Исследовательская работа на тему: "Образовательные реформы Петра I»

2
0
Материал опубликован 18 December 2023

Автор публикации: Д. Смирнов, студент 2 курса

«Образовательные реформы Петра I»

Смирнов Денис Евгеньевич

ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж, г. Ярославль, РФ

В XVII веке отставание России от западноевропейских государств было очень велико. «Государству нужна была сильная личность, которая, будучи наделена верховной властью, понимала бы необходимость перемен, обладала энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя» . Таким государственным деятелем стал Петр I.

Развитие российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I. Эпоха правления Петра I стала переломным периодом в истории России. Реформы императора охватили все сферы жизни страны, определив дальнейшее развитие России.

Предметом данного исследования является реформирование Петром I сферы образования для обогащения культуры народа, а также подготовки необходимых специалистов в целях устранения экономической отсталости России.

Цель исследования: обосновать значимость образовательных реформ Петра I для устранения экономической отсталости России по сравнению с западноевропейскими странами.

Поставленная цель продиктовала следующие задачи:

Рассмотреть и проанализировать значение преобразований Петра Великого в сфере образования, как неотъемлемой части государственной политики;

Привести в систему собранную информацию.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении из заграничной поездки, Петр направляет молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом, для овладения морскими науками. Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу.

Петр I придал проблеме образования в России  первостепенную значимость, он вызывал в Россию множество европейских учителей всех специальностей.

В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтырь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских и купеческих.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

16 апреля 1722 года Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Но принимать в эти учебные заведения дозволялось только русских подданных. Он также крайне поощрял выход в отставку иностранцев.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра I, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ.

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась.

Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…»1.

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать»2.

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре I наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796, а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. Но, созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.


Библиографический список

Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 544 с.

Павленко Н.И. Петр Первый и его время: Кн. Для учащихся сред. и ст. Классов - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.: ил.

Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ». Л.Лениздат, 1989

С.Князьков «Очерки из истории Петра Великого и его времени». М.:Культура,1990

Буганов В.И. Петр Великий и его время.-М., 1989, 232с.













1 Указ Петра I. 1705 г.

2 Указ Петра I. 1714 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации