12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина73
Учитель истории
Россия, г. Бердск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 «Пеликан»

_________________________________________________________________





t1712065029aa.gif






Итоговый проект по теме:


«ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»










Работу выполнила:

Потёмкина Алёна, ученица 9В класса

Руководитель:

Фендель Ирина Евгеньевна,

Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории














БЕРДСК – 2024


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

ГЛАВА 1. Трудности в совершении профессионального выбора старшеклассниками……………………………………………………………5

1.1. Психологические особенности старшеклассников .................................5

1.2 Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления...............................................................................................…….5

1.3 Информирование о мире профессий как компонент профессионального выбора..........................................................................................................……7

1.4 Самопознание как основа для профессионального выбора..….………...8

ГЛАВА 2. Анализ особенностей восприятия старшеклассниками ситуации собственного профессионального выбора......................................................11

2.1 Анализ результатов опроса старшеклассников………………………11

2.2 Рынок труда города Бердска……………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………………15

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….16















Введение


Современные старшеклассники во многом отличаются от поколения своих родителей, бабушек и дедушек. Педагоги и психологи отмечают тенденцию, дающую возможность понять, что современные подростки думают по-другому, и иначе, чем их родители, относятся к выбору будущей профессии.

Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии, сможет ли эта профессия ответить взаимностью.

Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Сейчас я должна определиться не только душевными порывами, но и здравым разумом – ведь я должна быть уверена, что выбранная профессия обеспечит мне и моим близким стабильное будущее.

Актуальность:

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всѐ сложнее. Я выбрала данную тему, потому что сама сейчас являюсь ученицей 9 класса и так же, как все мои сверстники столкнулась с проблемой выбора профессии. Думаю, что эта работа будет полезна как моим одноклассникам, так и мне самой.

Цель работы:

Помочь другим старшеклассникам и себе с выбором профессии.

Задачи:

собрать и оформить материал по выбранной теме

изучить проблему выбора профессий

исследовать роль родителей и школы в процессе формирования системы ценностей современных старшеклассников

по данным опросам и проделанной работе подвести итог




























ГЛАВА 1.

Трудности в совершении профессионального выбора старшеклассниками


Психологические особенности старшеклассников

Подростковый возраст - это время серьезной перестройки организма. Самое важное для подростка - найти свое место в жизни, осознать, кем он хочет быть и как он собирается строить взрослую жизнь. Эти поиски часто оборачиваются болезненными переживаниями, эмоциональной неустойчивостью и потерей интереса к учебе. Проблема процесса выбора профессии в 14-15 лет приобретает вселенский масштаб.

Довольно частым явлением у современных подростков является отсутствие каких-либо желаний или мотивации. Они не хотят изучать тот или иной предмет в школе, потому что не знают, зачем им это нужно и как это пригодится в жизни.

Сегодняшние дети часто испытывают такие же серьезные эмоциональные перегрузки, как и взрослые. Многие из них с самого раннего детства посещают кружки и секции, которые, по мнению родителей, помогут им раскрыть свои таланты. Поскольку подростковый возраст - это время выбора профессии, с этим возникают определенные сложности, а тем людям, которым удалось легко сделать выбор, чувствуют себя счастливчиками. Для них автоматически решается масса проблем. Куда поступать? Какие предметы сдавать? Как лучше готовиться к сдаче экзаменов?

Многие замечают, что у этих ребят повышается уверенность в себе. Они теперь знают, кто они. Будущий врач или будущий психолог.

1.2 Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других — к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет.

Применительно к выбору профессии интерес – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека.

Интересы различаются:

по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);

по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);

по глубине (глубокие или поверхностные);

по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия.

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

склонность к работе с людьми;

склонность к работе с техникой;

склонность к работе с условными знаками;

склонность к работе с растениями и животными;

склонность к работе с художественными образами.


Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями.

Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие;

математические;

конструктивно-технические;

музыкальные;

литературные;

художественно-изобразительные.

1.3 Информирование о мире профессий как компонент профессионального выбора

Отсутствие информированности о существующих профессиях — это, наверное, одна из самых основных проблем, с которой сталкиваются будущие выпускники. Слабое представление о том, какие профессии вообще бывают (кроме самых основных и распространѐнных) и что происходит на рынке труда, приводят школьников к подвешенному состоянию, когда нужно срочно определяться со школьными экзаменами (ОГЭ И ЕГЭ), для выбора которых, в свою очередь, нужно знать, куда пойти учиться и какие экзамены сдавать. Получается замкнутый круг, в результате которого множество школьников просто выбирают для сдачи экзамены более легкие, а потом ломают голову, куда бы с таким набором поступить учиться. Как итог, страна имеет большое количество молодых специалистов, которые не любят свою профессию и работать по специальности не хотят.

Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии.

Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой та или иная профессия в настоящее время. Можно самостоятельно найти в интернете требования к специалистам, описание процесса работы или сходить на ярмарки вакансий и дни открытых дверей на интересующих предприятиях. Таким образом, возможные ошибки выбора профессии из-за незнания текущего положения дел будут сведены к минимуму.

1.4 Самопознание как основа для профессионального выбора

На определѐнном этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам.

Профессиональная ориентация – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определѐнным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя профессию – нелѐгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведѐнной профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимаются как работа для неудачников.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция:

Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности

Находит положительные качества личности

Изучает познавательные интересы детей и взрослых

Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребѐнком профессии

Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения

Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность

Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов

Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий

Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала

Проводит разнообразные мероприятия по профориентации

(знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее) Информационная функция

Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приѐма и проходных баллов ЕГЭ и ОГЭ.

Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция:

Уменьшает количество ошибок при выборе профессии

Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке

труда профессий.





ГЛАВА 2.

Анализ особенностей восприятия старшеклассниками ситуации собственного профессионального выбора


2.1 Анализ результатов опроса старшеклассников

В анкетировании приняли участие 60 человек. Это ученики 9-11 классов школы №3 и других школ города. (приложение 1, рис. 1)

На основной вопрос, определились ли старшеклассники с выбором профессий (приложение 1, рис. 2), ребята ответили так: 52,5% - большинство девятиклассников имеет несколько вариантов своей будущей профессии. Следовательно, до конца они еще не определились. Вариант «да» - 36,1% выбрали ученики 10-11 классов. Эти ребята уже представляют, кем хотят стать в будущем. Они уже выбрали профиль обучения и основательно готовятся к сдаче ЕГЭ, по тем предметам, которые им понадобятся при поступлении в высшее учебное заведение.

На вопрос, какие трудности имеют ребята при выборе профессии, (приложение 1, рис. 3), почти 70% считают, что это слабое представление о своей будущей профессии; неуверенность в себе и боязнь сделать выбор.

При выборе своей профессии 70% ребят решили сами, кем им стать в будущем. А вот 30-ти % понадобилась помощь Интернета и родителей (приложение 1, рис. 4). Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать своих дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха. А на просторах Интернета можно получить много различной информации: это и рынок труда (приложение 1), и мир профессий, и требования к каждой из них. Но вот помогла ли школа при выборе профессии ученикам? 71% учеников считают, что нет. Но 29% все-таки считают, что помогла. (приложение 1, рис. 5) Я считаю, что школа оказывает влияние при определении профессионального выбора. Это весь учебный материал, который в будущем нам понадобится на работе. 90% того, что мы изучаем в школе, может и не пригодиться нам в дальнейшей жизни, но нам очень понадобятся те нейронные связи, которые при этом возникли.

Около 80% учеников ответили, что их личные интересы совпадают с их будущей профессией. Также они выразили свое мнение, почему

почему это совпадение они считают важным (приложение 1, рис. 6)

2.2 Рынок труда города Бердска

По статистическим данным в городе Бердске осуществляют деятельность 2955 работодателей.

Количество работодателей со средней численностью работающих от 101 и выше человек - 33, свыше 35 человек – 103.

Средняя заработная плата в городе Бердске – 30610 руб., в Новосибирской области – 34735 руб.

Прожиточный минимум для трудоспособного населения по Новосибирской области – 11 404 руб.

В базе данных центра занятости населения зарегистрировано 1370 вакансий, из них с заработной платой 15 тыс.р. и выше – 820 ед. (примерно 59,8%).

Анализ структуры свободных мест, поданных работодателями в центр занятости населения, показывает, что среди общего количества заявок около 63% приходится на вакансии по рабочим профессиям - востребованы повара, пекари, кондитеры, продавцы, мойщик посуды, кухонный рабочий, маникюрши, водители автомобиля, тракторист-машинист сельского хозяйства, машинисты: - бульдозера, - по стирке и ремонту спецодежды, -крана, столяры и ученики столяра, слесари по ремонту автомобилей, фрезеровщики, слесари-инструментальщики, слесари-ремонтники, слесари-сантехники, электромонтеры и электромонтажники, электрики участка, механики, операторы связи, швеи, а также официанты, горничные, уборщики территорий, уборщики производственных и служебных помещений.

Требуются педагогические работники – мастера производственного обучения; учителя русского языка и литературы, математики, физ.культуры, иностранного языка, ИЗО, истории и обществознания, физики, начальных классов, логопед; педагоги: -организатор, -дополнительного образования, психолог; преподаватели колледжей, воспитатели и младшие воспитатели детского сада, медицинские работники, в том числе врачи и медицинские сестры различных специализаций, акушерки, фельдшеры, фармацевты.

Востребованы менеджеры и инженерно-технические работники, технологи, экономисты, специалисты банковской сферы, юристы, страховые агенты.

На учете в центре занятости населения города Бердска в качестве безработных состоит 540 чел.

Уровень зарегистрированной безработицы – 1% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Минимальный размер пособия по безработице составляет 1020 рублей, максимальный – 5880 рублей в месяц.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги своей работы, я надеюсь, что ученики поняли основные ошибки при выборе профессии. Что касается лично меня, для себя я сделала вывод, какие профессии мне ближе. В дальнейшем я хочу прийти к окончательному результату. В этом мне поможет профориентация, которая есть в нашем городе (приложение 2), а также, для удобств, на нашем сайте школы №3 создан целый раздел профориентации. Не выходя из дома, можно определиться, кем ты хочешь стать.

Кем быть, проблема выбора профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Для того, чтобы избежать необратимых последствий принятого решения, старшеклассникам необходимо внимательно прислушиваться к собственным склонностям, развивать данные от природы способности, в школе организовывать работу по профориентации, а родителям нужно принимать и уважать выбор своих детей. Хочу пожелать ученикам удачи при определении профессионального выбора. Главное - не бояться сделать выбор и верить в себя!













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессии. Когда я вырасту, то стану...: энциклопедия профессий в картинках / С. СПСанжа; худож. М. Стари; [пер. А. Наумовой]. – М.: Издательство «Мелик-Пашаев», 2017. – 72 с.: цв.ил.

2. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

4. Профтест [Электронный ресурс]: Информирование о мире профессий как компонент профессионального выбора - https://careertest.ru/articles/common-mistakes/

6. Медицина обо мне [Электронный ресурс]: Психологические особенности старшеклассников - https://medaboutme.ru/

7. Кем быть? [Электронный ресурс]: Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления- https://www.kem.by/proforientir/interesy-sposibnosti-v-vybore-prof/

8. Работа России [Электронный ресурс]: Рынок труда г. Бердска - https://nszn.nso.ru/News/Detail//0b490f28-b387-454e-98f4-f684725f4d67

9. Профориентация [Электронный ресурс]: Самопознание как основа для профессионального выбора - https://proforientatsia.ru/career- guidance/chto-takoe-proforientatsiya/










ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1


t1712065029ab.jpg








t1712065029ac.jpg







Приложение 2.

Мt1712065029ad.jpg нение старшеклассников

















Автор материала: А. Потёмкина (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.