Интервью о профессии: учитель русского языка и литературы
Автор публикации: Д. Орлова, ученица 9 класса
– Добрый день, я хочу задать Вам несколько вопросов по вашей профессии. Вы не возражаете?
– Спрашивайте, я, конечно, не против.
– Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
– Меня зовут Елена, я работаю учителем русского языка и литературы; закончила ВГПУ в 1997 году и уже 11 лет проработала в сельской школе, а с 2008 года работаю в МБОУ «СОШ № 2».
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– На мой выбор профессии оказала большое влияние мой преподаватель русского языка и литературы. Именно её пример послужил тому, что я выбрала эту профессию.
– Довольны ли Вы своим выбором?
– Да, я довольна своим выбором. Очень люблю работать с детьми.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
– Было сложно освоить эту профессию. Для этого нужно было получить высшее образование.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Чтобы стать специалистом в этой области непременно нужны особые качества: любовь и определённый подход к детям, терпение, доброта, умение доходчиво, ясно преподнести свой предмет каждому ученику.
– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
– С каждым годом характер детей меняется, их тяга к учёбе ослабевает, поэтому донести свои знания становится всё труднее и труднее. А еще меняются технологии преподавания, учитель их изучает, появляется много бумажной документации, которую нужно заполнить, и времени на детей остается меньше.
– Что самое интересное в Вашей работе?
– Самое интересное в моей работе – работа с инициативной молодёжью. Это так называемые активисты, с которыми интересно и приятно работать, они предлагают большое количество идей, у них далеко идущие вперед планы, цели и задачи, у них есть стремление и желание учиться, выполнять всевозможные проекты и исследования. А еще мне нравится придумывать всевозможные интересные уроки и мероприятия, проводить их и видеть счастливые глаза детей, когда они заинтересованы в изучении материала и поняли новую тему.
– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
– Профессия учителя позволяет раскрыть творческие способности, проявить себя. Учитель на уроке – это художник, и от того, как он зарисует кистью зависит весь ход урока; ведь урок может быть путешествием, а может – исследованием или ролевой игрой. Таких разных вариаций много.
– Вы подготовили за годы своей работы много победителей олимпиад, различных конкурсов, считаете ли вы такие результаты показателем качества работы учителя?
– Это конечно немаловажный результат работы учителя, однако, приоритетом я все же оставляю влияние учителя на ученика и развитие личности ребенка, что в современную эпоху ставится на первом плане.
– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
– С детства я мечтала стать учителем и моя мечта сбылась. И сейчас, проработав столько лет, оглядываясь назад, я бы не пересмотрела свой выбор в пользу другой профессии.
– Есть ли в роду ещё учителя?
– Кроме меня, из моих родственников получила профессию учителя сестра бабушки. Двоюродная моя сестра получила педагогическое образование, но по профессии не работает.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
– Профессия учителя очень важна и полезна в воспитании подрастающего поколения, в формировании определенной системы ценностей у детей, а развитие определенного поколения с определенной системой взглядов и ценностей, в свою очередь, определяет развитие страны.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Зарплата учителя скромная, но не смотря на это отрадно заметить, что в школе работают учителя, стремящиеся изменить мир к лучшему, воспитать подрастающее поколение и увидеть в каждом ребенке личность со своими качествами и индивидуальными особенностями.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
– Свою профессию я могла порекомендовать человеку, не имеющему больших материальных затрат и имеющему много свободного времени. В школе у учителя уроки и вечером дома тоже подготовка к урокам.
– С какой профессией вы можете сравнить свою профессию?
– Я могу сравнить свою профессию с профессией министра, так как представители этих профессий несут огромную ответственность: министр за народ, учитель – за детей. Оба представителя тратят много времени и сил для достижения определенного результата, который в профессии учителя достигается через постановку целого комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.
– Тех, кто собирается стать учителем, ждёт много положительных эмоций, мастерски проведенных уроков, заинтересованных изучением предмета детей, но и некоторые трудности, а без них в профессии учителя обойтись никак нельзя; а также оформление бумажной документации, на которую расходуется драгоценное время, подготовка к урокам после рабочего дня.
– Как вы относитесь к введению системно-деятельностного подхода в образовании?
– Положительно, так как этот подход позволяет учащимся деятельностно, активно познавать изучаемый материал. Учитель в данном случае направляет учащихся, способствует их поисковой и исследовательской деятельности.
– Как сказывается ваша работа на вашем физическом и психологическом здоровье?
– Из-за проверки множества тетрадей и длительной работы с компьютером портится зрение. Сидячая работа способствует развитию сколиоза. Хроническими заболеваниями учителей являются заболевания органов дыхательной системы, так как учителю приходится много говорить на уроках.
– Согласны ли вы с утверждением: «Учитель учится всю жизнь.»
– Я согласна с тем, что на протяжении всей своей педагогической деятельности учитель должен повышать свою квалификацию, идти в ногу со временем. Готовясь к уроку, учитель познает что-то новое, когда меняются учебники или программы, учитель снова изучает и познает что-то новое. Все мы разные и каждый ребенок тоже имеет свои индивидуальные особенности, поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и снова учитель использует определенные приемы, методы обучения, подбирает формы преподнесения изучаемого материала с учетом новых технологий обучения.
– Как Вы видите свою профессию в будущем?
– Я предполагаю, что, возможно, лет через 20 вместо учителей будут преподавать роботы. Но это, конечно, маловероятно, кто же тогда будет осуществлять воспитательный процесс?
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2016»