Исследовательская работа по теме "Давно забытые лапти"
Автор публикации: Р. Зарослова, ученица 4В класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Направление: гуманитарное
Давно забытые лапти
исследовательский проект выполнила:
учащаяся 4 «В» класса МБОУ СОШ № 9
Зарослова Регина Викторовна
Руководитель проекта:
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9»
Павлова Мария Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Знакомство с русской народной обувью - лаптями
1.1. Из истории возникновения лаптей…………….….…………………………....….3
1.2. Материалы для изготовления лаптей……………………….. …………………….4
1.3. Сбор и заготовка лыка………..………………………………………………..……5
1. 4 Плетение …………......................................................................................................6
1. 5. Традиции ношения лаптей ….………………………………………………....…...6
1. 6. Что показал опрос?..........................................................………………………..….7
1. 7. Лапти в народном творчестве….…………………………………………..………8
1.8. Лапти в нашей жизни………………………………………………………………8
Глава 2. Практическая работа
2.1. Технология изготовления лаптей…………………………………………..……....9
2.2. Знакомство одноклассников с лаптями…...……….………………………....…....10
2.3. Изготовление изделия………………………………………………………...…....10
Заключение………………………………………………………………………………….…….…10
Список литературы……………………………………………………………………….……......12
Приложение……………………………………………………………………………….…………13
Введение
Актуальность проблемы
В прошлом году моя исследовательская работа была посвящена русскому головному убору – кокошнику. Мне захотелось продолжить тему русской народной одежды. Тем более мы с мамой побывали в Музее декоративно - прикладного искусства в Москве и там я увидела неповторимую красоту традиционного русского костюма. Но ни один наряд не обходится без обуви, а самая известная обувь наших предков это, конечно же, лапти. Мне стало интересно, как и из чего их плели, как и кто их носил, ходили ли в них зимой. Я считаю, что, ответив на эти вопросы, можно более ясно представить себе, как раньше жили люди, а это часть нашей истории, которую мы должны знать.
Цель исследования: узнать, как плели и носили лапти.
Задачи исследования:
- изучить информационные источники с целью получить больше информации о лаптях;
- провести анкетирование среди учащихся с целью выяснения их знаний о лаптях;
- познакомиться с разновидностями лаптей;
- познакомиться с материалами, из которых плели лапти;
- изучить способы плетения лаптей и изготовить их;
- развить интерес к русской народной обуви у сверстников.
Объект исследования: плетеная обувь - лапти.
Предмет исследования: изучение способов изготовления и носки лаптей.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что возможно овладеть искусством плетения лаптей, изучив литературу и другие источники.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации,
- анкетирование,
- беседа,
- практический метод (изготовление лаптей),
- обобщение и систематизация материала по данной теме.
Глава 1. Знакомство с русской народной обувью – лаптями.
Из истории возникновения лаптей
Из интернета я узнала, что древнейшая обувь наших предков представляла собой подошву из куска кожи животного, края которой были загнуты вверх и стянуты у подъема ноги ремнем. Широко известна такая обувь была под названием « поршни». Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.
В тот же период была распространена и плетеная обувь — лапти. Когда лапти появились на Руси точно неизвестно, а впервые слово «лапотник» встречается в "Повести временных лет" (12 век). Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин — сцена пахоты из «Жития Сергия Радонежского, начало 16 века.
Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге "Путешествие в Московию" А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах 17 века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.
Возможно, (если обратиться к справочникам) слово «лапоть» происходит от слова «лапа», что значит стопа или же от древнеславянского слова «лапъ»- тряпка, заплата. Лапти просуществовали не одно столетие и были популярны вплоть до начала ХХ века.
1.2. Материалы для изготовления лаптей.
В книге Ф.М. Пармона « Русский народный костюм» я прочитала, что лапти были наиболее распространенной и дешевой обувью. Они быстро изнашивались, поэтому их приходилось плести в большом количестве, а отправляясь в дальнюю дорогу пешком, брать с собой запасные. Лапти были повседневной и праздничной, летней и зимней обувью. Материалом для них служили липовое, вязовое лыко, реже береста.
В словаре русского языка лыком называют внутреннюю часть коры молодых лиственных деревьев. За ним расположена молодая древесина.
В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.
А самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Мочало — это волокна, на которые распадалось лыко после длительного вымачивания.
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.
Выбор материала для плетеной обуви зависел от природных возможностей местности, поэтому обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
- 3. Сбор и заготовка лыка.
Найти в наше время человека, который плетет лапти из лыка практически невозможно, но на ярмарке мастеров мне удалось познакомиться с одним таким умельцем. Его зовут Лебедев Ефим Михайлович. Его - то я и попросила рассказать о сборе и заготовке лыка и о плетении лаптя.
Для заготовки лыка подходят молодые деревья с ровными стволами. Сдирают лыко весной, когда начинается движение сока и кора легко отстает от древесины. Снимают его специальным инструментом - пырком, на расстоянии одного метра от корня дерева. Если снять лыко от самого корня, то дерево погибнет. Длина полосы на лапоть для мужской ноги должна быть не менее 2 метров, а лучше 2,5 метра. Таких полос требуется 5 штук.
Можно сразу отделить лыко от коры и начать плетение, но раньше лапти плели в основном зимой, когда заканчивались все полевые работы. Поэтому после сбора лыка, его хранили в темном месте, а непосредственно перед плетением вымачивали в воде 8 – 10 часов, чтобы оно стало мягче.
1.4. Плетение
Для плетения лаптя требуется деревянная колодка, соответствующая размеру ноги, а также особенный инструмент - кочедык. У него деревянная ручка и изогнутое лезвие. Он нужен для того, чтобы приподнимать одну из петель при плетении, чтобы просунуть в нее свободный конец лыка.
Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником. (см. Приложение 1)
Начинают плести с пятки. Плетение кажется вроде бы простым, когда одно лыко попеременно сначала прижимает соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и оказывается под ним. Но на деле оказывается, что не так-то просто перегибать лыко, для этого должны быть сильные пальцы, многое также зависит от самого материала.
После того, как пятка готова, ее надо утянуть по колодке, чтобы она приняла нужный размер и форму.
Потом в той же технике плетут и подошву, ее необходимо сделать такой длины, чтобы при загибе ее наверх, она образовала «голову» лаптя. Во время плетения подошвы нужно подтягивать и сгибать лыки, чтобы придать бокам лаптя вертикальное положение. После того, как «голова» готова, оставшиеся концы лык перегибают и вплетают как обычно.
- Традиции ношения лаптей
Из литературных источников я узнала, что крепились лапти на ноге длинными завязками - оборами. Оборы, достигавшие в длину 3-4 м, делали из растительных волокон и шерстяной пряжи. Они снабжались маленьким колечком на одном конце для продержки через него другого конца оборы и закрепления ее на ноге. Оборами оплетали обернутую онучами ногу или их носили поверх чулок крест-накрест или рядами. К праздничному костюму оборы белили, а шерстяные могли быть цветными.
С помощью обор на ноге держались и обертки. Обертки имели различные названия - «онучи», «портянки», «обмотки». Они представляли собой полотнище белого холста длиной от 60 см до 3, 5 м и шириной около 30 см. Зимой крестьяне обертывали стопы и голени суконными, а летом холщевыми онучами. В зимнее время при носке лаптей, прежде чем закрепить онучи, стопы ног обкладывали сухим сеном (для лучшего согревания ног).
В историко-художественном музее нашего города представлен праздничный крестьянский костюм с лаптями. Я смогла наглядно посмотреть, как крепили лапти онучами и оборами.
В 19 веке вместо оберток стали носить (в основном женщины) чулки сшитые или вязаные. В праздники крестьянские модницы надевали до 6 пар вязаных шерстяных чулок, собирая их на ноге складками - «гармоникой». Бедные девушки для достижения такого же внешнего эффекта обертывали ночи онучами и сверху надевали чулки: толщина ног являлась признаком не только красоты, но и зажиточности. Чулки вязали из овечьей или козьей шерсти.
В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне и носили их круглый год.
В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это были большие деньги.
Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями.
На ярмарке мастеров в день города мы с мамой купили лапти моего размера из липового лыка. Я носила их сначала дома, а потом летом у бабушки в огороде. Могу сказать, что в них было очень удобно и легко. И мне очень понравилось в них ходить.
- Что показал опрос?
Я провела анкетирование среди учащихся начальных классов. Приведем некоторые результаты опроса. Из 40 опрошенных только 6 детей узнали лапти. На вопрос, из какого материала изготовлены лапти, многие дети отвечали, что из соломы, а не из дерева (см. Приложение 2).
- Лапти в народном творчестве
Лапти встречаются во многих пословицах и поговорках, сказках и песнях.
С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.
Пословицы и поговорки о лаптях:
• " Мы тоже не лыком шиты"— Знаем дело и имеем достоинство.
• "Ободрал как липку" — Взял непомерно высокую цену.
• «Только и родни, что лапти одни» - Очень одинокий человек.
• «Речь вести не лапти плести» - Лапти плести умели все крестьяне, а науке обучиться не всякий может.
• «Обуть в лапти» - обмануть
• "Променял сапоги на лапти" — Взял плохое вместо хорошего.
• "Надрал лыка" — Строго расправился.
Сказки о лаптях:
• «Лиса и лапоть»
• «Пузырь, соломинка и лапоть»
• «Как старуха нашла лапоть»
• «Сказка о Хитром Лапте»
• «Чудесные лапоточки»
- 8. Лапти в нашей жизни.
В современном мире, конечно, никто не ходит в лаптях, однако их с удовольствием покупают в качестве сувениров и подарков. Старинные лапти встречаются в продаже не часто и ценятся высоко, а мастеров, умеющих сплести настоящие лапти из лыка можно найти с большим трудом. Но само древнее ремесло плетения всё же остается популярным - бисероплетение, плетение из лозы и бумаги, макраме. Все эти виды плетения создают оригинальные вещи для украшения дома и одежды.
Глава 2. Практическая работа
2.1. Технология изготовления лаптей
В книге Ф.М. Пармона «Русский народный костюм» я прочитала, что по технике плетения лаптей различают две основные группы: прямого и косого плетения. Встречался также смешанный тип, в котором сочеталось и прямое и косое плетение
Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинали плести с носка (без колодки), располагая лыка перпендикулярно друг к другу. Через боковые петли протягивали веревку, чтобы стягивать верхний край лаптя по ноге.
Лапти косого плетения изготовлялись на деревянной колодке, начинали их плести с пятки. Полоски лыка располагались друг к другу под углом.
Смешанный тип лаптей характеризуется тем, что у них подошва косого, а головка прямого плетения.
Для каждого региона была характерна своя техника плетения и форма лаптей. Например, московские лапти отличались округлыми носами и высокими бортами. Во Владимирской губернии лапти отличались мелким плетением, трапецевидной головкой, двумя петлями с обоих сторон лаптя для продевания ремней
Лапти косого плетения изготовлялись на колодках для правой и левой ноги. Лапти прямого или смешанного плетения делали без различия обеих ног.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати
Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).
2.2. Знакомство одноклассников с лаптями
Проведенное мною исследование показало, что изучение лаптей и технологии плетения очень интересно. С другой стороны, это важная часть старинных обычаев и традиций. Поэтому мне захотелось рассказать об этом своим одноклассникам. Я организовала выставку изделий в форме лаптей. На ней можно было увидеть и сами лапти.
На уроке ИЗО я проводила мастер-класс. Рассказывала об истории появления лаптей на Руси, процессе плетения. Вместе с одноклассниками пробовали в технологии прямого плетения сделать аппликацию в виде лаптей. Дети с интересом выполняли свою работу. Некоторые из ребят забрали свою поделку домой.
2.3. Изготовление изделия - лапти.
Я считаю, что история лаптей и технология плетения изучены мною достаточно для того, чтобы сделать лапти своими руками. Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. На деле всё оказалось не так просто, мы пробовали несколько раз, брали разные материалы (газетные трубочки, полоски плотной бумаги), но ничего не получалось - невозможно было добиться нужной формы. Наконец нашелся подходящий материал, обладающий нужной длиной, гибкостью и прочностью - обычная проволока. Мы взяли 5 проволок длиной 1,5 метра и плели методом прямого плетения (см. Приложение 6)
Заключение
Проанализировав полученную информацию, нужно отметить, что лапти имели очень большое значение для русского народа, в том числе и обережное. Они просуществовали не одно столетие, и теперь продолжают оставаться одним из важнейших символов традиционного национального быта и добрым памятником о наших предках. Изучая их историю, я узнала много нового и интересного. В ходе проведенного исследования, моя гипотеза подтвердилась.
Вывод:
- я изучила историю лаптей,
- познакомилась с разновидностями лаптей и технологией плетения,
- изготовила изделие;
- познакомила сверстников с информацией о лаптях,
- создала серию закладок для литературного чтения с разновидностями лаптей и тем самым приобщила сверстников к истории родного края.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для уроков истории, ИЗО, внеурочной деятельности. Исследование будет интересно всем, кто захочет знать об истории нашего края.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнуты.
Список литературы
- Костюм в русской художественной культуре. Р.М. Кирсанова. М., 1995.
- Народный костюм от А до Я http://www.narodko.ru
- Учебно-методическая газета «Искусство», 2006 год, изд-во «Первое сентября».
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы
- Интернет-ресурсы.
Потамошнева Наталья Алексеевна