЕ( арестантский уклад един)- молодежная субкультура, участники которой придерживаются криминальной идеологии и занимаются организованной преступностью. Часто устраивают разбой, беспорядки, крадут и убивают. 17 августа 2020 года Верховный Суд признал эту организацию как экстремистское движение. Теперь участники АУЕ попадают под статью 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» с наказанием до 12 лет движения свободы.
И действительно, подросток, попадая в группировку пытается всем угодить, выполняет все желания старших. Они оказывают на ребенка большое влияние, так что с легкостью могут научить его понятиям и правилам преступного мира. Подросток в этом заинтересован, потому и совершает противоправные действия. В Карымской есть много случаев, похожих на эту ситуацию. Главной проблемой подростковой преступности является совместное преступление, когда дети стремятся быть похожими на объект подражания.
Методами исследования подростковой преступности стали: методы системного анализа (анализ, формализация и конкретизация) , синтеза (концентрация и объединение), динамический, научного моделирования (конструирование научных гипотез), а также статистический и сравнительно- правовой (сопоставление юридических понятий и их сравнение).
Чтобы узнать информацию о подростковой преступности, я обсудила некоторые вопросы с социальным педагогом из нашей школы.
-Сколько подростков состоят на учете?На учете в ПДН в начале 2023 года числилось 15 учеников из нашей школы. На март 2024 года один ученик выбыл из школы, а 11 учеников сняты с учета по исправлению. Уровень понижения и положительная динамика в статистике заметны, но конечной целью остается снижение количества учеников на учете до нуля.
-Сколько подростков сидят в тюрьме?7 человек, но, в основном, они уже выпускники. Самый давний, которого можно вспомнить, сел в 2016.
- За какие статьи их привлекали к уголовной ответственности?- В основном кража, разбои. Были случаи угона машин и пробирались в чужую квартиру.
-Какой возраст самый проблемный?-Наверное, самым проблемным возрастом можно считать переходный, то есть 14 лет. И вправду, в этот период они принимают сложные решения совсем не обдумывая, спонтанно и опрометчиво.
-Какие методы профилактики подростковой преступности используют учителя?-С подростковой преступностью борются не только учителя, а практически все работники школы. Учителя или сам директор организуют встречи с сотрудниками отдела полиции, которые подробно рассказывают о последствиях совершения правонарушений. Они могут с интересной подачей в форме игры повествовать о том, что преступление- это не так уж и круто для молодежи и вообще любого возраста.
Если взрослые замечают странное поведение ребенка( т.е. склонность к преступлению или опасное поведение в обществе), они пытаются завлечь его в места дополнительное образования( кружки, школы, развитие своего хобби), а так же оказывают ему психологическую поддержку. Конечно, главное уметь правильно это делать, чтобы не спугнуть подростка, который и так переживает, кажется, тяжелый момент в его жизни.
При совершении правонарушения учителя, психологи, социальные работники уже работают все вместе. Они проводят диагностические работы, проводят индивидуальные беседы и занятия. В общем, стараются помочь ученику вовремя остановиться и передумать насчет своего будущего.
Хоть методы и вправду хорошие, действительно, могут помочь в профилактике, но раз подростковая преступность в нашей школе до сих пор присутствует и число довольно большое, значит что-то нужно изменить в работе: добавить или убрать некоторые методы.
Среди учащихся нашей школы возрастом от 14 до 17 лет я провела опрос. Они с огромным удовольствием ответили на мои вопросы и очень помогли с разработкой моего проекта.
- Совершали ли вы противозаконные действия?
Большинство подростков ответили, что когда-то совершали противозаконные действия. Почти половина опрашиваемых нарушали закон- это очень большое количество. Из этого можно сделать вывод, что у подростков нашей школы уже есть навыки к совершению преступлений,
которые они могут использовать в более серьезной обстановке.
- Состояли ли вы в плохой компании?
Одной из причин подростковой преступности является оказание плохого влияния от окружающих на ребенка, в том числе компании, группировки. Большинство ответили, что состояли в плохой компании, возможно, совсем не зная, какое влияние участники этой компании могут оказать на опрашиваемого.
- Если вы состояли в плохой компании, считаете ли вы, что ее участники оказали на вас плохое влияние?
62% участков опроса не считают, что их поведение изменили в худшую сторону. Конечно, это вполне возможно, если подросток хорошо воспитан или у него есть свое устойчивое мнение, на которое никто не может повлиять. Еще возможен вариант, если ребенок совсем немного времени проводил в этой компании.
- Употребляете ли вы алкоголь?
Больше половины опрашиваемых честно признались, что употребляют алкоголь. Мало того, что он плохо влияет на здоровье человека, алкогольное опьянение- одна из причин совершения преступлений. В России продажа алкогольных напитков запрещена лицам до 18 лет, но большинство подростков все равно употребляют их. Таким образом, взрослые способствуют повышению уровня преступления , продавая или покупая алкоголь подросткам.
Из результатов анкетирования я могу сделать вывод, что проблема подростковой преступности действительно актуально, вот только бороться с ней не хотят даже сами объекты исследования. Такие ответы на мой опрос могут перерасти в серьезную проблему, из которой пути назад уже не будет. Поэтому я считаю нужным узнать для начала условия предотвращения этой проблемы, а далее обратить внимание на нее взрослым, в чем и состоит цель
моего проекта- создание буклета, напоминающего принципы предупреждения подростковой преступности.
Подростки в своем возрасте на самом деле ранимы и беспокойны. Важно подобрать правильные методы по предотвращению преступности несовершеннолетних, чтобы не отпугнуть ребенка и добиться хорошего результата.
Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Без нужной поддержки , такие подростки путаются в своих целях на будущее, часто выбирают неправильный путь. Взрослый человек( учитель, друзья родителей и т.д.), подобрав правильные слова, может сохранить хорошие качества в ребенке и развить в нем новый потенциал, тягу к счастливой жизни.
Профилактика безнадзорности. Она заключается в том, чтобы, для начала, выявить причины и условия, способствующих беспризорству. Далее провести с ним социально-педагогическую реабилитацию и пересечь возможность вовлечения в опасные группы общества.
Объяснение влияния средств массовой информации. СМИ могут оказывать негативное влияние на школьников: агрессивность в их поведении, формировать враждебный настрой. Важно объяснить подростку, что всегда нужно быть осторожным, помнить, что все что происходит на экране, никак не должно дублироваться в реальной жизни.
Правовое образование в школе. Правовая безграмотность распространяется практически на всех школьников. Вести работу, направленную на сокращение уровня правовой безграмотности молодежи, нужно совместно с государством, школой, родителями и правоохранительными органами. Для сокращения количества несовершеннолетних с девиантным поведением используются такие методики, как лекционные и семинарские занятия, тематические беседы; игры; тесты, анкеты;
Ужесточение наказаний за подростковую преступность. Многие подростки, склонные к совершению правонарушений, не считают страшным сделать что-то противозаконное, так как думает, что
наказание за нарушение правил поведения не такое уж жестокое. Было
бы правильным решением ужесточить наказания за подростковую преступность, что внушило бы страх малолетним преступникам и снизило бы вероятность совершения деяний такого рода.
Зная методы профилактики подростковой преступности, есть шанс снизить ее уровень в нашей стране, крае, регионе и даже в нашей школе. Важно не игнорировать тревожные звонки своих детей, учеников, помогать им в трудных ситуациях. Поддержка может дать ему весомую помощь, что, возможно, изменит его взгляды на будущее, и он уже не вздумает идти против закона.
Ценность моего проекта заключается в реализации использования буклета для помощи учителям при профилактике подростковой преступности.
Буклет – это определённый тип печатного издания, которое сложено в несколько раз. Он производится на качественной бумаге с красочными изображениями, рисунками и фото, что привлечет внимание читателей. При этом тематика буклета может быть универсальной. Его задача- предоставление самой важной информации в краткой форме, но, тем не менее, интересной.
Буклеты обладают рядом отличительных преимуществ:
Универсальность. На буклете можно разместить любую информацию.
Удобные размеры. Буклет небольшого размера, помещается в руку, удобно раскрывается.
Большая вместительность. При создании буклета используются две стороны листа.
Выгода. Так как печатать нужно всего на одном листе, много денег на это не потратится.
Использовав программу Visme, я изучила большой каталог шаблонов буклета. В этом плане сейчас очень удобно- в шаблон нужно вставить только текст и изображения, над оформлением можно постараться по желанию. Я выбрала шаблон, но некоторые детали не подходили под мою идею, поэтому я немного их видоизменила. Создавать буклет было увлекательно и интересно, я узнала больше как и по теме подростковой преступности , так и научилась работать в дизайнерских программах.
Мой проект очень актуален на сегодняшний день, так как рост преступлений, совершенных несовершеннолетними , действительно присутствует, что является огромной проблемой в обществе.
Сейчас, постепенно, начали обращать внимание на данную проблему,
стали снимать сериалы и фильмы, в которых показаны трудности в жизни хулигана, не смотря на то, как ему бы не было весело нарушать закон. Стали писать много статей, где, как раз таки, предлагают помощь, если возникают некоторые проблемы в выборе планов на будущую жизнь вашего ребенка. Много форумов, где помогают в воспитании во время переходного возраста. Все это- обращает внимание на проблему. Я рада что государство и даже обычные люди предлагают помощь в столь опасной ситуации.
Мне хотелось бы снизить уровень преступности именно в нашей школе, поэтому я создала буклет. Часто в наше учебное заведение приходят специалисты, которые рассказывают о проблемах подростков; мы ходим иногда в библиотеку, где проводят интересные игры по развитию правовой грамотности. В принципе, ученики нашей школы знают о подростковой преступности и избегают ее. Поэтому я решила , что хочу создать пособие для учителей по профилактике подростковой преступности. Во время этой работы я ознакомилась с видами наказаний за нарушение закона, с новыми методами предупреждения, а также научилась пользоваться программой для дизайна. В данном буклете подробно описана вся нужная информация по преступности несовершеннолетних.
Результаты моего исследования могли бы помочь ребятам в понимании такой актуальной проблемы как подростковая преступность из-за чего, можно считать, они предостережены от совершения противоправных действий. Также эти результаты могут быть использованы учителями на уроках, конкурсах и играх по одноименной теме.
Лично для себя я приобрела большой опыт, прочитав столько информации. Знания, полученные при выполнении этого проекта, помогут мне избежать ошибок, я смогу их правильно использовать в различных ситуациях.
Задачи и цели проекта достигнуты.
Список литературы и интернет ресурсов.Динамика преступности несовершеннолетних в России https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestupnosti-nesovershennoletnih-v- rossii
Преступность по наследству
https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/kriminalnye-naklonnosti-po- nasledstvu
История подростковой преступности https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovaya-prestupnost-istoriya-i- sovremennost/pdf
Подростковая преступность в Забайкалье
Создание буклета
http://proektoproekt.tilda.ws/page24850731.html
Проблемы и пути решения подростковой преступности https://moluch.ru/archive/454/100099/
АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника Автор: Дмирий Громов