Исследовательская работа «Осанка учащихся МБОУ Шарагайская СОШ»
Автор публикации: К. Рютина, ученица 4А класса
Областная научно-практическая конференции
учащихся 4-9 классов «Расту здоровым»
Научно-исследовательская работа
Профилактика заболеваний
Тема работы
«Осанка учащихся МБОУ Шарагайская СОШ»
Выполнила:
Рютина Кристина Максимовна
учащаяся 4 класса
МБОУ Шарагайская СОШ
Руководитель:
Бухальцева Валентина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ Шарагайская СОШ
Иркутск-2019
Оглавление
Введение_______________________________________________________стр.2
1.Основная часть
1.1 Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение____________стр. 3
1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ__стр.7
Заключение_____________________________________________________стр.12
Список использованных источников и литературы____________________стр.14
Приложения____________________________________________________стр.15
Введение
Валентина Николаевна нам на уроке постоянно напоминает о правильной осанке. Дома мама постоянно мне делает замечание, чтобы я правильно сидела. Говорит мне, что правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья. Мне стало интересно, а мои одноклассники так же следят за здоровьем своей осанки. Тема моего исследования «Осанка учащихся МБОУ Шарагайская СОШ»
Цель исследования: выяснить состояние осанки у моих одноклассников.
Объект исследования: осанка
Предмет исследования: состояние осанки моих одноклассников.
Я выдвинула гипотезу, осанка, на мой взгляд, у моих одноклассников в норме.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести анкетирование одноклассников «Что значит правильная осанка»;
Провести исследования на правильную осанку у моих одноклассников;
Составить буклет «Как сохранить правильную осанку».
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы по данной теме;
Анкетирование, исследование, измерение.
Основная часть
1.1.Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение.
Своё исследование я начала с посещения сельской библиотеки. В «Детской энциклопедии 1000 вопросов и ответов» я прочитала, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
В школьной библиотеке в словаре русского языка С.И. Ожегова я прочитала: Осанка — внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки — конь — корова».
Правильная осанка характеризуется:
нормальным положением позвоночника симметричным расположением плеч и лопаток, прямое держание головы и прямые ноги без уплощения стоп.
Правильная осанка - это здоровая спина. Хорошая осанка позволяет позвоночнику удерживать вертикальное положение и наиболее эффективно нести вес тела. С учетом вертикальной оси располагаются также и все наши внутренние органы и скелет. При плохой осанке позвоночник напрягается, из-за чего возникает боль. Это приводит к согнутой, сутулой спине и многим болезням внутренних органов, нарушается работа мышц, ухудшается кровоснабжение мозга. Все это приводит к уменьшению умственной работоспособности, внимания, ухудшению памяти.
Человеческий организм, можно сравнить с домом, в котором все системы должны работать слаженно. Каркасом тела человека является скелет.
Поль Брэгг (американский биолог, диетолог) выделял 4 вида осанки:
1. Хорошая осанка. При такой осанке голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка слегка выдвинута вперед и вверх, живот втянут, спина нормально изогнута.
2. Посредственная осанка. Голова выдается вперед, живот немного выпячен, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут, поясница слегка впалая.
3. Плохая осанка. Для такой осанки характерна расслабленность, в том числе живота, лопатки при этом торчат, поясница впалая.
4. Очень плохая осанка. При такой осанке голова сильно выдается вперед, верхняя часть спины излишне изогнута, живот расслаблен, грудная клетка и поясница впалые.
Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:
лордоз (искривление выпуклостью вперед),
кифоз (искривление выпуклостью назад),
сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален.
Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.
Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы:
1. В младенческом возрасте, когда родители рано начинают садить ребенка. У малыша горбится спина, нарушается грудной изгиб позвоночника, потому что мышцы еще не до конца сформировались; когда рано начинают учить ребенка ходить - возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и происходит деформация ног.
2. Из-за перенесенных инфекционных заболеваний (таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез), травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения. При заболевании рахитом нарушается обмен солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, замедляется рост организма. Причина - дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. При ожирении происходит нарушение обмена веществ. Причины - переедание, низкая двигательная активность. Наблюдается задержка роста, психического развития, повышение давления. Дети, страдающие ожирением, имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.
3. В школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован, меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, образуется боковое искривление. Оно приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.
Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.
А также перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если рюкзак носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.
Искривление позвоночника возникает у девочек, когда они рано начинают носить обувь на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, вызывая напряжение мышц нижней части спины.
Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит ребёнок. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.
Для укрепления костно- мышечной ткани необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло.
Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. Много времени школьник проводит за компьютером или просмотром телепередач. Малоподвижный образ жизни приводит к снижению возможностей мышечной системы, а так как скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.
Вывод: На этом этапе сбора информации я познакомилась с понятием осанка, а так же с причинами, способствующие нарушению изгибов позвоночника, ведущих к формированию неправильной осанки тела, возникновению различных заболеваний.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что осанкой называют, умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в положении сидя, лежа и во время ходьбы. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника. Спина всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником. Нужно помнить о хорошем настроении, правильном питании, о правильном подборе портфеля, постоянно выполнять комплекс упражнений для позвоночника. Отсюда – самый главный вывод: беречь позвоночник смолоду!
1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ
Свое исследование я начала с анкетирования своих сверстников «Что значит правильная осанка». Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение 1). Результаты анкетирования представлены на диаграммах.
Диаграма 1
Диаграма 2
Диаграма 3
Диаграма 4
Вывод: Мои одноклассники знают, как нужно правильно сидеть за партой, но есть такие ребята, их двое, которые на это не всегда обращают внимания. Кроме школы, дома выполняют упражнения для формирования правильной осанки 7 человек. При просмотре телевизора, работе у компьютера 80% следят за своей осанкой, 20% ребят не следит за своей осанкой. Школьники все знают, что такое сколиоз, но не знают способов проверки правильной осанки.
После обработки анкеты, я предложила ребятам проверить, если у них нарушения осанки. Мои одноклассники с удовольствием откликнулись. Я провела обследования осанки по методике А.С. Корнилова «Коррекция нарушений осанки школьников», познакомила с четырьмя способами проверки правильности осанки.
Определение лордозов.
Ребята встали спиной к стене так, чтобы, затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если ладонь или кулак не проходит, есть искривление. Вывод: у всех ребят ладонь проходит, значит, осанка не нарушена.
2. Определение Кифоза.
Сантиметровой лентой измеряла расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряла это расстояние на груди. Если результаты одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз. Результаты занесла в таблицу.
Сводная таблица результатов
Номер учащегося | Со стороны груди, см | Со стороны спины, см | Результат |
№1 | 34 | 34 | норма |
№2 | 40 | 40 | норма |
№3 | 39 | 39 | норма |
№4 | 44 | 44 | норма |
№5 | 43 | 43 | норма |
№6 | 39 | 39 | норма |
№7 | 35 | 35 | норма |
№8 | 36 | 36 | норма |
№9 | 40 | 40 | норма |
№10 | 44 | 44 | норма |
Вывод: нарушений у ребят не выявлено.
Определение Сколиоза.
Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Сантиметровой лентой измеряла расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований показали, что нарушений у моих одноклассников нет.
4. Способ проверки искривления позвоночника.
Подойти к стене, прислониться к ней спиной. Отмерить карандашом свой рост. После этого отойти от стены, снова подойти, прижаться к стене всеми пятью точками, снова отмерить свой рост. Сравнить свои уровни. Если совпадают, нарушений нет.
Вывод: у всех ребят уровни совпали, значит, нарушений в осанке ребят не выявлено.
Вывод: На этом этапе сбора информации я познакомилась с методикой определения искривлений осанки, научилась обрабатывать информацию, сравнивать, познакомила с этой методикой своих сверстников. Выяснила, что у моих одноклассников нарушений осанки не выявлено. У всех правильная осанка.
При изучении литературы по этой теме, я прочитала, что причиной искривления позвоночника может быть неправильно подобранный портфель.
В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах прописано, что вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г., максимально допустимый вес для учеников 3-4 классов не больше 2 кг. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см), задняя стенка должна быть уплотнена, хорошо прилегать к спине, «держать» позвоночник, не давая ему возможности искривляться (Приложение 2)
Чтобы проверить, правильно ли выбраны портфели моих одноклассников, я решила выяснить, в чём же носят учебники ученики моего класса. Выяснилось, что все носят в ранцах.
Вывод: портфели выбраны правильно у всех учащихся. Далее я взвесила все пустые портфели, вес пустых портфелей у всех был в норме. Затем я взвесила портфели со школьными принадлежностями. Данные занесла в таблицу, из которой видно, что масса портфеля у всех ребят в норме. В портфелях нет ничего лишнего, учебники и школьные принадлежности строго по расписанию.
Сводная таблица результатов
№ | Масса портфеля со школьными принадлежностями | вид портфеля | вывод
|
1 | 1 кг 800г | ранец | норма |
2 | 2 кг50г | ранец | норма |
3 | 2 кг 100г | ранец | норма |
4 | 1 кг 850 г | ранец | норма |
5 | 2 кг | ранец | норма |
6 | 2 кг 150г | ранец | норма |
7 | 2 кг 100г | ранец | норма |
8 | 2 кг | ранец | норма |
9 | 2 кг | ранец | норма |
10 | 1 кг 900г | ранец | норма |
После того, как я выяснила, что осанка моих одноклассников в норме, нарушений не выявилось. Я обратилась к медицинской сестре, узнать результаты медицинского осмотра, нет ли у ребят нашего класса нарушений осанки. Совпадут ли результаты моего исследования с результатами медицинского осмотра специалистами. Немчинова Ольга Петровна ответила, что нарушений осанки у ребят нашего класса не наблюдается.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась, осанка у моих одноклассников не имеет нарушений. Возможно от того, что они знают как правильно сидеть за партой, следят за своей осанкой во время уроков, при просмотре телевизора, работе у компьютера. Активно занимаются спортом. Портфели соответствуют санитарным нормам, носят школьные принадлежности и учебники по расписанию уроков.
Чтобы и другие ребята начальных классов имели такую же осанку, как и наш класс, я создала и раздала буклет «Как сохранить правильную осанку», где даны рекомендации по сохранению правильной осанки (Приложение 3).
Заключение
В ходе моего исследования, все поставленные задачи были решены.
Я познакомилась с понятием осанка, с причинами, способствующие нарушению изгибов позвоночника, ведущих к формированию неправильной осанки тела, возникновению различных заболеваний. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника. Сделала главный вывод, что беречь позвоночник нужно смолоду!
Провела анкетирование своих одноклассников «Правильная осанка». Выяснилось, что мои одноклассники знают, как нужно правильно сидеть за партой, но есть и те, кто не всегда на это обращает внимания. Упражнения для формирования правильной осанки выполняют не только в школе на уроках физической культуры, на физминутках во время уроков, но и дома. При просмотре телевизора, работе у компьютера 80% следят за своей осанкой, 20% ребят не всегда следят за своей осанкой. Школьники все знают, что такое сколиоз.
Провела исследование осанки учащихся по методике А.С. Корнилова «Коррекция нарушений осанки школьников». На данном этапе своего исследования я познакомилась с методикой определения искривлений осанки, научилась обрабатывать информацию, сравнивать, познакомила с этой методикой своих сверстников. Выяснила, что у моих одноклассников нарушений осанки не выявлено. У всех правильная осанка.
Произвела измерения пустого портфеля ребят и со школьными принадлежностями. Выяснила, что вес пустого портфеля и со школьными принадлежностями соответствует санитарным нормам. Все мои сверстники носят учебники и школьные принадлежности по расписанию.
Создала и раздала буклет учащимся начальных классов «Как сохранить правильную осанку», где были даны рекомендации по сохранению правильной осанки, чтобы и другие ребята могли, так же как и мои одноклассники иметь хорошую осанку.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась, осанка у моих одноклассников не имеет нарушений.
Список использованных источников и литературы
1.Большая книга «Почему», Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация, викторины и занимательные опыты. Москва РОСМЭН 2009, О.Живаго. Издание на русском языке ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
2. «Детская энциклопедия 1000 вопросов и ответов», Москва АСТ. Астрель М.С. Ханова.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: ООО «Инфотех»,2009.- 944 стр.
Интернет ресурсы
http://dhttp://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?»
- https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
https://gufo.me/dict/dal
Приложение 1 Анкета для одноклассников «Правильная осанка»
Знаешь ли ты, как правильно сидеть за партой?
Да – 10 человек
Нет – 0 человек
Правильно ли ты всегда сидишь за партой?
Да – 6 человек
Нет – 0 человек
Стараюсь – 4 человека
Выполняешь ли ты упражнения для формирования правильной осанки? Если да, то в основном где?
Дома и в школе – 7 человек
В школе – 10 человек
Следишь ли ты за посадкой при просмотре телевизора, у компьютера?
Да – 8 человек
Не всегда – 2 человека
Знаешь ли ты что такое сколиоз?
Да - 10 человек
Нет- 0 человек
Знаете ли вы способы проверки правильной осанки
Да-0 человек
Нет-10 человек
Приложение 2
Каким должен быть правильный рюкзак школьника.