«Использование метода «Нейрографика» как одного из способов снижения тревожности у подростков 9-х, 11-х классов в период подготовки и сдачи экзаменов»
Автор публикации: А. Олейник, ученица 9А класса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Надежда»
Республика Саха (Якутия) Мирнинский район
«Использование метода «Нейрографика» как одного из способов снижения тревожности у подростков 9-х, 11-х классов в период подготовки и сдачи экзаменов»
Выполнила: Олейник Антонина, 8 класс
Руководитель: Овсяникова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО «Надежда»
объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра»
Оглавление
| Введение………………………………………………………………………… | 3 |
Экзаменационный стресс…………………………………………………….. | 5 | |
1.1 | Теоретические аспекты изучения данной проблемы…………………….. | 5 |
1.2 | Особенности влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физическое самочувствие человека…………….. | 6 |
1.3 | Теоретический анализ уровня тревожности и его влияние на достижение успехов……………………………………………………………. | 7 |
2 | Метод «нейрографика», нейрографическое рисование………………….. | 8 |
2.1 | Элементы метода «Нейрографика»………………………………………… | 9 |
2.2 | Алгоритм снятия ограничений……………………………………………… | 10 |
3 | Эмпирическое исследование уровня тревожности среди учащихся 9-х, 11-х классов ……………………………………………………………………. | 11 |
3.1 | Организация и методика исследования……………………………………. | 11 |
3.2 | Диагностика исходного уровня тревожности и результаты…………….. | 11 |
3.3 | Диагностика уровня тревожности и результаты после использования метода «Нейрографика»……………………………………………………… | 13 |
4 | Разработка алгоритма использования метода «Нейрографика»……….. | 15 |
| Заключение……………………………………………………………………… | 16 |
| Список литературы………………………………………………….………… | 17 |
Введение
Сегодня, как и сто лет назад выпускники школ сдают выпускные экзамены. В России начиная с 2001 года в пилотных регионах, а с 2009 года повсеместно, основной формой сдачи экзаменов выпускников школы стал ЕГЭ и ОГЭ.
Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. По данным Следственного комитета (СК), 20% детских самоубийств [2] приходится на май — время сдачи экзаменов в девятом и одиннадцатом классах. Кто-то не сдал экзамен, кто-то сдал, но не дождался результатов. ЕГЭ и ОГЭ проходит в режиме войсковой спецоперации: дежурят участковые, стоят рамки металлоискателей, повесили видеокамеры, в классах наблюдатели, школьников под конвоем водят в туалет. Вокруг этого нагнетается совершенно невероятная истерика. В результате всего этого «градус тревоги» поднялся и у детей, и у педагогов, и у родителей. Родители беспокоятся за результаты экзамена, так как это существенно скажется на семейном бюджете и на планах на жизнь всей семьи в целом: платные места в вузах недешёвы. Родители переживают за низкий уровень образования в школах и, главное, за то, что успехи на уроках не гарантируют успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
И как сто лет назад, так и сегодня для большинства выпускников экзамены становятся не только проверкой знаний, но и показателем стойкости, умения справится с экзаменационным стрессом.
Специалисты Федерального государственного бюджетного учреждени «Центр защиты прав и интересов детей» сочли ОГЭ и ЕГЭ одним из суицидальных факторов. Экзамены провоцируют высокую тревожность и негативные переживания у подростков [8]
В России число детских самоубийств и их попыток выросло. Так, за последние три года число попыток суицида увеличилось почти на 13 процентов – с 3253 до 3675. Число повторных попыток самоубийств возросло с 188 до 362 случаев на 92,5 процента. Уполномоченная по правам ребенка ссылается на данные Следственного комитета (СК), согласно которым в 2021 число детских самоубийств выросло на 37,4 процента по сравнению с 2020 годом – с собой покончили 753 несовершеннолетних. Среди детей СК зафиксировал 788 суицидов в 2018 году, 737 – в 2019 году, 548 – в 2020 году. [2]
Эта тема актуальная для меня в первую очередь потому, что мне самой в будущем предстоит сдавать экзамены, сначала ОГЭ, а затем и ЕГЭ, от которых во многом зависит мое будущее. И уже сейчас наши учителя начинают подготавливать нас к будущим экзаменам. Общаясь с ребятами 9 и 11 классов, я выявила, что мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит их в замешательство, и кажется, что совсем ничего не знают, не помнят, а самые простые задания оказываются непосильными.
Желание разобраться с тем, что происходит с выпускниками 9, 11 классов, узнать о возможностях преодоления этого трудного периода и стало началом моей исследовательской работы.
Объект: снижение тревожности у подростков в период подготовки и сдачи экзаменов.
Предмет исследования: нейрографическое рисование как доступный инструмент настройки себя, своих мыслей и снижения тревожности у подростков в период подготовки и сдачи экзаменов 9-х, 11-х классов.
Гипотеза: использование метода «Нейрографика» является эффективным средством снижения уровня экзаменационной тревожности у выпускников 9, 11 классов.
Цель исследовательской работы: изучение влияния метода «Нейрографика» на уровень тревожности у учащихся 9, 11 классов при подготовке к выпускным экзаменам.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу и интернет-источники по теме исследования.
На основе теоретического анализа литературы описать психологические основы метода «Нейрографика».
Исследовать исходный уровень тревожности среди учащихся 9, 11 классов на начало учебного года.
Исследовать уровень тревоги среди учащихся 9, 11 классов после применения метода «Нейрографика»
Разработать алгоритм использования метода «Нейрографика».
Для реализации цели и задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования, работа с информационными источниками (интернет)
- социологический опрос, включенное наблюдение;
- экспериментальная работа;
- сравнительный анализ;
- обобщение и оформление результатов исследования
Исследование имеет новаторский характер, так как до этого воздействие метода «Нейрографика» на снижение уровня тревожности учащихся 9-11 классов в период подготовки к экзаменам не рассматривалось.
Экзаменационный стресс
1.1 Теоретические аспекты изучения данной проблемы
Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения занимались многие ученые. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др. Одной из распространённой стала концепция стресса, сформулированная Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо стрессовым фактором. Стрессовый фактор (стрессор) — это любое воздействие на психику человек, которое вызывает стрессовый ответ. Существует множество потенциальных стрессоров: перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, резкое изменение шумового фона, заболевание и т.д. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, изменения характера дыхания, увеличение сахара в крови и т.д.). Такие изменения Селье назвал «общим адаптационным синдромом». Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г.Селье выделил три стадии этого процесса
стадию мобилизации;
стадию сопротивления (адаптации);
стадию истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью человека [6].
Селье выделяет две формы адаптивного синдрома: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс.
Стресс может быть полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.
Экзамены в ряду стрессовых ситуаций для молодежи занимают одну из верхних позиций первого десятка [6], [9].
Особенности влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физическое самочувствие человека.Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.
Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание». А в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания.
Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях — вот типичные проявления страха перед экзаменами.
Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения (Антропова М.В., 1968; Боканова О.М., 1974; Плотников В.В., 1983; Фаустов A.C., Баткина И. 1986; Доскин A.B., 1988; Еремин А.Л, 1989; Щербатых Ю.В, Бугочникова Н.С., 1994; Щербатых Ю.В., Есауленко Н.Э., Бакаева О.И. и соавт., 1996; Умрюхин Е.А.А Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Щербатых Ю.В., 20006; Щербатых Ю.В., 2000д; Schepard J.D., Al'Absi М., Whitsett T.L. Passey R.B., Lovallo W.R., 2000; Умрюхин E.A. и соавт., 2001). Недавние исследования ученых показали, что экзаменационный стресс затрагивает все системы организма человека и оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую иммунную и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний [10].
В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.
Главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания.
Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий». [9.13].
Таким образом, экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.
1.3 Теоретический анализ уровня тревожности и его влияния на достижение успехов.
Изучением психических состояний личности в учебных группах в различные периоды учебной деятельности занимались Л.М. Аболин, И.А. Васильев, Л.В. Винокурова, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, Ю.М. Десятникова, Э.Л. Носенко, Н.Б. Пасынкова, Н.М. Пейсахов, А.О. Прохоров, В.П. Шарай и др.
Тревожность характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая «полезная тревожность». Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Постоянное ощущение чувства тревоги негативно сказывается на психологическом состоянии учащихся: постоянная тревожность переходит в стресс и занимает особое место в жизни и учебной деятельности. [4]
Автор теста на определение личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергер считает, что показатели личностной и ситуативной тревожности соотносятся между собой у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных ситуациях, проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в оценочных ситуациях, как экзамены, ставящих под сомнение самоуважение и авторитет индивида [1].
В результате анализа научных работ авторов Дж. Саразон, Д. Аткинсона, Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова, был сделан вывод, что, наибольшие затруднения в экзаменационной ситуации будут испытывать люди с высокой личностной тревожностью, низкой самооценкой, рассогласованием уровня самооценки и притязаний, потребностью в избегании неудач, сомнением в себе. Высокая тревожность, проявляется в тенденции оценивать явления, события и предметы, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. [1]
Таким образом высокий уровень тревожности является одной из причин, снижающих успешность учебного процесса и в целом успеваемость учащихся, что подтверждают данные, полученные Е.В. Щербатых, 75% российских учащихся в условиях экзаменационного стресса имеют высокий уровень ситуационной тревожности, 8,6% — сверхвысокий, 16,4% — средний [1].
Метод «нейрографика», нейрографическое рисование
Для психолого-педагогической коррекции был выбран «Нейрографика», который отвечает с одной стороны индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. Выбор основывается на результатах исследований «Психологические основы Нейрографики», проводимых Савельевой О. А., кандидатом психологических наук, членом Российского психологического общества [5].
Метод нейрографики позволяет достичь определенных успехов в жизни и открыть новые возможности. Изобрел его Павел Пискарев - психолог и бизнес-тренер. Павел Пискарев дает следующее понятие разработанному методу «Нейрографика»: это творческий метод трансформации мира, формирование и трансформация бессознательного, изменение впечатлений под заданный контекст. Метод основан на использовании алфавита визуального языка, геометрических архетипов и специальных графических алгоритмов. Нарисовать можно всё. Линии действия, узоры жизненных обстоятельств, траектории движения во времени, графические решения сложных задач коммуникации». [3]
Исходя из понятия, данного Павлом Пискаревым, можно сделать вывод, что нейрографика — это метод организации мышления при помощи рисования. Его можно охарактеризовать как одну из разновидностей арт-терапии, потому что он обладает выраженным терапевтическим эффектом. Его главная задача заключается в том, чтобы вывести страхи, тревоги и комплексы из глубин подсознания на сознательный уровень, где их можно проработать и устранить. Чтобы воспользоваться методом нейрографики не нужно уметь рисовать, достаточно иметь способность держать в руках маркер и воспроизводить на листе бумаги простейшие фигуры.
Один из принципов нейрографики гласит: любая задача имеет графическое решение.
Любую ситуацию можно изобразить «каракулями», спонтанными движениями на листе – и это будет не более, чем наш эмоциональный отпечаток, то есть рисунок о том, как мы переживаем что-то. В этих графических элементах, которые мы способны создать (каждый своей рукой), мы можем выделять какие-то фигуры. Те фигуры, которые мы выделяем бессознательно, являются важными для нас, их форма определяет характер субъектов внутри нас. Их взаиморасположение, масштаб и пропорции по отношению друг к другу определяют степень важности смысла и значения.
Метод нейрографики — это современный подход к формулированию, постановке и раскрытию смысла задач с помощью переноса графических образов на бумажный или иной носитель. Сложное название метод получил от синтеза понятий, касающихся высшей нервной деятельности (нейро) и воспроизведения зрительных образов на рисунке (графика). Суть и смысл этой методики можно рассматривать как исследованное и приведенное к системе стремление человека визуализировать образы своих проблем, картины мира, чтобы придать им наглядное представление. Нейрографика в современном понимании — это воплощение идей Карла Юнга, швейцарского психолога и философа, которые стали основой теории графических образов. Когда человек рисует в этой технике, его мозг совсем не пользуются привычными стереотипами рисования. А это значит, он вплотную соприкасается с материалом из бессознательной части психики.
2.1 Элементы метода «Нейрографика»
Для выполнения нейрографического рисунка есть четкие алгоритмы, которые помогают последовательно выстраивать графическое изображение, шаг за шагом. В результате анализа авторских работ Павла Пискарева выделены основные элементы, содержащие суть метода нейрографики.
Самым первым и важным в Нейрографике является понятие «нейрографическая линия». «Линия Пискарёва» или «нейрографическая линия» – это линия, которая не повторяет себя (не похожа сама на себя) на каждом участке своего движения, и ведем мы ее туда, где не ожидаем увидеть» [3]. То есть нейрографическая линия – это инструмент, который позволяет изображение сделать ощущением. Линия – это мысль, это проекция способа мышления в текущем моменте на плоскость (бумаги). Линия способна передавать и смысл, и чувства. Изображение, которое создано с помощью нейрографической линии работает на формирование наших впечатлений. Нейрографическая линия разная на каждом участке своего движения, она не должна быть прямой и отточенной, она дает живой контур. Линия формирует живое впечатление у людей, что заставляет человека переживать, помогает выстраивать отношения к чему-либо, выводит из состояния апатии, выгорания, депрессии. Следует уточнить, что линия должна быть спонтанной, чтобы она не переросла в стандартные фигуры на листе. Это проекция мыслей на лист, человек открывает новые форматы мышления, мобилизует интеллект.
Базовая фигура круг. На его основе осуществляется такая техника как скругление. Даже частично скругленный угол позволяет сознанию мысленно дорисовать круг. Скругление – это гармонизация любого негативного или конфликтного образа на листе, а также сопряжение (связь) между фигурами. Круг — это мощная архетипическая фигура, обеспечивает безупречную целостность Карл Юнг утверждал, что круг — это стремление к гармонии, замкнутые образы, прорывающиеся из подсознания. Окружить — значит придать целостность группе графических объектов. Чем важнее объект, тем больше и жирнее он обведён круговыми линиями.
Базовая фигура треугольник. Треугольники символизируют вопросы и проблемы, конфликты, которые на сегодняшний день стоят остро и требуют быстрого решения. Это энергия конфликта, (шип, коготь, колючка). Одновременно, треугольник – это и динамика развития, энергия, которая необходима для решения задач. Треугольники это довольно непростые, и очень сильные фигуры. Поэтому при рисовании нейрографики нужно использовать его достаточно аккуратно и осознано. Кроме того, важными для восприятия являются пропорции и масштаб фигур как проекция масштаба событий.
Базовая фигура квадрат. Когда человек рисует квадрат, он подсознательно в простых формах выражает сложные вопросы и ответы на них, так как эта фигура – символ стабильности, устойчивости – четыре стороны света, четыре времени года и т.п. Но иногда через квадраты можно увидеть и те зоны, в которых происходит застой, в которых требуется динамика изменений. Остальные формы, созданные человеком, если они не повторяют природные, будут составлены из вышеперечисленных.
Взаимодействие базовых фигур друг с другом. Соединения или взаимодействие фигур друг с другом может быть как агрессивная врезка или плавное перетекание. Всякое взаимодействие форм может нравиться или нет. Если форма врезается, вторгается в другую, то это воспринимается как захват одного смысла другим. Так треугольник, врезанный в шар, будет воспринят как нарушение целостности механизмом. Перетекание форм, слияние будет соединять их первоначальные значения в новое.
Таким образом, получается своеобразная "карта подсознания". Глядя на неё, невозможно найти прямой взаимосвязи картинки с реальностью. Рисунок показывает человеку, что происходит в его подсознании. Это образ внутреннего мира, визуализация проблем, которые беспокоят, и разных эмоциональных состояний. Нейрографику по праву можно причислить к новому языку выражения себя, своих мыслей, желаний и, более того, моделирования будущего.
2.2 Алгоритм снятия ограничений
При изучении авторской методики Павла Пискарева был рассмотрен алгоритмы снятия ограничений. Метод нейрографики насчитывает порядка восьми алгоритмов работы, и все же именно первый алгоритм снятия ограничений стоит отдельно. С его помощью можно графически на плоскости листа получить решение своей насущной задачи в области коммуникаций, здоровья, бизнеса, взаимоотношений или эмоциональных стрессов. Алгоритм снятия ограничения включает в себя 6 шагов выполнения нейрографического изображения. Данный алгоритм представлен в Приложении 1.
Эмпирическое исследование уровня тревожности среди учащихся 9, 11 классов
3.1 Организация и методика исследования
При проведении экспериментального исследования влияния Единого государственного экзамена на уровень тревожности учащихся 9-х и 11-х классов была сформирована выборка из 30 респондентов в возрасте 14-15 и 17-18 лет, а именно обучающихся МБУ ДО «ЦДО «Надежда»
Для проведения исследования использовалась методика - тест исследования уровня тревожности (опросник Спилберга – Ханина), позволяющий определить уровень тревожности в данный момент (ситуативной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
3.2 Диагностика исходного уровня тревожности и результаты.
Исследование проводилось в МБУ ДО «ЦДО «Надежда».
В ходе обработки полученных данных по каждой шкале были вычислены средние значения тревожности у учащихся 9-х и 11-х классов в начале и середине года.
Таблица№1 «Среднее значение уровня тревожности учащихся 9-х классов»
| 9 класс в начале года (баллы) | 9 класс в середине года (баллы) |
Ситуативная тревожность | 40,8 | 44 |
Личностная тревожность | 46 | 46 |
После сравнения средних значений ситуативной и личностной тревожности учащихся 9-х классов в начале, середине и в конце учебного года был выведен уровень тревожности.
Исходя из результатов, представленных в таблице №1, мы видим, что у учеников 9-х классов к середине года уровень ситуативной тревожности повысился. Сравнивая уровень личностной тревожности, мы видим, что показатель остаётся без изменений к середине процесса обучения и имеет высокий показатель тревожности. Анализируя динамику изменения, можно сделать вывод о том, что обучающиеся находятся под воздействием стрессовой ситуации. Подростки сильно волнуются в ожидании будущей процедуры экзамена, беспокоятся по поводу подготовки, проведения и объявления результатов. Скорее всего, это происходит по причине того, что возникает страх неудачи.
Для сравнения рассмотрим уровень тревожности и тип эмоциональной реакции на стимулы внешней среды у учащихся 11-х классов.
Таблица№2 «Среднее значение уровня тревожности учащихся 11-х классов»
| 11 класс в начале года | 11 класс в середине года |
Ситуативная тревожность | 41 | 45 |
Личностная тревожность | 42,3 | 47 |
Анализируя результаты, представленные в таблице №2, мы можем сделать следующие выводы. У учеников 11-х классов в период от начала до окончания процесса обучения были выявлены значимые различия по шкале «ситуативная тревожность» Среднее значение у учеников 11 класса в начале года (X =41) меньше среднего значения чем у учеников 11 класса в середине обучения (X =45.333). Данные позволяют сделать вывод, что ученики 11-х классов более подвержены давлению со стороны окружающих, в том числе родителей, учителей, уровень их ситуативной тревожности становится более высокой к середине процесса обучения. Также были выявлены значимые различия у учеников 11 класса в начале года и в середине года по шкале «личностная тревожность». У подростков в начале процесса обучения среднее значение равно 42.3, это меньше среднего значения у учеников в середине года равного 47.3. Вероятно, респонденты 11-х классов оказались более тревожными из-за того, что ученики, находясь на важном этапе своего профессионального пути, боялись выбрать не то направление, пойти на поводу у родителей, сделать ошибку в выборе профессии.
Для раскрытия полной картины содержания предэкзаменационной тревожности у учащихся 9-х и 11-х классов, мной были изучены их потенциальные реакции на неуспех. Респондентам было предложено продолжить незаконченную фразу «Если я не сдам ОГЭ, то…» для учащихся 9-х классов и «Если я не сдам ЕГЭ, то…» для учащихся 11-х классов. Наиболее распространенными и характерными для выборки испытуемых вариантами дополнения оказались следующие: «пересдам», «сдам», «очень сильно расстроюсь», «уйду в себя», «подготовлюсь лучше», «буду плакать». В данном перечне присутствуют как позитивные, так и негативные реакции, которые, в свою очередь, преобладают. Это свидетельствует о том, что они испытывают стресс при мысли о том, что произойдет в случае неуспеха. Тем не менее некоторые подростки называли такие варианты потенциальных реакций, как: «совершу суицид», «у меня будет депрессия», «не знаю, как жить дальше». Такие суждения характерны для острой тревожности перед экзаменами и его результатами. Результаты опроса представлены на Диаграмме 1
Диаграмма№1 «Результаты опроса учащихся 9-х и 11-х классов на выявление потенциальной реакции на неуспех»
Качественный анализ этих данных показывает, что старшеклассники действительно испытывают сильную экзаменационную тревожность и есть необходимость в ее психолого-педагогической коррекции.
3.3 Диагностика уровня тревожности и результаты после использования метода «Нейрографика»
Изучив теорию метода «Нейрографика», я пришла к выводу, что данный метод – это научно обоснованный и признанный психологический метод, направленный на работу с собой, со своей психикой, со своим мозгом. В его основе лежат исследования и результаты таких наук, как психология, нейрофизиология, социология, культурология, философия, графика, кибернетика и ряд других. Для того чтобы получить эффект, а не вред и закрепление неправильного навыка от использования метода «Нейрографика», необходимо выполнять работу под руководством инструктора по нейрографике, специально прошедшего обучение и соблюдающего технику безопасности или психолога. Поэтому дальнейшее выполнение эксперимента по работе с методом «Нейрографики» было проведено совместно с сотрудником МБУ ДО «ЦДО «Надежда» Кулыбы Натальи Ивановны, имеющей образование психолога
Таблица№3 «Средний показатель тревожности в экспериментальной группе до и после экспериментального воздействия»
| Спилберг Шкалы тревожности | |||
Ситуативная тревожность учащихся 9-х классов | Личностная тревожность учащихся 9-х классов | Ситуативная тревожность учащихся 11-х классов | Личностная тревожность учащихся 11-х классов | |
До | 44 | 46 | 45 | 47 |
После | 38 | 40 | 35 | 44 |
| 13,63% | 13,04% | 22,22% | 6,38% |
Видно снижение уровня тревожности после проведенного исследования (ситуативной и личностной тревожности), что дает возможность предположить о снижении склонности человека к переживанию тревоги, являющейся эмоциональным состоянием. Уменьшаются субъективные ощущения напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. А поскольку тревожность связана с переживанием эмоционального дискомфорта, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, может являться следствием внутри- и межличностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки, то ее снижение говорит о повышении уровня самооценки, уверенности и вовлеченности.
Снижение уровня высокой тревожности позволяет предположить, что в ходе рисования методом «Нейрографика» смещается акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и умение разбивать большие задачи на более мелкие и видеть всю картину в целом одновременно.
Итак, учащихся 9-х и 11-х классов показали снижение по обоим шкалам тревожности, что говорит о большей адаптивности и глубине воздействия метода на подростковый возраст. При этом мы видим, что у подростков снижается и личностная тревожность, что делает применение методики максимально эффективной в возрасте, пока жестко не обусловлены границы и убеждения взрослого человека.
Таким образом, применение нейрографики как арт-терапевтического метода (возможно в сочетании с другими видами психотерапии), может активно использоваться для снижения тревожности у учащихся в период подготовки и сдачи экзамена, тем самым способствуя повышению результатов. Он работает именно благодаря тому, что через маркер и бумагу человек находится на связи с самим собой. Применение метода «Нейрографика» способствуют прорабатыванию вытесненных переживаний и созданию конструктивной стратегии на будущее.
Для подтверждения результатов было проведено дополнительное исследование по методике «Самооценка эмоциональных состояний» в компьютерной программе «Effecton Studio» - комплекс психодиагностических и развивающих методик.
Анализ результатов по методики «Самооценка эмоциональных состояний» показал, что эмоциональное состояние учащихся 9-х и 11-х классов после работы по методике «Нейрографика» в пограничном состоянии от уровня среднего показателя к выше среднему, что еще раз доказывает о положительном воздействии выбранного метода снижения уровня тревожности.
Разработка алгоритма использования метода «Нейрографика»
На основе результатов анализа ответов анкетирования и теории из литературных источников были разработаны рекомендации. Мной был разработан алгоритм профилактики и коррекции экзаменационной тревожности применяются следующие направления деятельности:
Выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов:
- Диагностика уровня тревожности и работа, направленная на выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска
2. Проведении профилактических мероприятий, направленных на формирование умений самоорганизации и саморегуляции, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям:
- рисование по методу «Нейрографика»;
- занятия с психологом;
- психоконсультирование учащихся и педагогов;
- занятия в комнате психологической разгрузки (КПР) и тд.
3. Контрольная диагностика уровня тревожности. Внесение изменений в текущую работу.
Заключение
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней школы. Учащиеся, которые подвержены хроническому экзаменационному стрессу, могут начать думать, что они просто неспособны делать что-то. У них развивается чувство беспокойства или страха, что вне зависимости от их стараний, они провалятся, что характеризуется высоким уровнем тревожности. Поэтому высокий уровень тревожности является одной из причин, снижающих успешность учебного процесса, и может привести к суицидальным мыслям или попыткам суицида. Это подтверждается результатами исследования, полученные в ходе выполнения данной работы. Так 47% опрашиваемы негативно высказываются при потенциальной возможности не сдачи экзаменов и 16 % допекают опасные высказывания. Например: «у меня будет депрессия», «не знаю, как жить дальше». Качественный анализ этих данных показывает, что старшеклассники испытывают сильную экзаменационную тревожность и есть необходимость в ее психолого-педагогической коррекции. Для снижения подобных рисков с учащимися 9-х и 11-х классов должна проводится работа по коррекции экзаменнационной тревожности в течении всего учебного года перед экзаменами. Одним из действенных способов такой работы будет явятся метод «Нейрографика.
Метод «Нейрографика» — это графический метод организации мышления, трансформации своего состояния и отношения к проблеме без слов и понятийного процесса. Это контакт со своим внутренним пространством через рисование.
В результате эксперимента было установлено, что метод «Нейрографика» оказывает значимое влияние на изменение психических состояний выпускников. И если в середине года уровень тревожности учащихся 9-х и 11-х классов имел высокий показатель, то после рисования методом «Нейрографика» наблюдалась положительная динамика снижения по обоим шкалам тревожности, что говорит о большей адаптивности и глубине воздействия метода на подростковый возраст.
Поставленная в начале исследования цель достигнута, задачи выполнены. Результаты эксперимента подтвердили гипотезу, а значит метод «Нейрографика» может является эффективным средством снижения уровня экзаменационной тревожности у выпускников 9-х, 11-х классов
Список литературы и интернет источников
4. Коваленко С.В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования[Электронный ресурс] / С.В. Коваленко // Сайт «КиберЛеннка – научная электронная библиотека» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
5. Мария Львова-Белова Доклад о деятельности уполномоченного при президенте рф по правам ребенка за 2021 год [Электронный ресурс]/ Мария Львова-Белова// Сайт «Уполномоченный при президенте российской федерации по правам ребенка» - режим доступа: http://deti.gov.ru/documents/doklad
7. Пискарев П. М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений/ Павел Пискарев. — Москва : Эксмо, 2020. — 272 с. : ил.
Петрова Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса [Электронный ресурс] / Е.Г. Петрова// Сайт «КиберЛеннка – научная электронная библиотека» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
6. Савельева О.А. Психологические основы нейрографики. Дисс. На соискание степени канд. филос. наук: спец. 09.00.01 «Общая психология, история психологии». – Ярославль, 2018. – 258 с.
1. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1979. – 292 с.
2. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы. – Кишинев: Штиинца, 1973. – с. 39-11.
8. ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" [Электронный ресурс]// ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" -Режим доступа https://fcprc.ru/monitoringi/
3. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М.: Ф и С, 1988. – 176 с.
9. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса [Электронный ресурс]/ Ю.В. Щербатых//Сайт «Диссертации по геологии, географии, биологии и сельскому хозяйству» - Режим доступа: https://earthpapers.net/
Приложение 1.
«Использование метода «Нейрографика» как одного из способов снижения тревожности у подростков 9-х, 11-х классов в период подготовки и сдачи экзаменов»
Выполнила: Олейник Антонина, 8 класс
Алгоритм снятия ограничений
Шаг первый. Актуализация проблемы.
а) С чем мы хотим работать? Масштаб задачи не имеет значения. Например: взаимоотношения человека со своими знакомыми, родными, коллегами или друзьями; проблемы со здоровьем в целом или по отдельности; будущее или прошлое т.д. В процессе рисования по шагам не нужно держать свою проблему всё время в голове. Проблему необходимо задать в самом начале и потом к ней не возвращаться.
б) На данном шаге важную роль играют эмоции, а точнее напряжение, связанное с ними.
Шаг второй. Выплёскивание напряжения на весь лист бумаги. На этом этапе попробуйте перестать думать. Положите в рот конфету или то, что вы любите, и попробуйте почувствовать удовольствие от процесса. Необходимо взять лист бумаги и начать вести по нему карандашом, рисуя непрерывную линию в произвольной форме. Секрет заключается в том, что этот рисунок должен быть нанесен спонтанно и достаточно быстро. В этот момент не следует думать об эстетике и правильности линий, а также о том, куда лучше повести руку - влево или вправо. Это должен быть выплеск внутренней проблемы и ее энергии на бумагу. Не просто желание получить результат, а восторг от того, что происходит. При этом все напряжение, созданное неприятной ситуацией, также покидает человека и переносится на плоскость листа. Во время этого процесса возникают новые нейронные связи в головном мозге, он начинает активно искать решение проблемы. Этот этап называется выплескиванием проблемы наружу.
Шаг третий. Округление углов. Необходимо посмотреть на полученную картину. На рисунке будут различные углы, угол-это конфликт, круг-решение конфликта. Чтобы сгладить конфликт, нужно, взяв цветные карандаши или фломастеры, сгладить на рисунке все углы. До 80% работы на этом этапе проходит в режиме сопротивления. Это связано с проживанием различных чувств и эмоций, что является естественным в такой ситуации. На этом шаге главное – продолжать работу и довести ее до конца. Встреча недовольства со стороны человека, является знаком того, что человек встретился с собой. В данном момент человек находится в углу. Нам необходимо привести себя в круг, в целостность, в самость. На этом этапе снимаются психологические ограничения. Обычно, когда работа по округлению углов на 80% уже сделана, человек начинает приходить в состояние благости и удовлетворения. Мы должны не убедить себя, что что-то произошло, а реально почувствовать. Может почувствоваться хорошая энергия в теле, может захотеться что-то делать, куда-то бежать, чувство прилива сил. На последних 20% работы меняется пластика мозга, отношение к ситуации меняется, в этот момент приходят новые мысли к старой ситуации.
Шаг четвертый. Объединение.
а) Интеграция внутренних областей на рисунке. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом. Необходимо воспользоваться красками, фломастерами или цветными карандашами для раскрашивания картины. Цвета выбираются в произвольном порядке. Не обязательно закрашивать все сегменты.
б) Получившуюся фигуру необходимо объединить с остальным пространством на листе, растворить ее в нем. Это необходимо делать при помощи нейрографических линий, которые визуально напоминают кривую кардиограммы, только амплитуда колебаний этой линии не такая большая и в ней отсутствуют острые углы. Волны на ней не синхронные. Проводим такие линии от рисунка по направлению к краям листа, создавая единое изображение. Этот прием нужен для того, чтобы почувствовать себя единым целым с окружающим миром. На этом этапе уходят понятия «я», «ты», «они». Все сливается в одно неделимое целое. Это работа с коллективным бессознательным. Пустое пространство на листе - это мир вокруг, а рисунок - это сам человек. Необходимо органично вписать себя в окружающий мир, слиться с ним. Требуется растворить фигуру в фоне, уравняв таким образом напряжение внутри нее и снаружи. Через эти действия к человеку приходит осознание того, что мир поддерживает его, предлагает ему ресурсы и силы для решения проблемы.
Шаг пятый. Прорисовывание линии поля. Прорисовываем на весь лист из одного края в другой отдельные нейрографические линии. Характер этих линий – высокое напряжение, на этом шаге могут происходить разные интересные переживания, это глубокое погружение в свой внутренний мир. Данные действия могут привести к тому, что потеряется связь с трудной проблемой, и задача постепенно начнет разрешаться. После того как рисунок завершен, нужно внимательно посмотреть на него. Затем необходимо отдохнуть.
Шаг шестой. Вербализация. Анализируем, как начинает меняться отношение человека к проблеме, которая была изначально. На этом этапе человеку необходимо озвучить свое состояние. Таким образом, нейрографика - это современный вид арт-терапии, направленный на решение многих психологических и терапевтических задач, способствующий снятию эмоционального напряжения, налаживанию гармонизации внутренних процессов. Польза этой методики заключается в том, что она помогает переоценить проблему (отношение к которой кардинально меняется), пересмотреть свои мысли, действия и найти правильное решение.